Эмпирическое исследование процессов творческого мышления
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Борисова Наталья Юрьевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмпирическое исследование процессов творческого мышления

Основы развития личности и формирование творческих способностей закладываются в период дошкольного детства. Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив, то он талантлив во многих сферах. Это является следствием того, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Несмотря на многочисленные исследования в области психологии творческого мышления, многие вопросы до сих пор остаются нерешенными.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В своей деятельности, прежде всего в играх, ребенок овладевает предметным миром, воспроизводя человеческие действия с ним. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре у дошкольников совершенствуются и развиваются психические процессы, такие как восприятие, память, воображение мышление, двигательные способности.

У маленького дошкольника можно наблюдать некоторые интеллектуальные процессы, в которых совершается мышление взрослого. Перед ним встают вопросы, он рассуждает, умозаключает, обобщает, ищет объяснения, стремиться к пониманию – это мыслящее существо, у которого пробудилось подлинное мышление.

Цель данной работы заключается:                                                               - в теоретическом исследовании творческого мышления как высшего познавательного процесса;                                                                                                        - в эмпирическом исследовании мыслительных способностей детей старшей группы детского сада.

Задачи исследования:

- рассмотреть природу и основные виды мышления, как высшего познавательного процесса;

- проследить развитие мышления и описать этапы формирования мыслительных способностей у детей дошкольного возраста;

- провести психодиагностику мышления старших дошкольников;

- определить уровень формирования наглядно – действенного мышления старших дошкольников;

- исследовать уровень формирования образно – логического мышления и умственных операций анализа и синтеза у старших дошкольников.

Объектом данного исследования является старшая группа детей МБДОУ № 41 «Дружные ребята» города  Альметьевска Республики Татарстан в количестве 25 человек, возраст 5 лет.

Предметом исследования является высшая форма творческой активности человека – мышление.

Для эмпирического исследования мышления используется психодиагностические методики, диагностирующие образно – логическое и наглядно – действенное мышление старших дошкольников.

Данные психодиагностические методики взяты из источника «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях», составитель Е.В. Доценко.

Понятие «творческое мышление»

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

 Существует несколько видов мышления:

- наглядно – действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;

- наглядно – образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;

- словесно – логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Структурно – логические схемы:

Рисунок 1 - Виды мышления человека

                                                                     

                                               

Кроме рассмотренных видов мышления имеются еще и операции мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дидукция. В процессе мышления зачастую вмешиваются эмоции. Известно, что чувство придает мысли большую страстность. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.        

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, с интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода. Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое.

Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте

Мышление ребенка связано с его знаниями. И к шести годам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях, проведенных Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками, выявлены данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Были обнаружены две противоречивые тенденции.

Первая, в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

Вторая, в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, гипотетических, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается - они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.

Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, старший дошкольник использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно - действенную, наглядно - образную, словесно - логическую. Наглядно - действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметами, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем возрасте. Но старший дошкольник может прибегать к этому виду мышления, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало.

Сюжетно - ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно - образного мыш ления. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам - заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами, и отпадает необходимость практического действия с ними. Главное в развитии мышления в дошкольном возрасте - это дальнейшее совершенствоваие наглядно - действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно - образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно - логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни. Обобщенные знания имеют большое значение для развития самого мышления - образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач. Приобретенные представления о существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ   ДОШКОЛЬНИКОВ

        Целью данного исследования является исследование мыслительных способностей детей старшей группы детского сада.

        Задачи исследования:

  1. Провести психодиагностику мышления старших дошкольников;
  2. Определить уровень развитости наглядно – действенного мышления старших дошкольников;
  3. Определить уровень развитости образно – логического мышления и умственных операций анализа и синтеза у старших дошкольников.

Объектом данного психодиагностического исследования является старшая группа детей пятилетнего возраста в количестве 25 человек, посещающие группу «Созвездие» МБДОУ № 41 «Дружные ребята» города Альметьевска Республики Татарстан.

Предметом данного исследования является психический процесс - мышление.

Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики.

1. «Раздели на группы»

2. «Исключение лишнего».

3. «Обведи по контуру»

4. «Вырежи фигуры».

Данные методики взяты из единого сборника « Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (тесты, методики, опросники)», составитель Е.В. Доценко.

Методика «Раздели на группы».  

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления.

Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка.

Ход исследования: ребенку показывается картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы следующих цветов – красные, желтые, синие и белые и двух размеров.

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время, меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы. Красные фигуры, синие фигуры, желтые фигуры, белые фигуры, большие фигуры и малые фигуры. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин. ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин. ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин. ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий уровень

8 - 9 баллов – высокий уровень

4 - 7 баллов – средний уровень

2 - 3 балла – низкий уровень

0 - 1 балл – очень низкий уровень

Методика «Исключение лишнего»

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Цель данной методики — оценка образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Ход исследования: в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы. (Приложение №2)

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 

8-9 баллов  - ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин.

6-7 баллов  - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.

2 - 3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин.

0 - 1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий уровень

8 - 9 баллов – высокий уровень

4 - 7 баллов – средний уровень

2 - 3 балла – низкий уровень

0 - 1 балл – очень низкий уровень

Методика «Обведи по контуру»

Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления детей 4-6 лет.

Цель данной методики – оценка наглядно - действенного мышления у ребенка.

Ход исследования - детям дается бланк с рисунком. (Приложение №3) 

Оценка результатов: 

10 баллов – ребенок затратил, на выполнение всего задания меньше чем 60 сек., причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии точно следуют по заданным контурам.

8-9 баллов – ребенок затратил, на выполнение всего задания от 60 до 80 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми. В двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур, от двух до четырех линий выходят за пределы контура, от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов – ребенок затратил, на выполнение всего задания от 80 до 00 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые, от четырех до шести углов соединены не вполне точно. От пяти до шести линий выходят за пределы контура, от шести до семи углов соединены не вполне точно. 

4-5 баллов – ребенок затратил, на выполнение всего задания от 100  до 110 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно. Есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены, не вполне точно. 

 2 - 3 балла - ребенок затратил, на выполнение всего задания от 110 до 120 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые, от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно. От девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура, от одиннадцати до семнадцати углов соединены, не вполне правильно. 

0 - 1 балл – ребенок затратил, на выполнение всего задания более 120 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень

8-9 баллов – высокий уровень

4-7 баллов – средний уровень

2-3 балла – низкий уровень

0-1 балл – очень низкий уровень

Методика «Вырежи фигуры»

Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления детей 4-5 лет.

Цель данной методики - оценка наглядно - действенного мышления у ребенка.

Ход исследования: ребенку предлагается быстро и точно вырезать из бумаги,  нарисованные на ней фигуры.

Оценка результатов (в ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания):

10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин., а контур вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 2 до 4 мин.
а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 5 мин.
а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 2 мм до 3 мм.

4-5 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 6 мин.
а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 3 мм до 4 мм.

2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 7 мин.
а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 4 мм до 5 мм.

0-1 балл – ребенок не справился с заданием за 9 мин., и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень

8-9 баллов – высокий уровень

4-7 баллов – средний уровень

2-3 балла – низкий уровень

0-1 балл – очень низкий уровень

После проведения психодиагностики мышления старших дошкольников для определения уровня сформирования образно – логического мышления и умственных операций анализа и обобщения, определения уровня сформирования наглядно – действенного мышления по методикам: «Раздели на группы», «Исключение лишнего», «Обведи по контуру», «Вырежи фигуры», были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 2 (Приложение 5), в таблице 3 (Приложение 6), в таблице 4 (Приложение 7), в таблице 5 (Приложение 8). По полученным результатам проведенных методик можно составить сводную таблицу уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблица 1  Уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

№  п./п.

Имя, Фамилия ребенка

Балл результатов по методике «Раздели на группы»

Балл результатов по методике «Исключение лишнего»

Балл результатов по методике «Обведи по контуру»

Балл результатов по методике «Вырежи фигуры»

Средний балл

Уровень развития

1

Вероника А.

9

9

10

9

9,5

высокий

Продолжение таблицы 1

2

Айзат А.

4

4

4

4

4

средний

3

Амир Б.

4

5

5

2

4,5

средний

4

Амина В.

4

6

6

4

5

средний

5

Роберт В.

9

10

1

9

9,5

высокий

6

Камилла Г.

4

5

5

4

4,5

средний

7

Кирилл Д.

4

4

8

4

4

средний

8

Арина Д.

8

10

10

8

9

высокий

9

Руслан З.

4

4

4

4

4

средний

10

Данис З.

4

5

5

2

4,5

высокий

11

Никита К.

4

6

6

4

5

средний

12

Аделя К.

9

10

1

9

9,5

высокий

13

Арина Л.

4

5

5

4

4,5

высокий

14

Даша М.

4

4

8

4

4

высокий

15

Ульяна М.

8

10

10

8

9

высокий

16

Алина Н.

5

7

7

5

6

средний

17

Владик П.

9

10

10

9

9,5

высокий

18

Глеб С.

4

5

5

4

4,5

средний

19

Вероника С.

7

9

9

7

8

средний

20

Алина Ф.

8

10

9

9

9

высокий

21

Самира Х.

8

7

9

8

8,5

высокий

22

Нияз Х.

9

10

10

9

9,5

высокий

23

Виктория Х.

5

7

6

6

6

высокий

24

Камиль Ш.

8

9

9

8

8,5

средний

25

Полина Ю.

6

7

7

6

6,5

высокий

Из сводной таблицы можно сделать вывод, что высокий уровень развития мышления у большинства испытуемых, что составляет 56% от общего количества детей, а средний уровень развития составляет 44% (рисунок 4).

Такие показатели говорят о том, что уровень развития образно – логического и наглядно – действенного мышления данной группы испытуемых соответствуют возрастным показателям развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Основываясь на данные таблицы 1, составим диаграмму уровня развития образно – логического и наглядно – действенного мышления группы испытуемых детей.

Рисунок 3  Диаграмма уровня мышления детей старшего дошкольного возраста.

Графическое изображение данных демонстрирует, что уровень мышления детей старшего дошкольного возраста соответствует возрастным показателям.

Выводы

1. Мышление – это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

2. Развитие мышления происходит поэтапно. Мыслительная деятельность уже в дошкольном возрасте функционирует на основе системности. В ней представлены и при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления.

3. По результатам психодиагностического обследования дошкольников старшей группы «Созвездие» МБДОУ № 41 города Альметьевска РТ было выявлено, что к пяти годам развитие образно – логического и наглядно – действенного мышления данной группы испытуемых сформировано на должном уровне. Дети оперируют понятиями, способны находить сходства и различия, систематизируют и группируют объекты по различным основаниям умственные операции анализа и обобщения, в словесных рассуждениях выражают результаты собственного опыта. По показателям проведенных обследований по методике «Раздели на группы», «Исключение лишнего «Обведи по контуру, «Вырежи фигуры», видно, что результаты исследования наглядно – действенного мышления немного ниже, чем результаты исследования образно – логического мышления. Это объясняется тем, что к началу старшего возраста у детей еще небольшой опыт работы с ножницами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но ими не заканчивается. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Ребенок с рождения не обладает мышлением, оно развивается при условии целенаправленного воспитания и обучения. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности.

В данной работе была рассмотрена природа и основные виды мышления - высшего познавательного процесса, прослежено поэтапное развитие мышления в онтогенезе и развитие мыслительных процессов в дошкольном возрасте. Результаты исследований показали, что уровень развития мыслительных процессов у детей пятилетнего возраста соответствует возрастным показателям развития мышления в старшем дошкольном возрасте. Решая определенные мыслительные задачи дети; рассуждают, высказывают суждения, задают вопросы, строят умозаключения и исходят при этом из определенных понятий о предметах и явлениях окружающего мира. В этом возрасте детский интеллект функционирует на основе системности, нем представлены все виды и уровни мышления, которые при необходимости одновременно включаются в работу; наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое (простейшие виды логических рассуждений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Описан опыт работы воспитателя по развитию творческого мышления у дошкольников на занятиях по художественному конструированию....

Эмпирическое исследование особенностей когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте у детей с разным социальным статусом

Результаты исследования особенностей когнитивной сферы у детей с разным социальным статусом. Приведены сравнительные характеристики, обощенные выводы....

Теоретические основы и эмпирическое исследование "Особенности развития зрительной, слуховой и двигательной памяти в смешанной группе детского сада"

Память – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся и изучаемых проблем психологии, начиная с античных времён по настоящее время.В связи с введением федерального государствен...

Эмпирическое исследование психологической готовности детей к обучению в школе

Диагностику готовности к школе в детском саду целесообразно проводить дважды: первый раз – сентябре, второй – в марте - апреле. По результатам предварительной диагностики выявляются дети с недостаточн...

Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...