Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью
план-конспект занятия по теме

Ермакова Татьяна Александровна

Применение в коррекционной  работе с детьми с  умственной отсталостью легкой степени нетрадиционных методов, таких как песочная терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью

   Категория воспитанников с нарушением интеллекта представляет собой группу, основными чертами которой являются психофизический дефект и органическое поражение ЦНС и головного мозга, грубое недоразвитие познавательных процессов, преобладание манипулятивной деятельности, глубокое недоразвитие речи (особенно часто встречается дизартрия). Появление речи, как правило, значительно запаздывает. Дети могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие не в состоянии. Наблюдаются бессмысленные, штамповые фразы. Словарный запас крайне беден и ограничен обиходно-бытовой речью. Имеются также отклонения в мелодико-просодической стороне речи – наиболее стойкие признаки дизартрии. Отмечаются слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций, ограничение объема артикуляционных движений, слабость кинестетических ощущений, артикуляционных поз и движений. Формирование связной речи у таких детей будет способствовать их социальной адаптации в обществе.

   Автоматизировать нарушенные звуки удается с большим трудом, и, как правило, при условии регулярной работы, без перерывов, с включением родителей в педагогический процесс. Поэтому основной упор при работе с такими детьми делается на развитие коммуникативной сферы, что очень важно для социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта. Главное  - найти те струнки у каждого ребенка, которые начнут побуждать его к активности в речи и в поведении.

  Дети с нарушением интеллекта нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания им специальной помощи весьма актуальны, но, к сожалению, в настоящее время не хватает разработанных эффективных методик по преодолению сложных нарушений  у таких детей.

   Поэтому в коррекционной  работе необходимы различные подходы, в том числе применение нетрадиционных методов, таких как песочная терапия.

   В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов, дефектологов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно, ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен.

   Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Концепция «терапии песком» использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и другими учеными).

«Песочная терапия» позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, мелкую моторику;

•стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

   Предлагаем вашему вниманию занятия для детей с нарушением интеллекта с использованием песочной терапии. Занятия разработаны с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Непосредственная образовательная деятельность

Сенсорное воспитание

Лексическая тема: Осень. 

Тема занятия: Цвет предметов – жёлтый, красный.

Образовательные области: познание, коммуникация

Цели:

- уточнить и закрепить цвета - жёлтый, красный

-учить находить и называть предметы  жёлтого и красного цвета

- развитие мелкой моторики рук

- развитие зрительной памяти, внимания и восприятия

-снятие нервно-психического напряжения

Оборудование:

Ящик с песком, осенние листья красного и жёлтого цвета, ёжики красного и жёлтого цвета, мячики-ёжики

Методические приемы

Организационный момент

На столе стоит игрушка ёжик.

Педагог. К нам на занятие пришел ёжик. Он будет смотреть, как ты занимаешься. Посмотри, какой он красивый и колючий.

Массаж кистей и пальцев рук

Педагог: У меня в руках мячики, они тоже колючие, как ёжик. Возьми себе красный мячик. Давай покатаем его на ладошках.

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

По ладошке он бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Педагог катает мяч на ладони, на пальцах ребенка.

Игра «Найди, что спрятано» (с использованием ящика с песком)

Педагог. В песке спрятались животные. Постарайся найти их.

Ребенок  ищет в песке предметы, находя, называет их цвет.

Педагог. А теперь поможем ёжикам собрать листья. Красному ёжику красный листок, жёлтому ёжику – жёлтый листок.

Дети ищут в песке листья, раскладывают их к ёжикам того же цвета.

Педагог. Молодец, теперь у каждого ёжика есть свой листок.

Динамическая пауза

Ежик топал по тропинке и грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками)

Ежик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Шарканье ногами)

Идет по лесу серый волк, голодный волк – серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)

Чтоб волку не попасться на зубок, еж, свернись скорей в клубок. (Сесть на корточки и сгруппироваться).

Работа на листе бумаги

Педагог. Ёжик хочет посмотреть, как ты рисуешь карандашом. Перед тобой жёлтый листок, каким цветом карандаш ты возьмешь, назови его. Возьми красный листок, каким цветом карандаш ты возьмешь? Правильно, красным карандашом рисуем красный листок, жёлтым карандашом – жёлтый листок.

Ребенок обводит карандашом листок, заштриховывает его.

Итог занятия

Педагог. Ещё раз покажи ёжику  красный листок, жёлтый листок.

Ребенок показывает и проговаривает цвета листьев.

Молодец! Ты очень старался сегодня, все правильно выполнял. Ёжик очень доволен и хочет с тобой поиграть.

Непосредственная образовательная деятельность

 Формирование элементарных количественных представлений

Лексическая тема: Осень.

Тема: Число и цифра один. Счет до двух.

Образовательные области: познание, коммуникация

Цели: 

-познакомить с числом и цифрой один

-учить считать до двух

-учить отсчитывать по одному предмету из группы

-учить составлять цифру 1 из двух полосок

- развивать мелкую моторику рук

- развивать зрительную память, внимание и восприятие

-снять нервно-психического напряжения

Оборудование:

Ящик с песком, цифра один, грибы для счёта 2 штуки, белочки для счёта 2 штуки, ежик для счёта1штука, зайцы для счета 2 штуки,  предметные картинки, мелкие , фрукты (муляжи) – морковь 2штуки, яблоко 1 штука, грибы – 2 штуки.

Методические приемы

Организационный момент

На столе стоит игрушка ёжик.

Педагог. К нам на занятие пришел ёжик. Он будет смотреть, как ты занимаешься. Посмотри, какой он красивый и колючий.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

Педагог: Подготовим пальчики к работе.

Один, два, три, четыре, пять (сжимать и разжимать кулачки.)

Вышли пальчики гулять («шагают» по столу).

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот резал.

Этот ел.

Ну а этот, лишь глядел! (разгибают пальчики)

Число и цифра один

Перед ребенком карточка, на которой изображен один  ёжик.

Педагог. Кто нарисован? - Сколько ёжиков? Положи столько грибочков, сколько ёжиков.  

Ребенок выполняет задание.

Педагог. Число один обозначается цифрой 1. Вот она (показывает цифру). Чтобы составить цифру 1 нужно взять 2 полоски. Возьми длинную полоску, положите ее вертикально, вот так. Возьми короткую полоску, положи ее наискосок сверху вниз. Вот так. Получилась цифра 1. Подул ветерок. Подуй на цифру. Цифра сломалась. Собери цифру снова.

Ребенок выполняет задание.

Динамическая пауза

Мы в лесок пойдем ( шаг на месте)

Мы грибок найдем (присесть на корточки)

В шапочке нарядной  светло-шоколадной (поднять руки в стороны и  соединить над головой пальчики)

Ты не прячь, грибок,  под листок свой бок (погрозить пальчиком)

Ты ребяткам нужен  к вечеру на ужин (круговые движения ладони по животу).

Счет до двух. Игра «Найди, что спрятано» (с использованием ящика с песком)

Педагог.  В песке спрятались животные. Постарайся найти их и посчитать.

Ребенок находит в песке двух белок, одного ежа, двух зайцев.

Педагог. Сколько белок ты нашёл, сколько ежей, сколько зайцев?

Ребенок отвечает на вопросы.

Педагог. А теперь давай покормим животных. Белкам мы дадим грибы, найди их. Ежа покормим яблоком - найди его, а зайцы съедят морковку – найди ее.

Дети выполняют задание.

Итог занятия

Педагог. Про какую цифру ты сегодня узнал? Покажи ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методик в коррекционной работе с детьми ОВЗ

В данной статье представлен опыт работы с детьми ОВЗ - новые методы коррекции ("Телодвижения цифр")....

Инновационные методы в коррекционной работе по развитию речи. Синквейн

Инновационные методы в корреционной работе по развитию речи. Синквейн...

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок.

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок....

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...

Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью, используя элементы методики Монтессори.

Статья посвещена работе с детьми с умственной отсталостью с использованием методики Монтессори...

Применение инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи. Кейс-метод.

Это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и  на формирование у слушателей новых качеств...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР...