Пед.чтение
методическая разработка (старшая группа) на тему

Асеева Ольга Николаевна

Дидактические игры как средство развития мышления у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chtenie.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста»

Человек, вооруженный знаниями,- непобедим.(М.Горький)

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

В работе с детьми, большое внимание уделяю развитию логического мышления детей, познавательной активности любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, равитию умственных способностей и речи.развитие логики ребенка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок,где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нем представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки,модели дней недели, части суток.

Работая с детьми столкнулась с тем, что у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицироватьпо нескольким признакам. Все это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения.

Исходя из этого, я опредилила для мебя тему по самообразованию: «Дидактическая игра как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста».

Цель: создание условий для развития логического мышления с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольног возраста.

Задачи:

-развивать у детей логическое мышление чере дидактические игры

-развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобшение, классификация, сравнение.

-способствовать формированию у детей умения делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи.

-развивать сенсорные эталоны (цвет,форма,размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте).

-развивать зрительную память и мелкую моторику рук.

Предполагаемый результат:

-на достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.

-умеют использовать занимательный игровой материал, как в организованной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.

-сформированы сенсорные эталоны и уумеют сопоставлять предметы по цвету,размеру,форме, толщине.

-развита мелкая моторика рук.

Основная часть

В прцессе организации деятельности, напрвленной на реализации задач математического развития, была изучена методическая литература.

Для результативного проведения работы определила следующие этапы:

-создание развивающей среды в группе (приобретение авторских игр, изготовление игровых пособий, оформление математического уголка);

-составление перспективного плана;

-использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни;

-привлечение педагогов ДОУ и родителей к процессу обучения, развитию мышления старших дошкольников;

-для родителе и пдагогов представлены письменные консультации.?

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обощения.

В прцессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, старалась дават четкие указания, объяснения. Направляла игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряла их успехи, создавала условия для проявления самостоятельности.

В своей работе при подборе материала, учитывала возрастные особенности детей.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками( разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями.к их числу относяться умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии сначала осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать по двум свойствам (цвету,форме, и размеру; форме,размеру и толщине и т.д), несколько позже- по трем (цвету, форме и размеру;форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине).

Синтез, классификация,систематизация, сериация, обобщение – в литературе называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходног уровня развития ребенка.

Сериация-построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т.д. ( «Вверх,вниз по числовой лестнице» , « в каком сосуде больше воды»).

Сериции можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т.д), и просто по величине ( с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (раставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ –выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы обектов по определённому признаку.

Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые». «Найди предмет такой же формы», «Третий лишний».

Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ исинтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез- через анализ). «Чего не хватает», Танграм.

Сравнение –логический прием умственных действий, требующий выявления сходств и различия между признаками объектов (предмета,явления,группы предметов). «Что легче, что тяжелее», «Что тонет,что плавает», «Подбери шарфик для куклы».

Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «найди это по указанным признакам», «Что(из этих предметов) большое желтое?» (мяч и медведь) «Что большое желтое круглое?»(мяч).

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания( этот вариант используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения). «Подбери фигуру поцвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру».

Обобщение – это оформление в словесной(вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все –большие, эти- все маленькие;эти – все красные;эти – все летают;эти- все бегают.

Характером математического материала определяются его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дощкольного возраста, вожно ребёнка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрические материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное-несъедобное», «Загадки» - они способствуют формированию внимания ребёнка и его интелектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найти предмет, отличающий от других». В таких играх ребёнок учиться рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Назови предмет в ряду», «Назови предмет одним словом», «Что лишнее? Почему?», «Домино», «Как одним словом можно назвать предметы».

Для развития интелектуальных способностей дети играют в такую игру как «Я знаю пять ...». Они учат классифицировать и обобщать.

Игра «Белый лист» направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.

Такие упражнения «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды», в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения «Найди картинку с самым низким деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней величины» и прочие.

Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года подготовительные группы дети играют в более сложные игры: «Вычислительная машина», «Ход конём», «Игры с обручами», «Где чей дом?». Цель этох игр- формирование представлений об алгоритме, классифекация по одному свойству, формирование логической операции.

В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали участие родители. Они были не мение заинтересованы, принимали участие в изготовлении дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации. В дальнейшем согласны принимать участие в приобретении дидактических пособий.

Заключение.

По результатам ежегодного мониторинга видна положительная динамика по развитию логического мышления у детей. Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абсрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...