Перспективный план реализации проекта по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Карабанова Наиля Ахмедулловна

      Знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_proektu.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план реализации проекта по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой

сентябрь  – май 2013 -2014 учебный год

I этап – подготовительный

  1. Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал.
  2. Изучить методическую литературу по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой.
  3. Изучить спрос родителей с помощью анкетирования

II этап – основной

  1. Разработать перспективный план мероприятий.
  2. Разработать конспекты НОД.
  3. Подготовить беседу для детей.
  4. Подготовить консультации для родителей и педагогов.
  5. Оформить папку – передвижку.
  6. Разработать совместное детское – родительское развлечение.
  7. Изготовить альбом, дидактическую игру.
  8. Разработать материал для проведения КВН.
  9. Разработать анкеты для родителей.

 

№ п/п

Тема

Задачи

Участники проекта

месяц                                                              НОЯБРЬ

1.

2.

3.

4.

Анкетирование родителей по теме «Народное искусство в жизни вашей семьи».

Консультация для родителей «Народная игрушка. Советы родителям».

Декоративное рисование «Роспись дымковской барышни».

Родительское собрание «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы».

Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Углубить знания родителей о разнообразии народных игрушек. Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.

Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей полностью раскрашивать фигуру дымковской барышни. Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Познакомить родителей с целями и задачами программы на данный учебный год, выяснить, с какими трудностями сталкивались дети в средней группе, чтобы родители хотели увидеть на открытых мероприятиях в этом учебном году.

Родители, воспитатели.

Воспитатели, родители.

Дети, воспитатели.

Воспитатели, родители.

ДЕКАБРЬ

1.

2.

3.

4.

5.

Беседа «Знакомство с русской народной матрешкой».

Выставка детских рисунков «Узор на платье» (дымковская роспись).

Анкетирование родителей на тему «Создание условий для декоративного рисования дома».

Консультация для родителей «Создание условий для декоративного рисования дома».

«Народная игрушка. Игротека для детей дошкольного возраста».

Дать детям знания о матрешке; учить называть свойства и качества предметов; формировать грамматически правильную речь; развивать эстетический вкус.

Расширять представления о народном промысле. Развивать глазомер, чувство цвета, формы. Учить  уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии. Обучать навыкам росписи.

Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Показать родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию, дать совет по выбору материала для расширения знаний детей по декоративно – прикладному творчеству.

Создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщение к народной игровой культуре.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели, родители.

Родители, воспитатели.

Родители, воспитатели.

Родители, воспитатели.

ЯНВАРЬ

1.

2.

3.

4.

Экскурсия в мини – музей «Народные промыслы» с последующим рисованием.

Разработка презентации «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».

Рисование «Дымковский конь».

Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности».

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов.

Знакомить детей с разнообразием народной игрушки; развивать познавательные интересы, эстетическое восприятие; развивать коммуникативные навыки.

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигур – украшение элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями, штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.

Показать эффективность достижения результата при использовании народных игрушек на занятиях с детьми.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Педагоги детского сада.

        ФЕВРАЛЬ        

1.

2.

3.

4.

Знакомство с творчеством филимоновских мастеров.

Разработать совместное детско – родительское развлечение. Разработка конспектов занятий; развлечений; дидактических игр. Подбор литературного и фольклорного материала для игр с народными игрушками (стихи, потешки, пословицы и поговорки, загадки).

Оформление папки – передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре».

Презентация «История развития филимоновской игрушки».

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представление о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративного – прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволят развивать любовь к декоративно – прикладному искусству, чувствовать себя частью русского народа.

Расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Дети, воспитатели.

Воспитатели, родители.

Дети, воспитатели.

        МАРТ

1.

2.

3.

4.

Знакомство с каргопольской игрушкой; с творчеством каргопольских мастеров.

Подготовить вместе с родителями атрибуты к досугу «Диво дивное, чудо чудное».

Провести досуг «Диво дивное, чудо чудное».

Привлечение родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки.

Познакомить детей с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.

Приобщение родителей к истокам народного искусства.

Установление эмоционального контакта между педагогами и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Пополнение центров развития детей; приобретение игрового материала.

Дети, воспитатели.

Воспитатели, родители.

Дети, родители, воспитатели.

Родители, воспитатели.

АПРЕЛЬ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Разработать модель конспекта НОД.

Провести занятие на тему: «Путешествие в мир народной игрушки».

Просмотр слайдфильма.

Изготовление совместно с родителями альбома «Филимоновская игрушка».

Рассматривание альбомов о народных промыслах.

Роспись лепной филимоновской красавицы.

Консультация для родителей «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников».

Создать оптимальную развивающую среду для исследовательской деятельности. Формировать навык работы с глиной. Прививать любовь и интерес к русской культуре, своей Родине и её истории.

Способствовать накоплению знаний детей о мастерах филимоновских игрушек.

Развивать познавательные интересы, воспитывать эстетическое восприятие.

Продолжать расширять представления детей о филимоновской игрушке. Учить расписывать лепную филимоновскую красавицу. Формировать желание доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу.

Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров.

Воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Родители, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Родители, воспитатели.

МАЙ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Разработать материал для проведения с детьми КВН.

Провести КВН «Творчество богородских мастеров».

Провести дидактическую игру «Откуда эта игрушка?»

Лепка курицы – свистульки.

Итоговое анкетирование родителей «Что мы узнали о народной игрушке».

Родительское собрание в форме «Что, где, когда?»

«Что мы изнали о народной игрушке».

Познакомить детей с творчеством богородских мастеров. Воспитывать уважение к народным мастерам.

Расширять знания детей о народных промыслах, развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к народной игрушке. Учить детей узнавать ту или иную игрушку народных умельцев.

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Показать особенности лепки игрушки – свистульки. Формировать эстетические чувства при восприятии народной игрушки.

Выяснить, обогатился ли опыт родителей по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, каков объем знаний об особенностях той или иной народной игрушке.

Способствовать накоплению опыта родителей о народной игрушке, ее истории и мастерах.

Воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Родители, воспитатели.

Родители, воспитатели.

        

III этап – заключительный

          В ходе проектной деятельности, можно сделать вывод, что что знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. У детей появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей.

Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Рекомендуется им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

IV этап – презентационный

  1. Презентации:
  • «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».
  • «История развития филимоновской игрушки».
  1. Анкетирование для родителей:
  • «Народное искусство в жизни вашей семьи».
  • «Создание условий для декоративного рисования дома».
  • «Что мы узнали о народной игрушке».
  1. Консультации для родителей:
  • «Народная игрушка. Советы родителям».
  • «Создание условий для декоративного рисования дома».
  • «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников».
  1. Консультация для педагогов:
  • «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности».
  1. Конспекты НОД
  • Декоративное рисование «Роспись дымковской барышни».
  • Рисование «Дымковский конь».
  • Знакомство с творчеством филимоновских мастеров.
  • Знакомство с каргопольской игрушкой, с творчеством каргопольских мастеров.
  • Лепка курицы – свистульки.
  • «Путешествие в мир народной игрушки».
  • Роспись лепной филимоновской красавицы.
  1. Дидактическая игра:
  • «Откуда эта игрушка?»
  1. Родительские собрания:
  • «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы».
  • «Что мы узнали о народной игрушке».
  1. Беседа с детьми:
  • «Знакомство с русской народной матрешкой».
  1. Выставка детских рисунков:
  • «Узор на платье» (дымковская роспись).
  1.  Экскурсия: в мини – музей
  • «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».
  1.  Папка – передвижка:
  • «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре».
  1.  Досуг:
  • «Диво дивное, чудо чудное».
  1.  КВН:
  • «Творчество богородских мастеров».
  1.  Развивающая среда:
  • «Народная игрушка. Игротека для детей дошкольного возраста».
  1.  Альбом:
  • «Филимоновская игрушка».

Литература

1.  Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.

2.  Дурасов Н.А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.

3. Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.

4.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005.

5. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2005.

6. Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.

7. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.

8.  Лыкова И.А. Развитие художественного творчества. М. Сфера 2005 – 86 с.