«Растить гражданина – долг педагога!»
статья на тему

Смыкова Любовь Владимировна

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2014-2.docx225.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\263\Desktop\SAM_2506.JPG «Растить гражданина – долг педагога!»

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Сущность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины». Развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе изучения прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к разным народам создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому я, как воспитатель детского сада, стремлюсь развивать толерантное отношение детей к людям других национальностей: рассказываю, где территориально живет каждый народ, о своеобразии природы и климатических условий разных стран, от которых зависит быт, характер труда и т. д. В настоящее время работа в данном направлении актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

Главная трудность в том, что наш поселок отдален от современных условий, и нет возможности использовать многие предлагаемые формы работы по данной теме в полной  мере, поэтому у детей формируются достаточно бедные знания о малой родине, о государственности.

 Решению этой проблемы во многом помог созданный мною мини-музей «Уголок государственной символики». Цель деятельности мини-музея: развитие у детей чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

В процессе многолетней работы по ознакомлению детей с государственной символикой  в мини-музее постепенно накопился интересный материал: книги по истории государственных символов, образцы гербов городов России, коллекция флагов разных стран, альбомы с фотографиями поселка Мыс Каменного и символикой Ямало-Ненецкого Автономного округа, плакаты с изображением символов государства (флаг, герб, гимн России), макет родного поселка.

В своей работе  особое внимание уделяю  наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например,  на педагогическом мероприятии в художественной мастерской по теме «Символика Российской Федерации. Государственный флаг России» дети не только познакомились с историей происхождения флага России, но и изготовили его при помощи аппликации.   После изучения  темы «Кремль» с детьми был создан его макет. Это позволило ребятам увидеть результат занятий, посвященных истории столицы Российского государства. Ко Дню Победы, после проведения с детьми бесед, прочтения рассказов, просмотра фотографий и презентационного материала о ВОВ, был изготовлен совместный макет «Вечный огонь».

DSC05483Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с семьями воспитанников. Результаты регулярно проводимого анкетирования родителей показывают высокую степень их заинтересованности данным вопросом. Поэтому координируя работу с родителями, я использую эффективные формы работы. В первую очередь, это дни открытых дверей. Родители приходят в детский сад посмотреть, интересна ли жизнь их детей в дошкольном учреждении. Вместе с детьми они путешествуют по детскому саду, многое узнают об интересных мероприятиях и свободной творческой деятельности своих детей.

Организовываются в детском саду выставки, конкурсы, экскурсии с участием родителей. Например, в  конкурсе на лучший Флаг и Герб России, активность проявило большинство семей. Наилучшие работы  были отправлены в район. В результате двое воспитанников заняли первое и второе места.

D:\Users\User\Desktop\Мои документы\Фотографии сад\д.сад\DSC07490.JPGСовместное с родителями проведение праздников – это всегда грандиозное событие. Особенно запомнились «День знакомств», «Наши защитники».

Мой опыт показывает, что привлечение семьи к гражданско-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.

Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.

Работая воспитателем, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости.

В заключение хочется отметить, что дошкольный возраст – это время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманное отношение ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать гражданина своей страны – личности гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально творческой. Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растим гражданина

Быть гражданином —значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отноше...

«Растим гражданина»

Воспитание гражданина – это трудоемкий и многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач.  А именно: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому сад...

Лекция для воспитателей на тему:«Растим гражданина»

Лекция для воспитателей по патриотическому воспитанию. Воспитание патриотов России предусматривает формирование особо значимых ценностных установок дошкольников...

растим гражданина россии

Растим гражданина России. Родителям на заметку.   Мы, взрослые, продолжаем себя в детях. Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому хотим, чтобы дети были лучше, совершеннее, актив...

растим гражданина россии

Растим гражданина России. Родителям на заметку.   Мы, взрослые, продолжаем себя в детях. Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому хотим, чтобы дети были лучше, совершеннее, актив...

Проект патриотического воспитания «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!»

Реализуем проект «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!» в рамках нравственно-патриотического воспитания для старших дошкольников. Проект рассчитан на год....

Отчет по работе над проектом ДОУ «Растим Патриота! Растим Гражданина! Растим Человека!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей ответственности за свои действия, воспитание у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной...