Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Помощь ребенку в адаптационный период»
консультация (младшая группа) на тему

Велиджанова Зейнеб Адильевна

обучение педагогов использованию способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Помощь ребенку в адаптационный период»

Дата публикации: 28.11.2012

Раздел:  Работа с педагогами 

Количество просмотров: 832

Автор: Щипицина Марина Ивановна педагог-психолог МБДОУ "Савинский детский сад" (Пермский край) 

Цель: обучение педагогов использованию способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период.

Задачи:
- познакомить со способами поддержки ребенка в адаптационный период;
- развивать направленность на понимание внутреннего мира ребенка, его эмоционального состояния;
- способствовать формированию у педагогов практико-ориентированных компетенций, необходимых для использования способов поддержки ребенка в процессе педагогического взаимодействия с ним.

Структура занятия состоит из трех частей.
Вводная часть содержит упражнения, направленные на создание доброжелательной атмосферы, активизацию участников. Основная (информационная) включает знакомство со способами и техниками поддержки ребенка, обсуждение результатов экспериментирования с техниками в педагогической практике. Заключительная часть состоит из упражнений, направленных на получение обратной связи от участников занятия.

Методические средства и методы, используемые на занятии:
- информирование;
- практические упражнения, задания;
- экспериментирование.

Вводная часть.
Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу:

  • красивые занавески, бордюр по верхнему краю стены;
  • мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки»;
  • сделать "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть;
  • желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
  • спортивный уголок;
  • уголок изотворчества (в свободном доступе карандаши, фломастеры, маркеры, бумага) дает возможность выплеснуть на бумагу свои чувства;
  • игры с песком и водой - успокаивающее и расслабляющее действие.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу, поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Основная часть.
При организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, используйте расслабляющий массаж, игры с природным материалом, музыко- и арт-терапию. Также можно использовать следующие игры:

Игры с тестом.

Заранее готовится тесто по следующему рецепту: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной воды, 2 столовые ложки растительного масла.

Сначала ребенку предлагается просто мять пальцами полученное тесто, потом следует обратить его внимание на то, как тесто меняет форму в руках. Взяв маленькую скалочку, ребенок может раскатывать тесто, а затем резать его пластмассовым ножом, вырезать из него формочками "печенье" и т.п.

Все это будет способствовать тому, что ребенок постепенно привыкнет к спокойным занятиям. Кроме того, подобные игры способствуют развитию мелкой моторики, речи, восприятия. А когда ребенок подрастет, он уже по-настоящему сможет помогать маме.

Игра "Пластилиновые узоры"
 
Детям раздают пластилин и показывают, как отщипнуть от большого куска маленький и скатать из него шарик, как положить шарик на основу и нажать на него пальчиком, как после этого получается круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз, - получится пластилиновая линия.

Игра в прятки

Начиная с младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом, дети склонны играть в прятки. Эта техника способствует формированию чувства близости и эмоционального равновесия.
Игра может начинаться спонтанно. Если ребенок спрятался за стул, педагог может сказать: "Ой, я тебя не вижу! Где же ты?" эти слова послужат сигналом для начала игры.

Разрывание бумаги
Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, раскрепощает.
Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно объяснить правила, что можно рвать только эту бумагу, и потом необходимо все за собой убрать.

Затем педагог начинает разрывать газеты и бумагу, показывая детям, как лучше это делать. Дети присоединяются, и все вместе бросают бумагу в центр комнаты. Когда куча становится большой, все энергично начинают подбрасывать бумагу в воздух, она разлетается по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Данную технику можно использовать в рамках различных сюжетов: "Снегопад", "Листопад", "Праздничный салют" и др.

Фотоальбом
Следует попросить родителей, чтобы они принесли фотографии, связанные с домом. Важно, чтобы ребенок сам выбрал альбом (купил вместе с родителями.)

Когда ребенку становится грустно, он может достать альбом и посмотреть вместе с педагогом на фотографии членов своей семьи.
"Игры с ручками", игры с пальчиками
Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, развивают мелкую моторику, речь детей.

Так же можно использовать: потешки для новичков и уговорушки, игры на самопознание.

Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

"
Солнышко и дождик".

Материалы к игре: детские стулья.

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: "Дождик! Скорее домой!" бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

"Кто в кулачке?" 
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит их повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулак. После этого воспитатель читает стишок и выполняет вместе с детьми выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

"Иди ко мне"
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!". Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!". Игра повторяется.

Заключительная часть. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...

Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период

Картотека игр для детей в адаптационный период...

Роль предметно-развивающей среды В. В. Воскобовича "Фиолетовый лес" в развитии детей раннего возраста. Его роль в адаптационный период.

В статье говорится о важной и значимой роли предметно-развивающей среды "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича в развитии детей раннего возраста. О значимости развивающих игр "Сказочные лаб...

Игры для детей раннего и младшего возраста в адаптационный период

формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю....

Перечень методических разработок: 1.Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста. 2.НОД «Дождик» (адаптационное) 3.Картотека игр в ад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво      Методическая разработка«Взаимо...