Проект программы учителя-дефектолога
рабочая программа на тему

Агапова Альбина Анваровна

Проект программы учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №47 «Гнездышко»

Утверждаю заведующий

МБДОУ ДСКВ № 47 «Гнездышко»

Маматова В.М._________________

Приказ №_______дата___________

Педагогический Совет

№____________Дата____________

Проект

рабочей учебной программы

учителя-дефектолога  для работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста

5-7 лет с ЗПР (смешанной)

I-II период обучения

                                                                           

                                                                                                   Учитель- дефектолог

                                                                                              Агапова А. А.

Нижневартовск

2014


Содержание

Раздел 1. Целевой……………………………………………………………………....

 1-13

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………

 2-7

1.2. Принципы и подходы к формированию проекта учебной рабочей программы………………………………………………………………………………

  7

1.3. Характеристики особенностей развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………

8-10

1.4. Планируемые результаты освоения Программы……………………………..

  11

1.5. Промежуточные результаты освоения  программы………………………….

  11

1.5.1. Познавательное развитие……………………………………………………….

  11

1.5.2. Речевое развитие…………………………………………………………………

  13

Раздел 2. Содержательный…………………………………………………………….

14-59

2.1. Познавательное развитие…………………………………………………………

 14

2.2. Речевое развитие…………………………………………………………………...

 14

2.3. Комплексно-тематическое планирование (1 год обучения)………………….

14-20

2.4. Комплексно-тематическое планирование (2 год обучения)………………….

21-45

2.5. Содержание коррекционной работы в рамках ПМПк………………………..

46-48

2.6. Основные направления работы ПМПк МБДОУ №47………………………

  49

2.7. Взаимодействие педагогов в коррекционной работе с детьми………………

50-51

2.8. Содержание инклюзивного образования……………………………………….

52-59

Раздел 3. Организационный……………………………………………………….....

60-86

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами  обучения и воспитания………………………………………………………………………………

  61

3.1.1.Средства обучения……………………………………………………………….

  62

3.1.2. Перечень программ и технологий, используемых в образовательном процессе………………………………………………………………………………….

  65

3.2. Отслеживание результатов усвоения программы воспитанниками……...

65-68

3.3.  Задания для обследования детей 5-6 лет

69-86


Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

Наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47  «Гнездышко»

Тип: дошкольное образовательное учреждение

Вид:  детский сад комбинированного вида

Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение

Фамилия, имя, отчество руководителя:  Маматова Валентина Михайловна

Юридический адрес: 628600, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра,   г. Нижневартовск, ул.  Ханты –Мансийская , 27А

Полный почтовый адрес: 628600, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра,    г.  Нижневартовск, ул.  Ханты –Мансийская , 27А

Тип и название населенного пункта: город Нижневартовск

Контактные телефоны:

+7 (3466) 652067

Факс:

 +7 (3466) 652067

E-mail:

Сайт: mbdoy47@yandex.ru

Учредители: администрация города в лице департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска, адрес: 628602, г. Нижневартовск, ул. Таежная 24, телефон/факс 8(3466)24-15-11, е-mail: umi@n-vartovsk.ru.

Лицензия:  №925 от 25.05.2012, срок действия - бессрочно, вид образовательной деятельности: образовательная деятельность по указанным в приложении (приложениях) образовательным программам.

Аккредитация:      серия 86 №002184220 от 15.05.2012 года, тип образовательного учреждения: дошкольное образовательное учреждение.

Проект рабочей учебной  программы  в группе ЗПР старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47  «Гнездышко» разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом комплексной программы «Развитие» Венгер, рекомендованной Министерством образования РФ (примерной образовательной программы, по которой работает учреждение).

При разработке проекта учебной рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908).
  • Проект примерной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47  «Гнездышко».

Основной целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для амплификации (расширения) развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребёнка, его оздоровление.

Задачи программы:

1) Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) Формирования предпосылок учебной деятельности;

6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определённого круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Задачи  образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей в группе компенсирующей направленности со смешанными специфическими расстройствами психологического развития

Образовательная область

Задачи ФГОС

Задачи раздела программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

«Познавательное  развитие»

Развитие интересов детей, любознательности,  и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

1.Уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем, предметном и социальном мире.

2.Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

3. Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и способствовать их дальнейшему формированию.

4.Уточнение и  обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.

5.Формирование лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.

6.Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

7.Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.

Образовательная область

Задачи ФГОС

Задачи раздела программы по «Формированию элементарных математических представлений»

«Познавательное развитие»

Формирование первичных представлений  о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,  количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

1.Знакомить детей с математическими понятиями (число, цифра, множество, =, + и т.д.), с образованием чисел в пределах 10, их записью.

2.формировать знания о независимости числа от размера и пространственного расположения объектов.

3.Формировать навык порядкового счета.

4.Формировать представление о временных отрезках (времена года, месяцы, дни недели, части суток) и умение ориентироваться в них.

5.Развивать умения и навыки ориентировки на плоскости и в пространстве относительно себя и других объектов.

6.Формировать представления о геометрических фигурах, телах и их свойствах.

7.Развивать зрительный гнозис, навык идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина).

8.Обучать использовать условную мерку в измерительных операциях.

9.Учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез).

Образовательная область

Задачи ФГОС

Задачи раздела программы «Развитие речевого (фонематического) восприятия»

«Речевое развитие»

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

1.Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением впечатлений об окружающем мире.

2.Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности, построения предложений, внятности и выразительности речи.

3.Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.

4.Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп, звуков русского языка – гласных и согласных.

5.Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

1.2. Принципы и подходы к формированию проекта учебной рабочей программы

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  2. Сочетает и взаимосвязывает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного учреждения).
  3. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.
  4. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
  5. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
  6. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  7. Обеспечивать в инвариантной части разностороннее развитие детей по основным направлениям в рамках  образовательных областей.
  8. Отвечать принципу целостности образовательного процесса (в программе должны быть отражены все образовательные области).
  9. В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей.
  10. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны  детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.
  11. В соответствии со спецификой дошкольного образования предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов.
  12. Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
  13. Отражать в вариативной части (формируемой участниками образовательного  процесса) видовое разнообразие групп дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий  осуществления образовательного процесса.

  1. Характеристики особенностей развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста 

Содержание Проекта рабочей учебной программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности  детей, воспитывающихся в группе ЗПР.

В сюжетно-ролевых играх дети старшего возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое  пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.  Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.    Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся  сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п.      Девочки обычно рисуют женские  образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.     Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.  Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному  замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.   Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации; воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно  употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как  предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в  дальнейшем успешно учиться в школе.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это дети, имеющие особый тип аномалии психического развития, характеризуются отставанием в развитии психической деятельности и может быть вызвана различными причинами: органической недостаточностью нервной системы, в связи с патологией беременности и родов; хроническими соматическими заболеваниями (физически ослабленные дети);  конституциональными факторами (незрелость эмоционально-волевой сферы); неблагоприятными условиями воспитания. Задержка психического развития характеризуется замедленным формированием двигательных функций, речи, игровой деятельности; недостатками в эмоционально-волевой сфере; нарушениями познавательной деятельности, проявляющимися в замедленном темпе мыслительной  деятельности, неспособности к длительной концентрации внимания, снижении памяти и восприятия.

Особенности психического развития детей компенсирующей направленности детей старшего возраста.

Дети группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16).

В группу дошкольников с ОВЗ могут входить дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:

  1. дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
  2. дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
  3. дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
  5. дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  6. дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
  7. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
  8. дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения(например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу риска».

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  •  обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.5. Промежуточные результаты освоения  программы

1.5.1. Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим

1 период обучения: Знает некоторые конкретные знаки (буква, цифра, нота, дорожные знаки), символы (флаг, герб). Знает название родного города, достопримечательности, историю появления города, основные профессии, их содержание. Знает о стране, столице Родины - Москве, основных достопримечательностях. Устанавливает родственные связи, рассказывает о них, называет домашний адрес. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт. Определяет в предметах размер, цвет, форму, вес, материал и т.п. и на их основе описывает предмет. Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны, самостоятельно определяет свойства и качества этих материалов (структура поверхности, твердость - мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температура поверхности). Знает, что любая вещь создана трудом многих людей. Различает рода войск, их назначение, основное оснащение. Хорошо знает и выполняет правила дорожного движения. Анализирует результаты наблюдений и делает выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Упорядочивает накопленную информацию.

2 период обучения: Различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определяет материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.). Устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием. Определяет прошлое рукотворных предметов. Обследует предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. Знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона, имена и отчества родителей, бабушки и дедушки, адрес детского сада. Знает герб, флаг, гимн России; герб, флаг Югры и города Нижневартовска. Рассказывает о достопримечательностях города, истории их появления и значимости для горожан. Имеет представление о том, что в Москве работают президент, правительство. Имеет исторические знания о российской армии, ее роли в ВОВ, празднике День Защитника Отечества. Знает некоторые национальности, их быт, костюм, обычаи, фольклор, труд. Знает о творчестве человека, народном, декоративно-прикладном. Называет государственные праздники, их содержание. Объясняет экологические зависимости; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой. ухаживает за растениями и животными в уголке природы. Имеет представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; о Красной книге; о природе родного края.

ФЭМП

1 период обучения: Владеет навыками счета в пределах 10, отсчитывает по заданной мере, называет цифры от 0 до 9, соотносит количество предметов с цифрой, отсчитывает количество на единицу больше или меньше. Составляет число из единиц, различает количественный и порядковый счет. Сравнивает две группы предметов (не зависимо от размера сравниваемых предметов). Сравнивает предметы по длине, высоте, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты. Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Называет дни недели, последовательность частей и суток.

2 период обучения:  владеет навыками счета до 20, отсчитывает по заданной мере, обозначает число цифрой, называет цифры от 1 до 20. Знает количественный состав числа из единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших, различает количественный и порядковый счет. Соотносит количество предметов с цифрой. Владеет умением увеличивать и уменьшать число на единицу. Составляет и решает задачи на сложение и вычитание, пользуется арифметическими знаками действий. Измеряет длину предметов с помощью условной мерки. Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, прямоугольники. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Называет текущий месяц, последовательность дней недели, времена года (месяцы по временам года).

1.5.2. Речевое развитие

Развитие речи

1 период обучения: Объясняет правила игры, аргументировано оценивает ответ, высказывание сверстника. Употребляет сложные предложения разных видов; пересказывая, пользуется прямой и косвенной речью. Составляет по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочиняет концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет место звука в слове. Подбирает несколько прилагательных к существительному; заменяет слово другим со сходным значением. Употребляет слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

2 период обучения:  Участвует в коллективном разговоре; задает вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте событии, явлении. Доброжелателен как собеседник, говорит спокойно, не повышая голоса. В общении со сверстниками пользоваться стандартизированными формулами словесной вежливости. Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия звук, слог, слово, предложение. Различает мягкие и твердые согласные, гласные. Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. Правильно согласовывает числительные с существительными, употребляет пространственные предлоги. Использует в речи разные типы предложений. Образовывает родительный падеж множественного числа существительных, притяжательных местоимений.

Раздел 2. Содержательный

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): познавательное развитие, речевое развитие.

2.1. Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2.2. Речевое развитие

     Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        

2.3. Комплексно-тематическое планирование  непосредственно образовательной деятельности по коррекции   познавательно-речевого развития в группе компенсирующей направленности  (I период обучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа учителя-дефектолога с ребенком-инвалидом в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Индивидуальная образовательная программа учителя-дефектолога с ребенком-инвалидом в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР в ДОУ "Детский сад комбинированного вида" в рамках реализации р...

Проект программы учителя-дефектолога

Проект программы учителя-дефектолога...

Проект программы учителя-дефектолога

Проект программы учителя-дефектолога...

Проект программы учителя-дефектолога

Проект программы учителя-дефектолога...

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра

Рабочая программа учителя-дефектолога по реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся 5-7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС, ...