Формирование экологического сознания дошкольников в современной образовательной парадигме
статья на тему

Блинова Анастасия Витальевна

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в сети ДОУ. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях. Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологического сознания дошкольников в современной образовательной парадигме

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооруженные конфликты, обострение экологических проблем. Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д.И. Писарева, только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте, и если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь. Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом.

Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Сочувствие живому, забота о нем, удовольствие от совершения доброго поступка – всё это способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и “проживаются” ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в сети ДОУ. Многие ученые, такие как Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева отмечают, что возраст от 3 до 7 лет является начальным этапом становления экологического сознания и формирования начал экологической культуры.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Анализ экологической ситуации на нашей планете свидетельствует о том, что нынешний кризис охватил сферы мышления человека, его экологическое сознание и практическую деятельность. Глобальное уничтожение природы - это лишь побочный результат губительной деятельности общества. Чтобы навести порядок в головах людей относительно понимания проблем окружающей среды, законов существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего образования. Именно образование опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека.

Экологическое воспитание и воспитание Красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Очень важно еще в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие - и Красота откроется.

Экологическая культура, по мнению Рыжовой, С.Н. Николаевой, включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство “гражданина планеты Земля”. А значит, экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходит под целенаправленным руководством взрослых. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца. Растения - основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство -ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

И еще для детей старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний, которые в максимальной степени развивают их умственные, творческие и художественные способности. Для детей старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.

В старших группах работа по экологии проходит на материале экологических систем – лес, луг, водоем, город и различных природных зон. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае можно дать детям задание: “Расскажите о новом растении (или животном) подробно, какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель”.

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения  объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде можно организовать с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Можно предложить детям изобразить два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отразить их новое состояние: к изображению семян подрисовывать ростки. Данная схема-модель поможет наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги.

Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия “птицы” модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки; среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Демонстрируя модель во время беседы о птицах, сначала можно рассмотреть птиц по картинам и сравнить их, а также обсудить вопросы об образе жизни некоторых из них. Далее можно найти общие для всех птиц признаки и продемонстрировать их в модели, а затем — обобщить. С этой целью можно показать детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и попросить доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт, а это, возможно, осуществить через моделирование биоцинозов.

Биоциноз – это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории.

С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Итак, основы целостного восприятия мира как единого живого организма, в котором человек - неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве. Для этого сами, воспитатели и педагоги, должны увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этом порядок, красоту, гармонию. Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Задача воспитателей осознать и приложить все силы к формированию нового поколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.

Литература:

1. Ашиков, В. и др. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] /В.И.Ашиков, С.Г. Ашикова С. Г. //Семицветик.- М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.- 132с.

2.Горькова, Л. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) [Текст] / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина - М.: ВАКО, 2005.- 240с.

3.Николаева, С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] / С. Николаева //Дошкольное воспитание.- №7.- 2002.- с.52-64

4.Попова, Т.  Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.Попова - М.: ТОО фирма «LINKA- PRESS», 1998.- 190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Описание опыта работы ДОУ по  организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду для решения задач экологического воспитания дошкольников...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...

Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников

VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом  выживания челове...

Экологическая тропа в детском саду как проектная деятельность и одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников.

Дошкольный возраст - самоценный этап  в развитии экологической культуры человека. В это период закладываютс основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,окружающему миру....