Нравственное воспитание детей возраста 5-6 лет. Формирование навыков альтернативной агрессии
проект (старшая группа) на тему

Формирование навыков альтернативной агрессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_detey_5.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное  воспитание детей 5-6 лет. Формирование навыков альтернативы агрессии.

        Старшие школьники в условиях детского сада участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное воспитание и нацеленной на:

- формирование положительного отношения к правилам поведения,

- закрепление в сознания дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом,

- развитие умения принимать правила как руководство к действию,

- обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки,

- переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним убеждениям. При этом воспитатель учит детей давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:

- интерес к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий,

- отзывчивости, стремлении оказать помощь другому,

- наличие симпатий, предпочтений в общении со сверстниками ( на в ущерб другим)

- стремление к объективной оценке и самооценке,

- способности поступиться личными желанием (бескорыстно).

        Но как известно дети различаются по многим показателям, характеризующим их нравственное развитие. Одно обычно доброжелательны, легко вступают в контакт по поводу игры, принимают и реализуют  правила поведения в коллективной деятельности. Другие легко раздражаются, требуют для себя понравившуюся игрушку или роль, мало обращая внимание на желания товарищей.

Развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя, который может более устойчивые симпатии в этом возрасте, сложившихся дружеские отношения. Для этого драчливых детей желательно включать в группу, которая обычно строит игру на доброжелательных отношениях  и способна противостоять драчуну. Надо учитывать и то, к  кому драчун испытывает симпатию.

        Некоторых детей часто не принимают в игру, потому что у них плохо развиты  игровые навыки, они не умеют действовать в соответствии с его сюжетом. Это присуще не только драчунам, но и застенчивым и робким детям. Воспитатель может помочь им включиться в игру. Очень  в группе детского сада находятся такие агрессивные дети, которые чаще и более жестоко, чем другие проявляют разные виды агрессивного поведения. Традиционно выделяются следующие виды такого поведения – вербальная косвенная агрессия (жалобы, демонстративный крик, агрессивные фантазии), вербальная прямая агрессия (дразнилки, оскорбления), а так же физическая косвенная (разрушение продуктов деятельности, причинение вреда вещам, принадлежащих другому ребёнку) и физическая прямая агрессия (угрозы, запугивание, драка).

        Исследователи подчеркивают, что альтернативу агрессивного поведения составляет гуманность. Формирование положительных взаимоотношений, благоприятный эмоциональный климат в детских группах, гуманное отношение к окружающим, наполненное глубоким личностным смыслом, становится для ребенка лучшим внутренним нравственным контролером его собственных агрессивных импульсов, какими бы причинами они ни порождались. Воспитатель в работе с детьми должен показать детям альтернативные агрессивному поведению способы взаимодействия со сверстниками. Работу по этому вопросу целесообразно проводить в следующих направлениях:

     1. формирование навыка умения выражать недовольство,

  1. формирование навыка умения контролировать свои эмоции,
  2. формирование навыка умения спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы,
  3. формирование навыка умения адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят,
  4. формирование навыка умения  проявлять толерантность,
  5. формирование навыка умения принять последствия собственного выбора,
  6. формирование навыка умения адекватно реагировать на обвинения,
  7. формирование навыка умения спрашивать разрешение.

        Для этого необходимо:

  1. пополнить предметно-развивающую среду группы материалами по теме «Навыки альтернативы агрессии» (наглядные материалы, дидактические игры, литература для чтения и др.),
  2. продолжить работу по развитию творческих способностей детей  для желания отражать ими свои впечатления о плохом и хорошем поведении в рисунках, поделках и др.),
  3. продолжить формирование навыков коллективной работы в группах и подгруппах (умение ребёнком оценивать свою деятельность, умение владеть собой и своими эмоциями в различных ситуациях),
  4. продолжить формирование способности ребёнка к эмпатии, доверию, сочувствию, переживанию,
  5.  повысить культуру детско-родительских отношений по вопросу «Формирование навыков альтернативы агрессии» и др.

        Мы считаем, что такая работа в группе с детьми и родителями  приведёт к формированию у дошкольников навыков альтернативы агрессивному поведению. Из ожидаемых результатов нашей работы с детьми можно отметить следующие:

- ребенок в общении со сверстниками и взрослыми предлагает компромиссные формы поведения,

- ребёнок не дожидаясь, пока терпение кончится, прямо говорит о своём недовольстве,

- если ребёнку говорят «нет», он может найти других ребят для игры или занять себя сам,

- ребёнок, которого не берут в игру может спросить почему его не берут в игру, ещё раз попроситься в игру и др.,

-если ребёнок виноват, то он может попросить прощения,

- при совершении ошибки может сказать себе «Теперь я знаю как не надо делать. И это хорошо» и др.

Причин для  агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению,  поведенческий репертуар дошкольников довольно скуден, и если воспитатели или родители предоставят им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и их общение с взрослыми и сверстниками станет более эффективным и приятным для окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста и его роль в формировании личности.

Дошкольное детство - важнейший период для духовно - нравственного воспитания, что обеспечивало бы адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности дошкольника. В процессе воспитания ...

Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии

Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии...

КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В истории педагогтки вопрос о роли  и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной кул...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...