Требования к личности воспитателя в рамках ФГОС.
статья на тему

Беляева Ирина Сергеевна

В совремеК личности воспитателя предъявляют ряд требований. Педагог должен быть развитой творческой личностью,тогда он будет интересен дошкольникам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belyaeva_shershnyova_statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

В современном быстроразвивающемся и постоянно меняющемся обществе предъявляются особые требования к современному воспитанию детей, а в частности к  дошкольникам. Именно в этом возрасте у ребёнка закладываются основы мировоззрения, социального поведения, этнических норм и моральных качеств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, которые будут играть решающую роль на жизненном пути человека.                                Ответственность за развитие этих качеств ложится на воспитателей. Обязанность воспитателя за несколько лет нахождения ребёнка в детском саду положить основу эмоционального, морального, социального, творческого и  интеллектуального развития ребёнка, исходя и его способностей, врождённых особенностей и задатков. Это развитие обеспечивается  профессионализмом  воспитателя ДОУ.    

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который  вступит в силу с 1 января 2015 года.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен:

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую , обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС).
  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с     психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  • Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  • Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности  у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  •  Владеть ИКТ - компетенциями , необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми  раннего и дошкольного возраста.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. 

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.                                                                       Воспитатель должен уметь  сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель знающий возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности. Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, педагог помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора.  Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Педагог  дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения как  с детьми и  родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.  Воспитатель должен показывать своим воспитанникам  безукоризненное поведение. Ведь  дети подражают поведению воспитателю в первую очередь. Так же воспитатель должен  стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.   С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.   Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным  качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, дана только воспитателю, преданному своему делу.    От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь  рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.                                                                   Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.                                                                                                    Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить   добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

  На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Институты повышения квалификации будут перестраивать свою  учебные программы для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к личности воспитателя.

Каким должен быть современный воспитатель?...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

"Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГТ"

 В ряду важнейших требований к личности воспитателя ДОУ находится ее направленность (четкое разграничение понятий добро - зло, нравственно- безнравственно). Воспитатель должен знать о хара...

Консультация для воспитателей "Требования к личности воспитателя в свете нового ФГОС"

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, ка...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГОС

Есть такая профессия - воспитатель. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые проявляются в повседне...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС

В статье говорится,  какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка.  Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психич...

Методические рекомендации для педагогов: «Использование рефлексии как технологии становления и развития личности дошкольника в рамках ФГОС ДОУ»

Материал будет интересен начинающим педагогам ДОУ в качестве рекомендаций к применению технологии рефлексии в своей педагогической деятельности....