Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью, используя элементы методики Монтессори.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

прохорова полина михайловна

Статья посвещена работе с детьми с умственной отсталостью с использованием методики Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_rabota_s_detmi_s_umstvennoy_otstalostyu.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью, используя элементы методики Монтессори.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаемы, способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения, направленного, в первую очередь, на формирование коммуникативной сферы. Для детей с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем.

Суть логопедического воздействия состоит в создании у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тех «ключевых звеньев», которые обусловливают развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются (Б. М. Гриншпун). В обучении можно выделить два взаимосвязанных раздела:

  формирование основы для овладения навыками коммуникации

  развитие умений и навыков коммуникации.

Монтессори-среда – предназначена для нормализации ребенка за счет предоставления ему свободы в специально организованной подготовленной среде, оснащенной привлекательными учебными материалами. Подготовленная Монтессори-среда включает в себя дидактические материалы, распределенные в различных зонах в зависимости от назначения, детей разных возрастов, подготовленного учителя, возможность свободного передвижения и самостоятельной работы. Все это способствует саморазвитию ребенка. «В подготовленной среде ребенок найдет то, что организует его внутренний мир, что соответствует его внутреннему проявлению – творить свою человеческую личность». (М. Монтессори). Именно в подготовленной среде ребенок может реализовать свою прирожденную потребность в саморазвитии, реализовать свой внутренний индивидуальный план развития без внешнего насилия.

Монтессори – материалы в классе располагаются так, чтобы четко прослеживались зоны: зона упражнений в практической жизни, с сенсорными материалами, развития речи и подготовки руки к письму. Все материалы стоят на столах или невысоких стеллажах стационарно и доступны для работы в любое свободное время. Столы и стулья легкие и подвижные, их можно переставить по-разному в зависимости от вида деятельности. Дети также могут работать на ковриках на полу, где они чувствуют себя очень комфортно.Все навыки, полученные в процессе обучения по Монтессори-методу, должны переноситься в повседневную жизнь детей (шнуровка обуви, завязывание бантов, ношение чашек с соком, наливание воды в чашку и т.д.).

Организация работы в Монтессори-среде ведется по традиционным методикам. Содержание занятий почти не отличается от общепринятого. Специфика логопедических занятий диктует свои условия при обучении, поэтому некоторые основополагающие принципы классического Монтессори-метода необходимо отменить или видоизменить. Например, в процессе презентаций материала (показ алгоритма действия, краткая инструкция) классический Монтессори педагог во многих случаях должен минимально пользоваться речью. Но так как одна из основных задач логопеда – накопление и уточнение словарного запаса, в процессе презентаций уместно речевое сопровождение деятельности, особенно при планировании ребенком своей работы. Видоизменения относятся к организации свободной работы с материалами: занятия длятся ровно столько, сколько отвел логопед, и дети должны оторваться от своей, даже незаконченной, работы для присутствия на других занятиях.

Логопеду необходимо изменить внешний вид комнаты и организацию фронтальных занятий. На столах вдоль окон расставляются Монтессори-материалы, подобранные с учетом потребностей детей СНР и обеспечивающие зону их ближайшего развития. Большинство материалов относится к сенсомоторной сфере, но некоторые ориентированы на подготовку руки к письму и расширение словарного запаса.

Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный, начальный, тренировочный и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение средств общения — вербальных и невербальных (визуальных речевых кодов: жестомимики, пиктографии), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Особое место в коррекционно-логопедической работе занимает развитие у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сенсорного восприятия. Именно поэтому на всех этапах коррекционно-логопедической работы уделяется особое внимание сенсорному воспитанию детей – основы для развития мышления через расширение поля восприятия (М. Монтессори). Дети знакомятся с разнообразием форм, звуков, движений, учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Основное внимание уделяется тому, чтобы воспринятое соединялось со словом для формирования особых представлений о пространственных признаках предметов, чтобы ребенок пользовался сформированными на предметном материале перцептивными действиями при восприятии материала социального содержания (экспрессивных жестов, мимических движений, эмоциональных состояний и т.д.). На занятиях широко используются упражнения с сенсорными материалами по системе М Монтессори. Помимо формирования сенсорных эталонов, овладения детьми новыми способами предметно-познавательной деятельности опосредованно происходит расширение словарного запаса, его систематизация.

http://img-perli.com/upload/201812/e6bfcf6b660e88ed/d7bcc3abac3bec4-1544778609_s.jpg

Папилломы отвалятся, паразиты комом вылетят, если добавить в стакан воды 3 мл советского...

Читать дальше »

Поскольку в формировании и развитии устной речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большое значение имеет уровень их общего и речевого моторного развития, в коррекционно-логопедической работе используются игры — упражнения на развитие общей моторики, мелкой мускулатуры рук, артикуляционной моторики.

Таким образом, логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна осуществляться по следующим направлениям:

  1. развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной способности;
  2. развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
  3. развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
  4. развитие функций голоса и дыхания;
  5. развитие чувства ритма;
  6. развитие импрессивной речи;
  7. формирование и развитие экспрессивной речи.

Специально подготовленная развивающая среда для детей в духе педагогики саморазвития Марии Монтессори:

Специальные материалы для развития мелкой моторики:
1. Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр, бегемот, слон, барашек, обезьяна и т.д.)
2. Крупные натяжные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы)
3. Прищепки в корзинке
4. Деревянные формы для нанизывания на шнурок
5. Большие и маленькие стаканчики-вкладки
6. Деревянные «гвоздики» с молотком
7. Простейший пластмассовый конструктор «Lego»
8. Пирамидки разных форм и размеров

Предметы, помогающие развитию сенсорики (зрения, слуха, тактильного и стереогнотического чувства):
1. Блоки цилиндров
2. Розовая башня
3. Деревянные кубики
4. Дощечка с тремя вкладками
5. Деревянные пазлы с картинками и геометрическими формами
6. Кубики Никитина «сложи узор»
7. Игра в 4 шарика
8. Карандаши в цветных стаканчиках
9. Деревянный яшик с фигурными вкладками
10. Натяжные бусы из деревянных форм
11. Натяжные бусы из тактильных мешочков
12. Корзинка с лоскутками
13. Объемные формы и их проекции
14. Колокольчики и бубенцы
15. Бубны и ксилофоны
16. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм и пр.

Специальные предметы для развития языка:
1. Материал «предмет-картинка» (домашние и дикие животные)
2. «Говорящие» зверушки
3. Шершавые буквы и слоги (некоторые)
4. Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы)
5. Рулон бумаги и мелки для рисования
6. Книжки-картинки

Но не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их обучающихся развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью

Применение в коррекционной  работе с детьми с  умственной отсталостью легкой степени нетрадиционных методов, таких как песочная терапия....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с элементами методики Монтессори «Черепаха-путешественница» в подготовительной группе.

Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов....

«Использование элементов методики Монтессори в развитии и воспитании детей раннего возраста»

laquo;Использование элементов методики Монтессори в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Презентация опыта работы по теме: "Взаимопомощь между детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС, как способ социализации в разновозрастных группах ДОУ".

Актуальность данной темы сложно умолить. Ведь каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Для усп...

«Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

Статья на тему: «Направления логопедической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»....

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с умственной отсталостью.

Ребенок с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями (УТИН) может производить очень мало действий и определение его интересов крайне затруднено. Подвержен изменениям психоэмоционального состо...