Растим гражданина
материал по теме

 

Быть гражданином —значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastit_grazhdanina.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Растим

Гражданина

Воспитатель: Хаджарова С.П.

                                                Консультация для родителей

Быть гражданином —значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?

Воспитание гражданина - это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, советским традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру); общественные события (полеты космонавтов, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники 4Ноября, 1 Мая, День Победы, День Защитников Отечества  и др.). Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего -  это места, где он родился и живет.

Родная природа... Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе — все это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками  в  снежки  и  катался  на санках  с ледяной  горки.

Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты. Недаром В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любовании прекрасным и понимания прекрасного — к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое — к человечному. Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения, и в отношениях с людьми.

Внимание старшего дошкольника надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, метро, булочная, универмаг, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города, села. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своего города, поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами и проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи  - дедушек   и   бабушек,   участников   Великой   Отечественной   войны,   их  фронтовых   и  трудовых   подвигах   в  послевоенные   годы дети   с   помощью   взрослых  открывают   такие   важные   понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть».

Детям нежно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и того, что им принадлежало по праву,— счастливого детства. Для иллюстрации этого в распоряжении взрослых имеется немало материалов.

Важно  подвести   ребенка  к   пониманию:   мы  победили  в  тяжелой битве с фашизмом,  потому   что   советские   люди   любят свою Отчизну, Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье отмечены в названиях городов, улиц,  площадей, в их честь воздвигнуты памятники: площадь Победы, улицы имени генерала Карбышева, Олега Кошевого, Зои Космодемьянской... Памятные места есть в каждом городе, селе, поселке. Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам родного села, носящим имена героев,— все это воспитывает чувство патриотизма в ребенке.

Признательность к тем, кто отстоял счастливое настоящее, формируется у ребенка не только доходчивым и задушевным словом, но и всей жизнью дорогих и близких людей — отца и матери, дедушки и бабушки, их ответственным отношением к повседневному труду, памятью к погибшему бойцу-однополчанину, почитанием боевых наград и фотографий военного времени как семейных реликвий.

Покажите детям имеющиеся в семье ордена, медали, фотографии военных лет, грамоты и знаки трудового отличия и рассказать, за что они получены. Ребенок должен гордиться тем, что близкие ему люди — дедушка, бабушка — были участниками великой исторической битвы, благодаря которой страна победила врага, дав ему, маленькому гражданину, право па счастливое детство.

Воспитатель рекомендует родителям почитать детям старшего дошкольного возраста такие литературно-художественные произведения, как С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой»,  Александровой «Песня о Чапаеве», А. Барто «На заставе», отрывки из книг Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату» и др.

Быть гражданином своей страны— это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания — развивать у ребенка эмоционально-положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Мы растим будущего труженика, созидателя. Воспитывая ребенка дошкольного возраста, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми). Это помогает ему переосмысливать сумму получаемых знаний о Родине, выражать свое отношение к ней в делах,  

Родители! Не забывайте  о том, что ваша жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становится, их отношение к событиям современности — все это подхватывается ребенком, становится его убеждением. Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед страной, перед обществом. Это обязывает родителей всегда помнить о собственном примере: в ребенке зреет гражданин, если он постоянно убеждается, что его отец и мать — пример во всем: в отношении к труду, в готовности по первому зову Родины встать на ее защиту, в соблюдении норм социалистического общежития, дисциплинированности на производстве и в быту, в проявлении нетерпимости и активном противоборстве к тому, что противоречит нормам гражданской  морали. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, сознании, поведении.

Дети — наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Растим гражданина»

Воспитание гражданина – это трудоемкий и многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач.  А именно: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому сад...

«Растить гражданина – долг педагога!»

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре....

Лекция для воспитателей на тему:«Растим гражданина»

Лекция для воспитателей по патриотическому воспитанию. Воспитание патриотов России предусматривает формирование особо значимых ценностных установок дошкольников...

растим гражданина россии

Растим гражданина России. Родителям на заметку.   Мы, взрослые, продолжаем себя в детях. Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому хотим, чтобы дети были лучше, совершеннее, актив...

растим гражданина россии

Растим гражданина России. Родителям на заметку.   Мы, взрослые, продолжаем себя в детях. Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому хотим, чтобы дети были лучше, совершеннее, актив...

Проект патриотического воспитания «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!»

Реализуем проект «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!» в рамках нравственно-патриотического воспитания для старших дошкольников. Проект рассчитан на год....

Отчет по работе над проектом ДОУ «Растим Патриота! Растим Гражданина! Растим Человека!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей ответственности за свои действия, воспитание у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной...