"Контакт, еще контакт" или "Как я совершенствую свои коммуникативные навыки"
материал на тему

Беляева Инга Владимировна

Практическое занятие для педагогов ДОУ для совершенствования коммуникативных навыков и умений в разных ситуациях общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontakt_eshche_kontakt.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 «КОНТАКТ,  ЕЩЕ  КОНТАКТ»

 или

«КАК   Я  СОВЕРШЕНСТВУЮ  СВОИ  КОММУНИКАТИВНЫЕ  НАВЫКИ»

практическое занятие с педагогами ДОУ

«Мы часто остаемся одинокими, потому

что строим стены вместо мостов»

Цель: совершенствование участниками группы своих коммуникативных умений и навыков в разных ситуациях общения.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В процессе общения мы решаем разнообразные задачи. Иногда стараемся просто информировать человека, часто пытаемся склонить его на свою сторону, нередко отговорить от поступка, предупредить об опасности. Поэтому момент установления контакта и наша тактика коммуникативного поведения в каждый конкретный момент играют иногда первостепенную роль. Очень важным здесь становится что и как сказать, чтобы тебя приняли, восприняли, поняли. Занятие поможет нам сконструировать разнообразные модели поведения в разных ситуациях общения и с помощью разных средств.

Упражнение 1. «Пройди через кольцо»

Цели:

- снять напряжение участников группы путем вовлечения их в групповое физическое действие;

- создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;

- объединить участников для решения задачи на основе партнерства.

Ресурсы: гимнастический обруч или широкая резиновая лента-кольцо диаметром около метра.

Ход упражнения:

Участники стоят в ругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.

Задание: обруч/кольцо передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук), перешагивая через него и т.д. По сути, вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук.

По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнение задания.

Завершение: обсуждение упражнения. Что понравилось, что – нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей?

Упражнение 2. «Упрямая сороконожка»

Цели:

- проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели;

- выявить лидерские возможности игроков;

- побудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности.

Ресурсы: большое свободное от мебели помещение.

Ход упражнения:

I этап

Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо.

Ведущий объясняет правила игры:

На протяжении первого этапа игры нельзя общаться – разговаривать, обмениваться информацией.

Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки (!), куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне.

По команде ведущего каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и остаться там не менее 3 с. После того как все игроки побывали на облюбованных местах, можно сообщить ведущему о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.

Завершая объяснение правил, ведущий еще раз напоминает о том, что общение между участниками категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, ведущий остановит продвижение группы до полного восстановления живого кольца. Если не возникает вопросов, то командой «Старт!» игра начинается.

Когда ведущий получил от команды сообщение, что каждый участник добрался до намеченной цели, он объявляет результат – сколько времени заняло выполнение групповой задачи.

II этап

Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то стратегию.

Проводится второй этап, по завершении которого ведущий вновь объявляет команде результат.

Завершение: обсуждение игры.

- Что вам понравилось в игре?

- Что вызвало затруднения?

- Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?

- Можете ли вы припомнить жизненные ситуации, которые вызывали бы у вас схожие эмоции? Кто готов поделиться своей историей с группой?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. «Разговор начистоту»

Цели:

- помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

- способствовать созданию в группе атмосферы доверия и открытости;

- дать возможность каждому члену группы потренироваться в ответственном отношении к другим людям, их словам и поступкам, чертам их личности;

- обеспечить каждому участнику возможность получения индивидуальной и групповой оценки его личности, а также дать ему возможность обратной связи с группой.

Ресурсы: листы бумаги, ручки, булавки.

Ход упражнения:

Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало вам возможность узнать друг друга и проявить себя. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: «А как меня воспринимают другие?» Так как сегодня наше занятие посвящено развитию коммуникации, то и вопрос, который мы обсудим, - «Каков я в отношении с другими?»

Для начала каждый напишет на листке свои положительные и отрицательные качества, которые проявляются в межличностном общении. Две эти колонки вам необходимо составить за 5 мин.

Итак, перед каждым – его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит вам сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Возьмите, пожалуйста, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите себе на спину с помощью булавки. Этот лист будут заполнять ваши товарищи. Если вы хотите, чтобы вам говорили исключительно о ваших положительных качествах, то нарисуйте в верхнем углу листа солнышко. Так вы обозначите для окружающих свое пожелание стать обладателем коллекции комплиментов. В том случае если у вас по какой-то причине есть необходимость устроить разговор «по гамбургскому счету» - без скидок на личности и обстоятельства, начистоту, если вы не боитесь критики, то нарисуйте в углу листа тучку или молнию. И, наконец, если вам интересно узнать о себе и плохое, и хорошее, то нарисуйте в углу листа вопросительные знаки. Теперь попросите товарищей закрепить подготовленный вами лист у вас на спине. На груди повесьте лист, в котором вы произвели самооценку. Готово?

Мы начинаем! Вы можете свободно передвигаться по комнате, встречаться с товарищами по группе, читать «листы самооценки», реагировать (но коротко!) на прочитанные «автооценки» записями на листах, закрепленных на спине игроков. Не торопитесь выносить приговор, всмотритесь в партнера, вспомните, каков он в действительности в межличностных отношениях. Будьте ответственны за свои слова.

Упражнение проходит под негромкую музыку. Когда ведущий заметит, что большинство встреч уже произошло, что упражнение теряет ритм, он сделает музыку громче, обозначая тем самым скорый финал.

Завершение. Группа рассаживается в круг. Ведущий предлагает желающим прочесть материал, накопившийся на их «заспинных» листах. Тот, кто не готов познакомить группу со всем написанным, может процитировать лишь избранные замечания своих коллег. Можно на этом этапе дать участникам возможность обратиться к товарищам с тем, чтобы узнать авторство тех или иных оценок, уточнить смысл записей и т.д.

Упражнение 2. «Стаканчик»

Цель:

- облегчить участникам вхождение в групповую работу через участие в веселой игре;

- снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;

- поддержать открытое выражение положительных эмоций;

- способствовать развитию нестандартного, творческого мышления участников.

Ресурсы: одноразовый пластиковый стаканчик.

Ход упражнения:

Участники садятся в круг. Ведущий дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Завершение: обсуждение упражнения и выступления «штрафников».

Упражнение 3. «Хвост ослика Иа»

Цели:

- снять напряжение участников занятия путем вовлечения их в групповое физическое действие;

- способствовать возникновению партнерских отношений в группе;

- вызвать положительные эмоциональные переживания взаимоподдержки, радости от коллективного успеха.

Ресурсы: бумажная или тканевая лента длиной 15-20 см для каждой играющей пары участников.

Ход упражнения:

Группа разбивается на пары. Каждой паре дается длинная (15-20 см) полоска бумаги или материи, которую один из участников вставляет за пояс. Это хвост. Затем игроки становятся плечом к плечу и обхватывают одной рукой друг друга за пояс. Так эта пара и будет двигаться во время всей игры.

Вариант 1. Каждая пара должна оборвать как можно больше хвостов у других пар, при этом сохранив свой собственный. Лишение хвоста ведет к выходу пары из игры.

Вариант 2. Вместо своего утерянного хвоста пара мгновенно цепляет одному из игроков трофейный хвост.

Вариант 3. Играем не в парах, а в тройках. Хвост цепляется на пояс среднего игрока. Руки партнеров на уровне пояса друг друга и только свободны для обороны по одной руке у крайних игроков

Завершение: обсуждение упражнения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. «Ассоциации»

Цель:

- через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций всех участников группы;

- способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления;

- поощрять возникновение эмоциональной и творческой свободы в группе при решении общей творческой задачи.

Ход упражнения:

Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из зала. За время его отсутствия остальные игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз или телосложения. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми разными понятиями.

К примеру, вопросы могут быть такими:

- На какой цветок похож загаданный человек?

- С каким временем года он ассоциируется?

- Если он – музыкальный ритм, то какой?

- На какое животное он похож?

- Он – «да», «нет» или «может быть»?

- С каким стилем одежды его можно сравнить?

На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые, он сможет назвать имя участника.

Завершение: обсуждение игры.

- Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему?

- Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались вам наиболее точными? Наименее точными?

- Что чувствовали загаданные игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?

 

Упражнение 2. «Мой портрет глазами группы»

Ресурсы: листы бумаги, цветные карандаши, мелки.

Ход упражнения:  

Ведущий обращается к участникам группы с вопросом:

    -        Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?

Желающие обычно находятся.

Определившись с натурщиком, которому предлагается занять «горячий стул»,

ведущий продолжает:

    -        Все   остальные   участники   группы   станут   художниками. У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый - хотя бы в детстве - пробовал изображать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то - не очень.

В этот момент, как правило, кто-нибудь обязательно высказывается по поводу своего абсолютного неумения рисовать и нежелания обижать натурщика его уродливым портретом

    -        Что же! Мы не станем даже пытаться создать портрет нашего  натурщика в  духе  реалистической традиции.  Не  стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и нюансы прически. Зачем? Ведь для выполнения этой задачи гораздо проще использовать фотоаппарат. Мы же поставим перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет человека, сидящего перед нами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!». Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Может быть, понимаемый вами внутренний мир человека, чей портрет вы изображаете, породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может, это какой-то узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен. Ограничений для вас нет никаких, будьте свободны в выборе способов изображения его внутреннего облика. Помните лишь, что до конца упражнения разговаривать воспрещается.

Сделав небольшую паузу, ведущий продолжает свой монолог спокойным, чуть замедленным голосом, создавая необходимый настрой, медитативное творческое состояние участников

    А теперь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция – человеческая душа. Какова она у этого человека? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Разглядите внутренним взором образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души... И перенесите свое понимание на бумагу. Творите!

Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до конца отведенного времени. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика

    Организовать обсуждение можно так: «художники», держа «портреты» в руках, по кругу рефлексируют по поводу своего творчества и дают комментарии к рисункам только по желанию. Натурщик лишь слушает и изредка задает вопросы. После рефлексии каждый «художник» преподносит «портрет» в дар лицу, на нем изображенному. Возможна ситуация, когда обсуждение ограничивается лишь рефлексией чувств, и никаких комментариев к рисункам не делается - предоставляется «поле домысливания» главному герою упражнения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2001.

- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2007.

- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)

Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...