Формирование у детей основ исследовательской деятельности
проект (старшая группа) на тему

Попова Елена Борисовна

Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Обращение к теме организации детского исследования обозначены в проекте «Наша новая школа» как создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, для воспитания личности, готовой к жизни в постоянно и быстроменяющемся мире. В этом контексте важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений становится проектирование такой образовательной среды, которая бы позволила каждому проявить свои задатки и возможности. Важным результатам педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении становится не только расширение знаний дошкольников об окружающем мире, но и приобретение ими опыта самостоятельной исследовательской деятельности.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и передать воспитанникам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической значимости:

-воспитатель ставит проблему и намечает план действий её решения, само решение предстоит найти самостоятельно воспитаннику;

-воспитатель ставит проблему, но уже пути решения воспитанник ищет самостоятельно;

-воспитатель ставит проблему, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется воспитанниками самостоятельно.

Исследовательская деятельность дошкольников включает три самостоятельных блока:

1. Тренинг исследовательских способностей детей.

В ходе данного тренинга дети должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они должны научиться: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, опыты, делать умозаключения и выводы.

2. Детская исследовательская практика.

Она предполагает проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

3. Мониторинг исследовательской деятельности детей.

Он включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения.

Основной ожидаемый результат исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребёнком новых знаний, умений, навыков и обработки полученного материала. В ходе данной работы у воспитанников детского сада формируется познавательный интерес ко всему окружающему миру. Познавательный интерес является стремлением к изучению и познанию неизвестного. Под влиянием познавательного интереса исследовательская работа может протекать тоже является одним из условий организации исследовательской и проектной деятельности. Из собственного опыта нам известно: кто хочет учиться, тот и проявляет интерес к знаниям.

Список литературы:

1. Савенков А. И., Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство дом «Фёдоров», 2010. – 128 с.

продуктивно. Это

2. Современные технологии обучения дошкольников /авт. – сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013, - 223 с.