предметно – развивающая среда в группе ОНР.
статья на тему

Ачмиз Елена Васильевна

Отчет о построении предметно – развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_postroenii_predmetno_achmiz.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

                Отчет о построении предметно – развивающей среды.

      Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.

       При организации предметной среды в групповой помещении учитывалось все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Предметно – развивающая среда менялась в зависимости от возрастных особенностей детей.

       Так, в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно – волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Малыши хотят видеть себя на равнее со старшими среди других воспитанников, и мы должны помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для младших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей взрослыми, в группе были созданы условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

       Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, было организовано на основе следующих принципов.

       Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей.

        В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз цветовой гамме, не нарушает общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного цветоощущения детей служат цветовые пятна в  интерьере группы : игрушки, детские работы в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

        Важным при организации предметно – развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение детей относительно содержания предметной среды также учитывается, поэтому в процессе наблюдения за детьми, были внесены коррективы в оборудовании игровых уголков.

      Благодаря организации различных игровых уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности ( игровой, продуктивной и познавательно – исследовательской).

      Предметно – развивающая среда в коррекционной группе отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.

      Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, мы осторожно подходим к вопросу насыщение группы игрушками и руководствуемся интересами педагогической целесообразности. В игровых уголках для развития мелкой моторики представлены : традиционная мозаика, современные пазлы, вкладыши, пирамидки, шнуровки, звучащие кубики, пластиковые бусы, массажные мячики, цветные мышки с хвостиками разной длины, дидактический кубик с геометрическими фигурами по сторонам, лего, выдвижная дидактическая коробка со вставными формами, пособия с прищепками, шары и мешочки с различным наполнением. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

     Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделено уголки организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип поли функциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

      В одном и том же уголке согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.

      В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрено уголки для персональных выставок творческих работ детей, фото стенд.

      В группе учитываются интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

      Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре наши ребята очень хорошо раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

       В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Вместе с детьми готовим костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. А уголок ряженья позволяет изменить свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

      Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Вместе с родителями подбирали и размещали в нем растения, требующие разных способов ухода приготовили необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

      В природном уголке выставки детских поделок из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Индивидуально с детьми проводятся в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

     Для уголка искусства «Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь наши ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей самостирающаяся и восковая доски, рулон белых обоев, мелки, гуашь, карандаш, фломастеры, пластилин, трафареты. Дидактические игры, бумага разного размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

     Детские работы ( рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Умелые ручки», к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку ребят и способствует их самоутверждению.

     Строительный уголок, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает не много пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки – тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка( кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, коробки и легкий модульный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности( в сюжетно – ролевых играх, играх драматизациях, ручном труде).

      Неизменной популярностью у детей пользуется исследовательский центр. На полочках для детского исследованиях размещаются самые разные природные и бросовые материалы : песок, камни, ракушки, перья, шишки, желуди, каштаны, вода, крупа, шарики, поролон, пластик и т.д. – все это вызывает у детей особый интерес. Большое внимание уделяется сравнению величин предметов по количеству и свойствам. Для этого мы используем в группе дидактические игры : «лото», парные картинки, магнитная мозаика, пазлы, наборы кубиков, развивающие игры.

      В группе также выделены уголки для сюжетно – ролевых игр – «больница», «семья», «парикмахерская», «автопарк», «магазин игрушек». Ребята используют игрушки крупного размера, отражающие реальную жизнь: машину «скорой помощи», грузовую, легковую, куклу доктора и коляски.

       Атрибуты к играм подобраны с учетом интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у детей желания играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же – игры драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

      Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, не трафаретным оборудованием физкультурный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активностью. Здесь ребята могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с большими разноцветными мячами, метание в цель « серсо», «кегли», прыжки на скакалке, выполнять не сложные упражнения с массажными мячиками, обручем, «шуршиками» и т.п. На игровой площадке, для стимулирования двигательной активности есть горка и кораблик со ступеньками. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровье детей.

      В шумном пространстве игровой комнаты есть такой островок тишины и спокойствия, как литературный уголок( уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Здесь любой ребенок чувствует себя спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Можно рассмотреть фото альбом с изображением животных, птиц, находить общее и отличное в их внешнем виде, временные изменения в природе. Зимними вечерами, по просьбе ребят, мы с удовольствием читаем их любимые сказки и рассказы.

      Уголок безопасности дорожного движения и пожарной безопасности интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, железная дорога, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, дома, гаражи из коробочек. Хорошим дидактическим пособием служит книга с правилами дорожного движения, напольный коврик с разметкой улицы и дорог.

     Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому уголку в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших ребят.

Заведующая МБДОУ МО «детский сад №190»

Печерникова М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учётом ФГОС ДО». Подготовительная группа «А».

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и непо...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Анализ предметно развивающей среды группы "Носики- курносики" подготовительная к школе группа

В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, ...

Методическая разработка "Предметно - развивающаясреда в средней группе"

Предметно - развивающая среда соответсвует общим принципам построения.Принцип дистанции, разновысокая и трансформируемая мебель, уголки уеденения, распределение групп по зонам....