Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ.
учебно-методический материал на тему

Даренкова Надежда Сергеевна

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

на музыкальных занятиях

Здоровый малыш - это радость, счастье, благополучие не только для семьи, но и для всего общества. Забота о здоровье детей – это особая задача всех взрослых. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического воспитания имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Известно, что инструментальное воздействие музыки проявляет себя следующим образом:

  • вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло;
  • струнные инструменты ориентированы на развитие сострадания;
  • ударные инструменты физически бодрят, придают силы организму;
  • интеллектуальной сфере соответствуют клавишные. Звучание рояля называют самой математической музыкой.                                                        

С одной стороны, музыка благоприятна для всего организма в целом, с другой является одним из средств физического развития ребенка. Здоровье сберегающие технологии, используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей детей.                                                                                                                                      Музыкальные занятия являются основной формой музыкальной деятельности в ДОУ. На музыкальных занятиях ребенок чувствует себя бодрым, жизнерадостным, у него снимается зажатость, закомплексованность, появляется вера в себя, свои силы. Он свободно движется, т. е. развивается координация, появляются положительные эмоции, развивается речь, а это, в свою очередь, тоже влияет на здоровье. Как сказал В. А. Сухомлинский «Музыка - воображение – фантазия – сказка – творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные и физические силы».                            Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - достаточно новое направление, как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников.                                                  

Цель ее: укрепление психического и физического здоровья дошкольников, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Результатами этой работы должны стать:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,

• повышение уровня речевого развития,

• снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями),

• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Наиболее эффективными технологиями в работе с дошкольниками являются:

  • валеологические распевки, дыхательная гимнастика;
  • упражнения на развитие дикции и артикуляции;
  • пальчиковая гимнастика;
  • пение;
  • музыкально – ритмические  упражнения и игры;
  • коммуникативные, подвижные игры и упражнения;
  • релаксация;

Валеологической песенки – это распевки. Это, как правило, небольшие тексты, которые поднимают настроение и подготавливают голос к пению. Например, распевки: «Здравствуйте!», «До свидания!»                                                                                                                   Коммуникативные игры развивают динамическую сторону общения, эмоциональность, позитивность. Весь организм отвечает на действие музыки, у детей  поднимается настроение. Они получают заряд бодрости и положительной энергии на весь день. Поэтому коммуникативные игры и упражнения  как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. В основе упражнений и коммуникативных игр лежат логоритмические упражнения и голосовые игры для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.                                                                                                                  Упражнения на развитие дикции и артикуляции.  Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Поэтому на музыкальных  занятиях дети с большим интересом выполняют артикуляционную гимнастику с музыкальным сопровождением. Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, координацию движения пальцев и согласованные движения руки и речи. Она помогает детям расслабиться, отдохнуть, отработать артикуляцию, одновременно укрепляя мышцы пальцев, ладоней.

Музыкально - ритмические упражнения и игры способствуют формированию навыков исполнения танцевальных движений.

Для развития общих движений на занятиях используются игры со словом или речевые игры, ходьба под музыку, на носочках, змейкой, топающий шаг. Эти  упражнения вырабатывают умение владеть своим телом, укреплять мышцы, развивать чувство ритма.

Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта.

Т.о., использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности воспитанников, а также уверенно преодолевать узкоспециализированные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ

Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."

Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

Музыкально – оздоровительная работа на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкально  - оздоровительная деятельность  на музыкальных занятиях  - это организация педагогического процесса ,направленного на  развитие музыкальных и творческих способнос...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...