План по самообразованию на тему: "Искусство в дизайнерском творчестве детей".
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Молочаева Анна Васильевна

Дизайнерское творчество - интересное направление в искусстве. Дети знакомятся с интересными и увлекательными художественными техниками, различными художественными материалами и инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Улыбка»

План по самообразованию на тему: «Искусство в дизайнерском творчестве детей»

Средняя группа №4

Воспитатель: Молочаева А.В.

2014-2015

План самообразования педагога Молочаевой А.В.

учебный год

проблема

тема

этап

содержание работы

результат, форма отчетности

2014-2015 гг.

недостаточное развитие способностей, важнейших для художественного творчества

«Искусство в дизайнерском творчестве детей»

1

ознакомление с новыми приемами, видами способами изотворчества

выставки

консультации

занятия

Существует мысль, что искусство-

это способ продления детства.

С.П. Ломов

Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока мало жизненного опыта. Природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, в среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но к старшему дошкольному возрасту это влияние осмысливается.

Дизайн (от англ. Слова - замысел, проект, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирования эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – художественное конструирование.

Целью художественно – дизайнерского образования является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям.

На основе эстетических знаний и художественного опыта у детей формируется интерес к собственной изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительных явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает, как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специальных (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Полнота и точность восприятия образов зависят от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Ребенок в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществления под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины, пластилина. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, композиции, цветоведения, декоративно-прикладного искусства, лепки, моделирования.

Выполнение рисунков предполагается на различных форматах листа, так как выбранный формат напрямую зависит от художественной техники, в которой воплощается рисунок. Для выполнения работ в объемной пластике применяются такие материалы как глина, пластилин, при конструировании и аппликации-бумага, картон, клей и т. д.

Характер построения работы позволяет обращаться к другим видам искусства (музыка, литература, видеозапись).

Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда детей – приобщить дошкольников к наблюдению за окружающей действительностью. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов – основные задачи в этом возрасте.

Искусство, как предмет, должно стать стимулом для творчества и развития умственных способностей учащихся.

Что такое детский дизайн? И может ли ребенок быть дизайнером в полном смысле этого слова? Для того, чтобы разобраться в этом, вспомним, что само слово «дизайн» подразумевает «замысел», «задумку», «композицию». А задумать, составить план, сконструировать можно все что угодно.

Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн это красота плюс удобство. Например, дизайнерский стул не только необычен и красив по форме, на нем еще и удобно сидеть. Дизайн дверной ручки предполагает, что, с одной стороны, она привлекает внимание своей оригинальностью, с другой — с ее помощью легко и удобно открыть дверь.

Значит, главное для дизайнера — нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Мы же нередко не поддерживаем фантазии ребенка, и если он рисует розового слона, то исправляем и говорим: так не бывает, слон должен быть серым. Сначала ребенок возражает: «Он же у меня сказочный, волшебный». Но если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует все меньше и меньше.

Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду. Чтобы эффективнее приобщать ребенка к дизайну, нужно посещать с ним выставки, музеи и празднества. На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.

Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Задачи художественно-дизайнерского развития детей:

  • Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративное искусство, дизайнерское искусство),
  • Формировать эстетику среды, окружающую ребенка, стимулировать его творчество;
  • Показывать, чем отличаются различные виды искусства, обсуждать их содержание, формировать эстетическое отношение;
  • Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о бытовых, общественных и природных явлениях;
  • Научить детей различать реальный и фантазийный мир;

Развитие руки, глазомера.

В рисовании – познакомить с разными техниками рисования акварельными и гуашевыми красками.

В аппликации – инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа.

В конструировании – рассматривать, изучать объекты природы и объекты предметной среды; учитывать в работе: композиционную целостность, технологичность, единство предмета и среда и среды.

Поэтапный перспективный план работы педагога по самообразованию на 2014-2015 гг.

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

дети

см. Приложение

педагоги

консультация «Искусство в дизайнерском творчестве детей»;

открытый просмотр

родители

Статья «Дизайн в жизни ребенка»;

«Детский дизайн в детском саду»

Статья Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка»;

анкетирование

статья «Развитие изо-деятелности в семье»

дизайн-проект «Чудесная бутылочка»

статья «Чем занять непоседу»

дизайн-проект «Красивые светильники»

дизайн-проект «Детское кафе «Улыбка»

статья «Спообы развития ифантазии и воображения»

фото-выставка детских работ за год

оснащение образовательного процесса

см. Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сентябрь

Вид деятельности

Тема

Задачи

1

рисование-экспериментирование

«Цветные стихи и картинки для Радуги»

Материалы: карандаши, фломастеры, бумага.

познакомить с цветами радуги, учит слушать текст и изображать услышанное на бумаге

2

рисование

Путешествия в разноцветные королевства

Материалы: акварель, карандаши, бумага, салфетки, кисти, вода

учить рисовать по замыслу, используя определенные цвета

3

рисование

« Собираем красивые листья»

Материалы: акварель, кисть, вода, тряпочки

составление осенней декоративной композиции; техника «по-сырому»

4

лепка

«Лепка рыбки». Рельеф.

Материалы: тесто, доска, стеки, тряпочки

знакомство с рельефной лепкой

Октябрь

1

рисование

«Осенний пейзаж»

Материалы: гуашь, три основных цвета, добавление черной и белой краски, осенние листья, кисти, тряпочки.

передача первого и второго планов цветными гуашевыми красками; нахождение линии горизонта; знакомство с техникой «монотипия»

2

лепка

«Дымковская народная игрушка-птичка»

Материал: глина, стеки, тряпочка, вода

лепка из отдельных кусочков глины, знакомство с приемами работы с глиной

3

рисование

«Дымковская народная игрушка-птичка»

Материалы: гуашь, кисти, палитра, салфетки, вода

рисование элементов дымковских узоров, составление композиции на шаблоне дымковской птички, роспись готового изделия

4

лепка

«Твоя посуда». Декоративная кружка

знакомство с искусством в твоем доме, декоративное оформление посуды, лепка кружки ленточным способом

Ноябрь

1

художественное конструирование

«Холодный дождик и осеннее солнышко». Коллективная композиция из силуэтов цветных ладошек.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

использование цвета для передачи настроения объектов; отработка навыков и умений вырезания по заданному силуэту, работы с клеем

2

рисование по памяти и по представлению

«Декоративное изображение насекомых». Графика

Материалы: бумага, гелиевые ручки

выполнение стилизации растительного и животного мира, составление узоров.; знакомство с приемами рисования графическими материалами (гелиевая ручка)

3

рисование по замыслу

«Фантастические цветы»

Материалы: бумага белая или тонированная, краски гуашевые, фломастеры, цветные карандаши, ватные палочки

свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник

4

лепка на форме с элементами конструирования

«Такие разные часы»

Материалы: пластилин, стеки, картонные коробки. Пуговицы, бусины

создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства

Декабрь

1

аппликация

Декоративная композиция из полосок разной ширины, спиралей, колечек.

Материалы: цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, кисть для клея, шаблоны

составление композиции из декоративных полосок; отработка навыков работы с оттенками цветной бумаги

2

художественное конструирование

«Чудесная бутылочка». Композиция из геометрических фигурок.

Материалы: бумага белая, цветная; ножницы, клей

составление композиции на форме бутылочки вытянутой формы (шаблон заданной формы)

3

                рисование на тему

                «Зимние забавы».

Материалы: цветная темно-синяя бумага, гуашь, кисть, палитра, вода

овладение живописной техникой гуашевыми красками на цветной бумаге

4

симметричная аппликация

«Вырезная снежинка. Коллективная работа

Материалы: ватман, цветная бумага, клей, ножницы

овладение навыками симметричного вырезания

Январь

1

художественное конструирование

«В царстве зимушки-зимы». Коллективное панно.

Материалы: ватман, цветная бумага, ножницы, клей

выполнение коллективного панно на тему сказочного зимнего леса

2

лепка

«Как украшает себя человек».

Материалы: шаблоны, глина, стеки, тряпочка, вода

дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине, развивать творческое воображение

3

рисование пастелью

«Полярное сияние».

Материалы: бумага большого формата белого цвета, пастель, бумага цветная, салфетки, куски поролона, ватные диски, ножницы, клей

освоение нового художественного материала(пастель), созданное колористических нефигуративных композиций

4

аппликация (коллаж)

«Белый медведь любуется полярным сиянием».

Материалы: белая бумага большого формата, пастель, цветная и серебристая бумага, салфетки, ватные диски, ножницы

создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможеостей бумажной пластики

Февраль

1

рисование с натуры

«Натюрморт»

Материалы: альбомный лист, карандаш, гуашь, палитра, кисть, баночка для воды

знакомство с жанром натюрморта, передача колорита изображаемых цветов

2

лепка

«Дымковская лошадка»

Материал: глина, стека, тряпочка, вода

освоение приемов лепки из целого куска глины

3

рисование с элементами рисования и письма

«Перо жар-птицы».

Материалы: цветная бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, фломастеры

свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы

4

декоративное рисование

«Дымковская лошадка».

Материалы: гуашь, кисть, палитра, тряпочки, вода

роспись готового изделия; закрепление знаний об узорах, их использование на объемной форме, знакомство с контрастными цветами

Март

1

лепка

тестопластика

«Денежное дерево».

Материалы: соленое тесто, стека, вода, декоративная рамка, ткань, монеты, ножницы, клей

знакомство с новой техникой «тестопластика», освоение приемов лепки, оформление декоративного панно

2

художественное конструирование, аппликация (основы дизайнерского искусства)

«Декоративная открытка. Подснежники».

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

знакомство с понятием «открытка», с декоративной композицией.

3

аппликация декоративная

«Узорчатые полотенца».

Материалы: бумажные прямоугольники разного цвета, ножницы, карандаш, клей

создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции

4

лепка модульная из колец

«Красивая посуда для детского кафе».

Материалы: пластилин, стеки, доски, салфетки, бусины, бисер, пуговицы, тесьма

освоение оригинального способа лепки посуды из столбиков, замыкающихся в кольца

Апрель

1

рисование декоративное

«Красивые салфетки для кафе».

Материалы: бумажные формы-круглые или квадратные, гуашь, кисти, салфетки, баночки

создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции

2

декоративное рисование

«Пир на весь мир».

Материалы: листы бумаги желтого цвета, гуашь, кисти, салфетки, банки

создание коллективной композиции на основе общего замысла ( по мотивам декоративно-прикладного искусства)

3

рисование-экспериментирование

«Я рисую море-голубые дали…».

Материалы: листы белой бумаги, кисти, старые зубные щетки, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, блестки, бисер

экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн разными способами

4

декоративное рисование

« В гости к нам пришла матрешка».

 Материалы: бумага белая, цветная, гуашь, кисти, салфетки

знакомство с декоративной композицией, гармоничными цветами, составление узора на заданной форме

Май

1

лепка

«Сказочный терем».

 Материалы: цветная бумага, цветной пластилин, стеки

составление декоративной рельефной композиции, лепка декоративных деталей

2

рисование на тему

«Праздничный салют».

Материалы: гуашь, цветная и белая бумага, вода, тряпочка

составление сюжетной композиции, смешанная техника

3

экскурсия

Музеи искусств нашего города

познакомить с разными видами искусства нашего края

4

видео-экскурсия

Путешествие по музеям России

формирование понятия о важности хранилищ культурного наследия человечества

Литература

  1. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. –М.: Издательский дом «Карапуз»/И. А. Лыкова – 2008. – 192с.
  2. Ожерельева О. В. Искусство в дизайнерском творчестве детей: Радужная палитра. Борисоглебск, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование культуры безопасного поведения у детей»

Цель: формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде.Задачи:Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:...

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

План по самообразованию в старшей группе по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения "

Цель:  Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по формированию  знаний о ПДД   у детей старшего возраста...

Тема самообразования «LEGO конструирование, как средство развития творчества детей» на 2017-2018 уч.г

LEGO-одна из известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO - конструкторы на сег...

план по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста" для детей подготовительной к школе группы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функцион...