Главные вкладки

    Организация деятельности воспитателя ДОУ по формированию толерантного сознания у дошкольников
    статья на тему

    юдина людмила иосиповна

    Первая среда научения толерантности дошкольников  - это семья, группа сверстников.  Наличие толерантного педагога, родителя есть необходимое условие становления  личности дошкольника. В диалоге с семьей беру за основу принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаю важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация деятельности воспитателя ДОУ

    по формированию толерантного сознания у дошкольников

    Юдина Л.И., 

    воспитатель МДОУ  «Детский сад №6»,

    г. Оленегорск

    Дружелюбие, уважение к людям разных

    национальностей не передаются по наследству,

    в каждом поколении их надо воспитывать вновь

    и вновь, и чем раньше начинается формирование

    этих качеств, тем большую устойчивость они

    приобретут»

    Э.К.Суслова

        Первая среда научения толерантности дошкольников  - это семья, группа сверстников.  Наличие толерантного педагога, родителя есть необходимое условие становления  личности дошкольника. В диалоге с семьей беру за основу принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаю важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество.

       По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип позитивности это: позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей; раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

         Решаем эти задачи совместно с семьей различными средствами: организовали жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть особенное в ком-то или чем-то.    Источники соответствующей информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди. Пословицы, поговорки разных народов похожи по смыслу, перекликаются: «Вперед взгляни один раз – оглянись пять  раз», башкирская; «Семь раз отмерь – один отрежь», русская; «Язык острее меча», корейская; «Доброе слово – лечит», русская. Похожи колыбельные песни, пальчиковые игры, подвижные игры для детей разных народов: русские, немецкие, татарские, удмуртские.  Всё это частицы, создающие эмоциональную отзывчивость у детей и открытость восприятия другой культуры. Рассматривая традиционные игрушки разных стран с детьми на занятиях по ИЗО, обращаю внимание на то, как  проявляется общность в восприятии окружающего мира людьми разных народов. Королева игрушечного мира – свистулька, она превращается то в забавную сопелку, то в поющую акарину – простейший музыкальный инструмент. Конь – это знак Солнца. Кони всегда помогают людям в работе, считаются покровителями домашнего очага.   В старину куколке-подружке расскажет девица о своих горестях, да потом  пустит ее в реку плыть. Уплывают все горести, беды. Отсюда и название   «Купавка».   «День дружбы», в этот день дети разучат пословицы и поговорки о дружбе. В каждой группе появится «Мешок дружбы с подарками для каждого ребенка». Дети выучат стихи о дружбе. Споют веселые песни о дружбе. Проводим с родителями совместные мероприятия: праздники, встречи с интересными людьми. Организуем чаепитие по русским традициям  за самоваром с бубликами да баранками. (Всем родителям предлагаем принести изделия русских народных промыслов);  экскурсии по улицам города, в Краеведческий музей,  выставки творческих работ, ярмарки, фотовыставки. Плодотворно использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур. Это происходит во время организуемых семьями воспитанников экскурсий по городу, во время туристических поездок в период отпуска. По приезду из отпуска родители привозят фотографии из мест отдыха. Дети делятся впечатлениями, выражают свое отношение к событиям, взрослым, познанному миру. Каждое мероприятие – шаг совместной работы  в направлении формирования толерантности  дошкольников, так как толерантность возникает, укрепляется по мере расширения кругозора и углубления знаний о мире, подобно тому, как и любовь к своей родине и народу крепнет по мере расширения знаний о ней. 

      Если философски размышлять  то мы, люди, воспитывающие детей своего рода «мичуринцы». Рассчитывая на «тепло земли», то есть богатство национальных культур, традиций, обычаев, демонстрируя детям взаимную терпимость, уважение друг к другу, несомненно, и очень скоро увидим плоды своего труда, значимые для России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

    Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

    "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста - первая ступенька на пути формирования толерантного сознания"

    Программа направлена на формирование толерантности у детей дошкольного возраста, т.е. регулирование взаимоотношений детей, воспитание нравственного отношения к другому, формирование гуманных способов ...

    Формирование толерантного сознания у подростков (из опыта волонтерского движения)

    В данной статье авторами поднимаются вопросы формирования толерантного сознания у подрастающего поколения, описываются методы и формы работы, включающие привлечение молодых людей из числа волонтеров....

    Конспект занятия "Я и другой" из психолого-педагогической программы "Теремок" (формирование толерантного сознания и позитивных социокультурных установок у старших дошкольников"

    Здесь представлен конспект занятия из программы "Теремок" по формированию толерантного сознания и позитивных социокультурных установок у старших дошкольников. Цель программы.Цель: воспи...

    Система работы в МБДОУ "Детский сад №23" по формированию толерантного сознания всех участников образовательного процесса

    Система работы в ДОУ по формированию толерантного сознания всех участников образовательного процесса...