Главные вкладки

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения на тему:"И по форме, и по цвету различаются предметы"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Михайлова Оксана Юрьевна

    В данной работе представлены  методы , игровые приемы по развитию у детей с нарушением зрения зрительного восприятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_korrektsionnoy_raboty.docx24.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект коррекционной работы

    в подготовительной к школе группе

    по развитию зрительного восприятия на тему:

    «И по форме, и по цвету различаются предметы»

    Задачи:

    - стимулировать деятельность детей, активизировать мыслительную деятельность;

    -повторить знание геометрических фигур

    -  учить ориентироваться по цвету и форме;

    -развивать скорость и полноту зрительного обследования;

    -учить создавать из геометрических фигур предметные изображения;

    -учить   пониманию заслоненности, зашумленности изображения, находить предмет в условиях наложения;

    -учить группировать предметы по отдельным   признакам (цвет, форма);

    -осуществлять работу по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы;

    -упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия;

    -обучать ориентировке на плоскости, формировать умение словесно обозначать пространственное положение предметов.

    -развивать мелкую моторику, функцию прослеживания, зрительно-моторную координацию.

    Материал:  

    корзинка с клубком, конверт с геометрическими фигурами разного цвета и формы, цветные контурные изображения домашних животных в условиях наложения, пять разных теней зайчика (из них только одна верная), наборы геометрических фигур определенного цвета (для составления изображений предметов), цветы для «полянки» разного цвета,   картинки с изображением предметов разного цвета и  формы, «перепутанные линии»,  на тарелке морковь и яблоко (натуральные), кукла Незнайка.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент.

    Педагог: Ребята, подойдите поближе, я открою вам маленький секрет. Сегодня к нам  пришел гость, но он не хочет показываться. Гость будет наблюдать за вами, как вы играете, чем занимаетесь, и только после этого с вами познакомиться. Хотите узнать, кто к нам пришел?

    Дети: Хотим!

    1. Отгадывание загадки про клубок. Игра с клубком «Паутинка».

    Педагог: Отгадайте загадку про тот предмет, который лежит в корзинке.

    Я пушистый, круглый, мягкий

    Есть и хвост, но я не кот!

    Часто прыгаю упруго,

    Покачусь – и под комод.

    Ответы детей. Рассматривание клубка.

    Педагог:Что  сказано  про клубок? Он какой? Что умеет делать?

    Дети: Клубок круглый, мягкий, пушистый. Его хвостик – это нитка, потому что клубок состоит из ниток. Этот клубок синего цвета. Он умеет прыгать как мяч и катиться.

    Педагог: Сейчас мы поиграем с клубком. Будем передавать его друг другу и при этом говорить добрые слова и пожелания, а нитку нужно оставить у себя в руках. Дима, я передаю тебе клубок и желаю быть здоровым! А что ты хочешь пожелать Кристине?

    (Дети передают клубок с пожеланиями)

    Педагог: Ребята, посмотрите, как много дорожек дружбы протянулось друг к другу, все они сплелись в паутинку. Что вы в ней увидели?

    Дети:Здесь  есть разные фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник.  

    1. «Назови фигуру», «Перепутанные линии».

    Педагог: Ребята, положите, пожалуйста, клубок в корзинку, а я открою конверт, который мне передал наш гость. Что в нем?

    Дети: Это геометрические фигуры.

    Педагог:Сейчас я каждому из вас дам фигуру. Назовитеее цвет и форму, а еще любой предмет, который имеет такую форму.

    Дети: (отвечают по очереди, после того, как педагог показывает отдельную фигуру, затем фигуру отдает ребенку )

    Это зеленый круг. Мяч круглый (помидор, апельсин, яблоко)

    Это желтый треугольник. Крыша треугольная (флажок, пирамидка)

    Это красный квадрат. Платок квадратный (домик, окно)…

    Педагог: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, есть ли в нашей комнате такие же фигуры? Подойдите к ним.

    (на стене плакат с изображением фигур, от них отходят перепутанные линии-дорожки, на конце каждой прикреплено контурное  изображение предмета (животного), выложенного из геометрических фигур).

    Педагог:Найдите такую же фигуру, которая есть у вас.

    - Варя, между чем находится твоя фигура. Назови ее и расскажи.

    Ребенок: Зеленый круг находится между красным квадратом и желтым треугольником.

    - Дима, твоя фигура на каком по счету месте?

    Ребенок: Желтый треугольник стоит на третьем месте.  ( ит.д.)

    Педагог: Посмотрите, ребята, от каждой фигуры отходит линия-дорожка. Их много, они перепутались. Проследите взглядом, не отрываясь, что принадлежит вашей фигуре?

    (Далее идет проверка с использованием указки. Каждый ребенок получает образец «своего» изображения предмета или животного для выкладывания из геометрических фигур).

    Педагог: Дети, посмотрите на цвет вашей фигуры. Он поможет вам найти свой стул.

    1. Конструктивная деятельность. «Выложи предмет из фигур»

    Педагог: - А теперь мы тихо сели,

                      На меня все посмотрели.

                      Глазки наши поморгали,

                      Их по кругу повращали.

                      Вверх и вниз, по кругу снова,

                      И к работе мы готовы.

    -Ребята, кто догадался, что мы будем делать?

    Дети: Мы будем выкладывать изображение предмета, животного из геометрических фигур.

    Педагог: Какие фигуры вам понадобятся, посмотрите?

    Дети: Нам будут нужны треугольники, квадраты, четырехугольники.

    Педагог: А каких фигур нет?

    Дети: Здесь нет кругов и овалов, нет трапеции, прямоугольников.

    Педагог: Молодцы! Все правильно. А теперь тихо мы начинаем работать, следите за осанкой, сидите ровно.

    (Играет спокойная музыка, дети самостоятельно работают, педагог при необходимости задает дополнительные вопросы индивидуально, контролирует деятельность детей. После окончания работы спрашивает каждого ребенка, что выложил и какого цвета изображение).

    1. Отгадывание загадки. Динамическая пауза.

    Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

                    Шевелились у цветка все четыре лепестка,

                    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и полетел. (Бабочка)

    - Мы сейчас с вами превратимся в бабочек, найдите на «полянке» для себя цветок того же цвета, что и ваша фигура.

                     Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

                     Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась.

                     Три – согнулась и присела, на четыре – полетела.

                     Полетела, полетела и на свой цветок присела!

    (проводится под тихую музыку)

    1. Дид. игра «Тени разбежались».

    Педагог: Ребята, в названии какого животного, изображение которого сегодня выкладывали, есть звук З?

    Дети: Звук З есть в слове ЗАЯЦ.

    Педагог: Правильно. На каком месте стоит этот звук?

    Дети: Звук З стоит на первом месте.

    Педагог: Зайчик просит вас ему помочь. Тень его убежала, и теперь он не может ее найти среди других похожих теней. Поможем зайчику? (да)

    ( перед детьми доска, в центре которой изображение зайца, а по углам и сторонам разные тени, отличающиеся друг от друга незначительными деталями)

    - Дима, найди и покажи тень, которая находится в левом верхнем углу. Подойдет она нашему зайчику и почему?

    - Кристина, найди и покажи тень, расположенную в середине верхней стороны. Это тень нашего зайчика или нет?  

    - В каком месте находится нужная нам тень?

    (правильность выбора проверяется наложением кальки с контурным изображением зайца на тень)

    1. Нахождение предмета в условиях наложения.

    Педагог: Осталось еще одно животное, которое выкладывали из фигур. Назовите его. (Собака) Это какое животное? (домашнее)

    (педагог показывает детям плакат с наложенными друг на друга разноцветными  контурными изображениями домашних животных )

    - Ребята, найдите среди многих домашних животных собаку и скажите, какого цвета ее контур.

    - Каких еще вы увидели животных?

    (дети называют, показывают, проводя указкой по контуру).

    1. Дид.игра «Паровоз», «Цвет и форма».

    Педагог: Какой предмет у нас остался, который мы выкладывали? (паровоз).

    - Мы сейчас  с вами будем загружать вагоны разными предметами, а какими нам подскажут фигуры. Цвет вашей фигуры остался, а форма изменилась. Дима, не догадался, какой вагон будешь загружать и какими предметами?

    Ребенок: У меня был красный квадрат, а теперь будет красный круг, который в четвертом вагоне. Я буду грузить предметы красные и круглые.

    (Каждый ребенок определяет для себя вагон, ориентируясь на свою фигуру. Под веселую музыку дети снимают с прищепок предметные картинки с изображением нужных им предметов и складывают их в вагон. Затем проверяют друг друга, объясняя, почему именно эти предметы они «загрузили»)

    1. Встреча с гостем. Итог.

    Педагог: Вот мы и выполнили все задания. Но кто же к нам сегодня пришел? Посмотрите, записка! (читает) «Где я - там два предмета есть: треугольный и круглый, их можно съесть!» Посмотрите, ребята, вокруг, может найдете эти предметы?!

    ( на тарелке лежат морковь и яблоко, рядом сидит,  кукла – Незнайка)

    Дети: Вот эти предметы! Морковь треугольной формы и яблоко круглое! А рядом сидит Незнайка!

    (звукозапись – голос Незнайки)

    Здравствуйте, мои друзья! Да, Незнайка это я!

    Я за вами наблюдал, очень многое узнал!

    Вы фигуры разбирали, из них предметы составляли.

    И про глазки не забыли, все внимательно следили.

    С тенью Зайке помогли и Собачку вы нашли.

    Все вагоны загрузили! Форму с цветом повторили,

    А теперь скажите честно, что вам было интересно?

    Педагог: Расскажите, ребята, что вам понравилось. Что было для вас легко, а что оказалось, может быть, трудным? (ответы детей).

    - Незнайка для вас что-то принес, отгадайте загадку.

     Круглые, ароматные, к сладкому чаю очень приятные.

    Они хрустят и ломаются. Догадались вы? Как называются? (Баранки)

    Педагог: А теперь можно и чай с баранками попить! Спасибо тебе, Незнайка! Приходи к нам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»

    Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать  активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...

    Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ ( нарушение зрения) с применением ИКТ. Тема: "На прогулке с Вини-пухом"

    Форма проведения: подгрупповая (возраст  детей 4 года; зрительная патология: гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие).Занятие направлено на развитие зрител...

    Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ (нарушение зрения). Тема: "На прогулке по аллее сада".

    Форма проведения: индивидуальная (возраст  детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия  и амблиопия средней степени , сходящиеся косоглазие);Развитие зрительного восприятия. Формирование...

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей 4 г. ж.

    Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) по развитию зрительного восприятия у детей 4 г. ж....

    Интегрированное занятие по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Животные жарких стран»

    Интегрированное занятие  по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Животные жарких стран» Цель: Развитие познавательных способностей.Задачи:Раз...

    Конспект ДОД по развитию мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы с использование ИКТ «В гости к Золушке»

    Cоздание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста....