Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с умственной отсталостью.
статья по коррекционной педагогике

Корсун Ольга Васильевна

Ребенок с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями (УТИН) может производить очень мало действий и определение его интересов крайне затруднено. Подвержен изменениям психоэмоционального состояния, иногда случаются во время занятия приступы. Ребёнок получает медикаментозные препараты и это надо учитывать, ожидая определённой учебной деятельности. В этом случае задача педагога ориентироваться на актуальные возможности ребёнка и его ограничения, установить доверительные отношения с родителями. При нормальном эмоциональном состоянии ребёнка занимать сдержанную активную, но творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка, поддерживать интерес ребенка имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), при этом наблюдая за собственными действиями ребенка и применяя вмешательство в соответствии с ними. Вовремя применить нужный приём.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми, имеющими умственную отсталость

Ребенок с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями (УТИН) может производить очень мало действий и определение его интересов крайне затруднено. Подвержен изменениям психоэмоционального состояния, иногда случаются во время занятия приступы. Ребёнок получает медикаментозные препараты и это надо учитывать, ожидая определённой учебной деятельности. В этом случае задача педагога ориентироваться на актуальные возможности ребёнка и его ограничения, установить доверительные отношения с родителями. При нормальном эмоциональном состоянии ребёнка занимать сдержанную активную, но творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка, поддерживать интерес ребенка имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), при этом наблюдая за собственными действиями ребенка и применяя вмешательство в соответствии с ними. Вовремя применить нужный приём.

Важные условия для реализации коррекционно-развивающей работы:

  • Педагоги, учитель-логопед, дефектолог, психологи работают в команде и должны владеть необходимыми знаниями и пониманием того, что можно ожидать от работы с ребёнком, чтобы строить дальнейшую работу с ребенком максимально, учитывая и развивая его потенциальные психофизические возможности и не получить эмоциональное выгорание. Организация работы специалистов предполагает также обучение родителей отдельным психолого-логопедическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. При этом следует помнить, что медицинский диагноз ставят только врачи, которые в настоящее время используют Международную классификацию болезней.
  • Выделяется: умеренная (IQ - 35 – 49, код F71) умственная отсталость, тяжелая (IQ - 20 – 34, код F 72) и глубокая умственная отсталость (IQ ниже 2, код F 73).
  • Потенциальный уровень умственного развития определяется способностью ребенка в сотрудничестве с взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.
  • Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Цель: Определение путей преодоления речевых отклонений у детей с УТИН.

Задачи:

1. Обеспечить коррекцию речевого и умственного развития с учетом их возрастных и психофизических особенностей.

2. Осуществить коррекцию по нарушенным сторонам речи.

3. Провести коррекционную работу в единстве с воспитателями, родителями и всеми педагогами учреждения.

Вся организованная образовательная деятельность (ООД) и коррекционно-развивающие занятия (КРЗ) носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, так как игровая деятельность – основная деятельность дошкольника. Основной формой организации коррекционной работы, является индивидуальная образовательная деятельность.

Поскольку коррекция речи связана с дополнительной умственной нагрузкой, часы для нее отведены в первой половине дня. Учитывая требования к организации режима дня и ООД, продолжительность ее в соответствии с СанПином (2.4.3648-20) составляет:

  • индивидуальная ООД 15 – 20 мин,

- у младшего возраста – 15 мин,

- у детей подготовительного к школе возраста – 20 мин.

Подгрупповые занятия с детьми с УТИН и сложной структурой дефекта в связи с тяжестью заболеваний и индивидуальными особенностями не проводятся.

Дети со сложными типами дефектов не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом в непосредственной образовательной деятельности в группе, поскольку у них наблюдаются не только речевые проблемы. С такими детьми логопедическая работа строится только индивидуально. Для детей, имеющих сложные речевые диагнозы, разрабатывается и реализуется индивидуальная коррекционно-развивающая программа, определяется и осуществляется возможность компенсации речевых нарушений с учетом их психофизических особенностей.

Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся не менее двух раз в неделю. Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. На индивидуальных занятиях проводится работа по:

- развитию понимания обращенной речи;

- активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического слуха;

- подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

- постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу; - автоматизации на уровне слогов, слов;

- развитие, обогащение, уточнение и систематизация словарного запаса

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Основное значение придается стимулированию речевой активности. Логопед должен сформировать мотивационный компонент речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира является одной из важных задач.

Детей необходимо научить понимать название предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

Формирование импрессивной речи направлено на пополнение речевого запаса, на дифференциацию понятий лексических значений слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей сенсомоторные функции, формировать механизмы речевой деятельности, стимулировать звукоподражания и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов.

Дети, имеющие определенный словарный запас

Коррекционно-развивающая работа, направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. Необходимо совершенствовать сенсомоторные функции, формирование механизмов речевой деятельности. С этими детьми тоже проводится работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значения слов. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.

В ходе работы должны совершенствоваться импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговая структура слов, фонематическое восприятие, навыки словообразования и словоизменения.

Дети, владеющие фразовой речью

В процессе работы над активной речью большое внимание уделяется формированию умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Вместе с тем продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.

Одним из основных направлений логопедической работы с детьми с умственной отсталостью является развитие коммуникативной функции речи в процессе расширения возможностей участие детей в диалоге, формирование монологической речи.

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с умственной отсталостью планируется с учётом результатов логопедического обследования.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Логопедическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Уровень речевого развития рассматривается в следующих аспектах:

 - строение артикуляционного аппарата;

 - состояние звукопроизношения;

 - состояние экспрессивной речи (наличие/отсутствие).

Для реализации поставленной цели используется следующий диагностический инструментарий:

  • Речевые карты для обследования ребенка дошкольного возраста с УТИН;
  • Медицинские карты детей;
  • Заключения ПМПК.

Группы для занятий с логопедом комплектуются из детей, направленных ПМПК и рекомендуемых ПМПк. Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, проводимого первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в речевых картах. В них отмечаются состояния всех основных речевых и неречевых функций, а также сопутствующие нарушения. Форма заполнения речевой карты позволяет отслеживать динамику развития ребенка в течение всего коррекционного курса, проводить качественный анализ состояния речевых возможностей.

Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной логопедической работы, отследить динамику речевого развития ребенка. Для оценивания берутся те же параметры речи, что и для первичной диагностики.

В протоколах диагностики речевого развития детей со сложной структурой дефекта оценивание проводится по следующим разделам:

  • Артикуляционный аппарат
  • Импрессивная речь
  • Экспрессивная речь
  • Использование мимики и жестов в экспрессивной речи
  • Графомотрные навыки
  • Состояние звукопроизношения
  • Сенсорная сфера
  • Состояние психики

Также представлены все традиционные виды обследования речи и исключены обследования, не являющиеся принципиальными для постановки логопедического диагноза (заключения), но отнимающие много времени.

Материально-техническое обеспечение

Музыкальные инструменты, зеркала (настенное и индивидуальные). Игрушки, наборы объёмных и геометрических тел основных цветов. Монтессори - материалы.

Предметные, сюжетные картинки и образные игрушки по различным лексическим темам.

Дидактические игрушки зрительно–пространственного гнозопраксиса: кубики, мозаика, пирамидки, пазлы, матрёшки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний, кукольный театр.

Дидактические ящики с фигурками - вкладышами (сортеры). Игровые приспособления для шнуровки.

Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей. Ленточки разных цветов и размеров.

Литературный материал: тексты чистоговорок, стихотворных диалогов.

Компьютер с подборкой презентаций на различные лексические темы. Природный материал (фасоль, вода, шишки, плоды), строительные наборы и конструкторы, счетные палочки.

Приспособления для массажа рук: су-джоку, мячи для массажа кистей рук, кольца.

Натуральны предметы: карандаши, коробочки, баночки для раскладывания мелких игрушек, шарики, баночки.

Примерный перечень игр и игровых упражнений

Настольно - печатные: «Домино», «Найди такую же картинку», «Найди лишнее», «Парные картинки», «Чудесный мешочек», «Цветные кубики» и др.

Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно — пространственных представлений: «Где звучит колокольчик», «Домино» (различные варианты по форме, цвету, величине), «Закрой окошко», «Логопедическое лото», «Мозаика», «Найди погремушку», «Подбери пару», «Почини коврик», «Тихо - громко», «Угадай, кто в домике живёт?», «Угадай, кто позвал», «Цвет и форма», «Чего не стало?», «Что делает кукла?», «Что за чем звучало?», «Чудесный мешочек», «Кто внимательный?», «Найди и назови», «О чём говорит улица?», «Прятки с игрушками», «Телефон», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чей домик?» и др.

На вызывание речевого подражания: «Волшебный сундучок», «Кормление куклы», «Кто как кричит?», «Кто пришёл в гости?», «У бабушки в деревне», «Репка», «Узнай игрушку» и др.

Для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: «Весёлый язычок», «Кидаем мячики», «Обезьянки», «Самолёты» и игры - потешки («Сорока - ворона», «Этот пальчик - дедушка»), «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Ладони на столе», «Ловкие пальцы», «Лошадки», «Пальчики здороваются» и др., специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп).

Конструктивные игры: «Забор из кубиков и кирпичиков», «Построим башню», «Спрячь матрёшку» и др.

Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации: «Времена года», «Кому что дать», «Кто где живёт», «Назови одним словом», «Неподходящая картинка», «Последовательные картинки», «Почини коврик», «Составь картинки», «Сравни: чем отличаются?», «Сравни: чем похожи?» и др.

Форм и приёмов для коррекционной работы с детьми с УТИН очень много. Если ребёнок не может высказаться, если ему трудно двигаться, если он не всё понимает, но он все чувствует. Помогите ему овладеть альтернативным языком коммуникации, покажите ему красоту мира и дайте радость общения!

Главное- Ваше творчество и желание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...