Игра в оркестре (ансамбле) на детских музыкальных инструментах детей старшего возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

в материале представлены методы и приемы, этапы работы по теме детский оркестр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx66.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление народного образования администрации

городского округа город Бор Нижегородской области

Творческая работа по обобщению педагогического опыта

 «Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре (ансамбле) детей старшего возраста»

Выполнила:

Музыкальный руководитель МБДОУ детского сада

 комбинированного вида «Петушок»

Тюнькова Елена Анатольевна

с. Линда

2014г.

Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                      3

2. Актуальность                                                                                      4

3. Цели и задачи                                                                                       5

4. Ожидаемые результаты освоения детьми данного раздела                       6

5. Создание условий для реализации поставленных задач                                7

6. Реализация поставленных задач                                                            8-13

7. Результаты и перспектива                                                                                14

8.  Литература                                                                                        15

9. Приложения                                                                                                       16

        

                                                                                                   

                       

                    Пояснительная записка

         Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

          Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.  При совместной игре в ансамбле или в оркестре формируются чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.

        Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед  гостями, на  концертах.

        Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

          Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах в оркестре (ансамбле) организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

                                                                                 

                                  Актуальность

                  Игра на детских музыкальных инструментах развивает музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического. У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются  импровизационные навыки.

         Музыкально-исполнительская деятельность в оркестре позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста и разной степени подготовленности в игре по нотам, по слуху, импровизировании и сочинении музыки. Так же музыкально-исполнительская деятельность сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.

          В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.

 

                                       

                             Цель и задачи

Цель

Формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства,  общения и самовыражения.

 Задачи :

 1.  Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.

 2.  Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.

 3. Развивать творческую активность, художественный вкус, желание импровизировать; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.

 4.  Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.

 5.  Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.

 6. Формировать целеустремленность, навыки коллективного сотрудничества, ответственность, дисциплинированность.

   

Ожидаемые результаты освоения детьми данного                                                                         раздела..

-   Различает более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности

-   Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе

-   Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения

- Владеет навыками – движения и речи, слушания, исполнительства, сочинительства,общения, самовыражения

- Имеет устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, оркестре и его разновидностях

- Знает различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них

- Исполняет несложные песенки и мелодии на самодельных  и различных музыкальных  инструментах сольно, группой, в оркестре. 

                             

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ                       ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТСКИМ ОРКЕСТРОМ

  • разные виды музыкальных занятий;
  • музыкально-дидактические игры;
  • индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте),  групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах), коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).
  • Занятия в кружке «Вместе весело играть»
  • музыкальные досуги

  МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

       Для обеспечения качества проводимой работы и эффективного усвоения материала, необходима  музыкальная предметно-развивающая среда.

Музыкально- образовательная среда состоит из 2-х компонентов

1. Музыкального

  • аудио кассеты
  • CD диски
  • Видеопроектор

2. Предметного

  • Фортепиано
  • музыкальный центр
  • детские музыкальные инструменты: шумовые

(самодельные маракасы) ударные - бубны, ритмические палочки и кубики, деревянные ложки, барабаны, треугольники;

ударно-мелодические - металлофоны, ксилофоны.

  • музыкально - дидактические игры
  • пособия для условно-схематического моделирования простых мелодий показывающих длительность звуков, условно-образные изображения нот.
  • условно - образные изображения приемов игры на ложках
  •  Наличие в группе предметно развивающей музыкальной среды, аналогичной среде музыкальных занятий, для совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей.

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ:

  • Наглядно-слуховой
  • Обьяснительно – иллюстративный
  • Практический
  • Метод моделирования музыкального языка
  • Репродуктивный 
  • Метод активизации творческих проявлений

             Реализация поставленных задач

Реализация поставленных задач по усвоению игры на детских музыкальных инструментах в оркестре состоит из 5 разделов

1. Знакомство с инструментами и оркестрами.

2. Элементарная музыкальная грамота.

3. Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

4. Игра в оркестре (ансамбле).

5. Творческие задания.

1 раздел включает в себя знакомство с музыкальными инструментами и способами (приемами) их звукоизвлечения. Со многими инструментами дети знакомы еще с младшей и средней группы. Но хочется остановиться на приемах игры на ложках. Их великое множество и к моменту старшего возраста дети вполне могут ими владеть. Для легкости запоминания и выполнения, для детей при игре на ложках в каждой руке, применяю условно-образные изображения: «Мячики», «Петрушки», «Петушки», «Радуга». Дети быстро запоминают приемы и легко читают их в партитуре.

Так же на занятиях знакомлю детей с понятием – ОРКЕСТР и их видами (Симфонический, Оркестр русских народных инструментов, Эстрадный оркестр) музыкальными инструментами и деления их на группы: струнные, духовые, клавишные, ударные. Знакомство проходит с помощью иллюстраций и ИКТ.

2 раздел включает в себя знание элементарной музыкальной грамоты: свойство звука, его длительность и высоту.

       Для осознания соотношений длительностей звуков применяется моделирование их с помощью длинных и коротких полосочек или обозначений, принятых в нотной записи  Для того чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок, использую принятые обозначения, которые выкладываем  на магнитной доске с подтекстовкой длительностей.

         При разучивании мелодии на инструментах с определенной высотой звучания, детям необходимы элементарные знания по музыкальной грамоте: названия нот и их расположение на нотоносце и на инструментах. Прежде чем разучить мелодию на инструменте, необходимо, чтобы ребенок ее запомнил, имел представление о ее движении (вверх, вниз, на одном звуке, скачки на разные интервалы), самостоятельно пропел, воспроизвел ритмический рисунок, показал движение мелодии рукой. Так же применяю метод моделирования для соотношения высоты звука. Для лучшего запоминания, а в дальнейшем для легкости чтения партитур, использую облегченный вариант записи нот: условно-образные изображения, которые с детьми выкладываем на магнитной доске.

        Этот раздел включает в себя формирование  понимания и использование в речи  музыкальных терминов: длительность звуков долгие-короткие, ритмический рисунок, высота звуков низкие-высокие, темп быстрый-умеренный-медленный, фраза, акцент, партитура, пауза, дирижер.

3 раздел.

          С целью постепенного развития вокальных, инструментальных навыков, более легкого овладения нотной грамотой, для усвоения навыков в правильном звукоизвлечении при игре на металлофоне применяем попевки хорошо знакомые детям: построенные на одном звуке – «Андрей воробей», «Небо синее», построенные на двух звуках – «Гармошка», «Спите куклы», «Лестница» построенная на поступенном  движении вверх-вниз.

                  Выкладываем на магнитной доске, прохлопываем  ритмический рисунок попевок, пропеваем слова и ноты все вместе, а так же небольшими подгруппами, используем различные ударные инструменты. Затем переходим к игре на металлофоне. Всегда нужно следить за правильным положением тела и рук при игре, за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука.

                   На занятиях знакомлю с разными приемами игры на ложках – ложки в каждой руке, две ложки в одной руке (старшая группа) Освоив эти приемы переходим к более сложному: 2 ложки в одной руке (через палец) удар по ладошке левой руки, колену, плечу соседа.

В подготовительной группе идет усложнение игры на ложках: дети играют на трех ложках. Для легкости запоминания, а в дальнейшем чтения партитур каждый прием имеет условно-образное изображение: «Мячики», «Петрушки», «Радуга». Под русские народные мелодии осваиваем игру различных ритмических рисунков.  Приемы игры на ложках данные на занятиях закрепляются в индивидуальной работе и в группе воспитателем.

4  раздел  Игре в оркестре (ансамбле) предшествует большая, кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем. Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию нотами, затем как усложнение со словами и без слов, определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии. Чтобы определить соотношение длительностей звуков прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на металлофоне сначала указательным пальчиком правой руки  с одновременным пением и затем уже воспроизводят её на музыкальном инструменте с помощью молоточка.                                 Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз. Это умение применяем так же в музыкальных играх: «Игра с бубнами» Ломовой (старшая группа) (подготовительная группа

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2--3 человека).

Детей объединяю в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми -- сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

5 раздел Благодаря игре на музыкальных инструментах у детей развивается творческая активность. Во время знакомства с русской народной песней «Во саду ли, в огороде» детям предлагается назвать инструменты, которые могут использоваться во время исполнения этой песни кроме металлофонов. С ребятами решаем, в какой последовательности нужно чередовать музыкальные инструменты. Дети предлагают начать игру с бубнов, которые звучали на сильные доли первых тактов, затем вступают в игру ложки, трещотки и т. д.

    Стараемся развивать творчество детей, побуждаем их к активным самостоятельным действиям. После исполнения попевки «Дождик» детям предлагаю, какой еще инструмент может быть исполнен во время игры. Затем исполнение попевки на металлофоне сопровождается игрой на двух треугольниках. Дети могут предложить к исполнению на металлофоне русской народной мелодии «Гори ясно», включить в игру различные ударные инструменты – ложки, трещотки, коробочки, бубны и др. Получается оркестр. Дети могут выполнить такие творческие задания как: прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, отгадать звучание музыкального инструмента  и повторить ритмический рисунок, импровизировать на ударных  инструментах под звучание русск. народной мелодии, придумать свой ритмический рисунок, подыграть музыканту

                        Взаимодействие с воспитателем

          Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий, где дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.  

             Педагог, хорошо знает индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.

Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

             Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры.

 В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и - второстепенную роль.

            Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий.

Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле. Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Проводятся консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками.

             Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

            Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

В детском саду в каждой группе есть музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне, разнообразных ударных, шумовых инструментах, поиграть в музыкально-дидактические игры. Воспитатели стараются, чтобы музыкальный уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их творчестве.

Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне.

В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому поручаем им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.

           От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого мы передаем в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов.

        Взаимодействие с родителями

  • Консультирование по элементарному музицированию дошкольников

  • Практические показы с участием родителей и детей

  • Совместное изготовление шумовых музыкальных инструментов

  • Участие в концертах.

                 Музыкально-дидактические игры 

           Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам.

            Музыкально-дидактические игры, в которые можно включать различные попевки, помогают детям определить направление мелодии. Дети  учатся находить в мелодии короткие и долгие звуки, определять движение мелодии.

     В старших группах работа по развитию ритмического восприятия становится более разнообразной. Для этого используются различные музыкальные инструменты. Начинаем с простейших мелодий на одном звуке, затем задания усложняем. Приведем для примера музыкально-дидактическую игру «Наше путешествие».(См. приложения)

     Детей подготовительной группы привлекают музыкально-дидактические игры с раздаточным материалом, например игра «Определи по ритму».(см. приложения)

     Для развития тембрового слуха можно предложить музыкально-дидактическую игру «На чем играю?», «Определи инструмент" Детям нравится эта игра, каждый старается стать ведущим и загадывать музыкальные загадки на различных музыкальных инструментах

         Для развития тембрового слуха в старших группах обращаемся к музыкально-дидактической игре «Определи инструмент». Дети не только определяют знакомые инструменты на слух, но и закрепляют навыки игры, исполняя на них несложные попевки, песенки. Игру можно включать в музыкальные занятия, проводить в свободное от занятий время, а также во время развлечений.

Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, мы периодически меняем, учитывая интересы и желания ребят. Музыкальные инструменты в достаточном количестве вносить в музыкальные уголки, чтобы их можно было использовать в музыкально-дидактических играх.

                                                                                                

Результативность и перспектива

                     В конце учебного года я провела итоговую диагностику,  результаты которой позволили отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути и способы их решения, обозначить  перспективы  на следующий учебный год. Считаю, что  ребята добились неплохих результатов.   На занятиях был  создан благоприятный эмоциональный климат, что позволило обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах.

       - У ребят  улучшилось качество пения, уверенность в выполнении музыкально - ритмических  движений, дети чётче воспроизводят ритмический рисунок в заданном темпе.

       - Так же исполняют несложные песенки и мелодии на самодельных  и различных музыкальных  инструментах сольно, группой, в оркестре. 

       - Имеют устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, оркестре и его разновидностях

       - Знают различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них.

       - Понимают музыкальную терминологию применяемую на занятиях

       - Способны к простейшему анализу и коррекции собственного исполнения и товарищей

      Исходя из этого, планирую продолжать  обучение игры на музыкальных инструментах в оркестре, с применением более  расширенного диапазона музыкальных инструментов имеющих звукоряд: аккордеон, триола. Разнообразить музыкальный репертуар с более сложной оркестровкой.

                                Литература

1. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.

 2. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994

 3. Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., 1986

     4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005,

      5. Публикации Тютюнниковой Т.Э.:

  1. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание.- 1998.- №2, с. 141 -144.
  2. Что такое Шульверк К. Орфа?//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4, с.
    129-134.
  3. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119.

                                               

ПРИЛОЖЕНИЯ

Планирование по разделам

Период

Программное содержание

группы

Музыкальный репертуар

I раздел. Знакомство с инструментами и оркестром

Сентябрь -октябрь

Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые.

Познакомить с видами оркестров

Старшая

Подгот.

Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на аудиокассету

ИКТ «Лесной оркестр»

Ноябрь -декабрь

Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник)

Старшая

Подгот.

ИКТ «Музыкальные инструменты»

 «Музыкальный домик».дид игра 

Январь -февраль

Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)

Старшая

Подгот.

ИКТ «Музыкальные инструменты»

 «Составь оркестр» дид игра

Март -апрель

Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др. Познакомить с оркестром русских народных инструментов

Старшая

Подгот.

ИКТ «Оркестр русских народных инструментов»

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

II раздел. Элементарная музыкальная грамота

Сентябрь -октябрь

Познакомить с понятиями: музыкальные и немузыкальные звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие

темп;  динамика; ритмический рисунок              

Старшая

Подгот.

Моделирование условно-схематических изображений

Ноябрь -декабрь

Познакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; гамма; познакомить с записью ритмов

 пауза размер 2/4; партитура    

Старшая

Подгот.

Моделирование условно-схематических изображений

Январь -февраль

Закреплять пройденные понятия

Познакомить с размером 3/4, объяснить

Познакомить с записью ритмов

Объяснить, что такое вступление, заключение

 Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор»,«затакт»

Старшая

Подгот.

Март -апрель

Закреплять пройденный материал Познакомить с размером 4/4, пульсацией и выделением сильной доли в размере 4/4 Познакомить с записью ритмов в размере 4/4 Объяснить понятия «октава», «целая нота» пульсацию

и выделение сильной доли в размере 3/4

Подгот.

Май

Повторение и закрепление пройденного

III раздел. Подготовительные упражнения

Сенбярь-октябрь

Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике Выделять сильную долю такта Работать над ритмами:  

На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук

Старшая

Подгот.

Марши А.Филиппенко, С.Прокофьева, А.Жилинского, Н.Метлова; польки П.Чайковского, М.Глинки; А.Спадавеккиа; «Итальянская полька» С.Рахманинова; «В садике» С.Майкапара

Ноябрь-декабрь

Выделять сильную долю на слух и в игре на детских

музыкальных инструментах

Работать над ритмическими эталонами:

Играть гаммы вверх и вниз, простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле

Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта Играть простейшие партитуры в размере 2/4:

Старшая

Подгот.

«Звенящий треугольник» Р.Рустамова; «Немецкая песенка» П.Чайковского; «Игра со звоночками» Ю.Рожавской; «Этюд с музыкальными инструментами» Ф.Госсека; «Полька» М.Глинки, «Аннушка», чеш.нар.мелодия

«Лесенка» Е.Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус.нар.песня; «Небо синее»

Январь -февраль

Учить детей определять на слух размеры 2/4 и 3/4. В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом

старшая

Вальсы П.Чайковского, Ф.Шопена, Р.Шумана, Э.Грига; «Экосез» Л.Бетховена; «Менуэт» И.Баха;

Работать над ритмическими эталонами в размере 2/4

Подгот.

латвийская народная полька

Выделять сильную долю Играть и петь гаммы До-мажор Играть попевки индивидуально и в ансамбле Уметь читать партитуры в размере

«Скок, скок, поскок», рус.нар.песня; «Василек», рус.нар.песня; «Игра с погремушками» С.Майкапара; «Сорока-сорока», рус.нар. попевка

Март -апрель

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную

долю

Выделять сильную долю

старшая

«Танец маленьких лебедей» П.Чайковского; «Киска» « Дед Мороз» Е.Накада; «Тамбурин» Ж.Рамо

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Подгот.

IV раздел. Игра в оркестре (ансамбле)

Сентябрь - октябрь

Учить детей:

- играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре);

- играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение;

- индивидуально разучивать партии

Старшая

Подгот.

Грамзапись любой русской народной мелодии

«Вот какие чудеса» А.Филиппенко; «Часики» М.Вольфензона

«Сосульки» дид. игра

Ноябрь-декабрь

Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

Старшая

Подгот.

Русские народные песни: «Василек», «На зеленом лугу», «Зайчик»; «Часики» М.Вольфензона; «Вальс петушков» И.Стрибогга

Январь-февраль

Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки

и попевки

Играть гаммы в различных ритмических вариантах

Разучивать партии индивидуально и небольшими

группами

Играть небольшими группами инструментов

Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамику,

одновременно начинать и заканчивать исполнение

Старшая

Подгот.

«Старинная французская песенка» П.Чайковского

Март-апрель

Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания

Старшая

Подгот.

Май

Повторение и закрепление пройденного.

Подготовка и проведение концерта

Старшая

Подгот.

«Веселые ложкари» рнп «В хороводе были мы»

«Наш веселый оркестр»

V раздел. Творческие задания

Сентябрь -октябрь

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов Звукоподражать голосам животных и птиц Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов

Уметь отгадать звучание музыкального инструмента   и повторить ритмический рисунок

Старшая

Подгот.

Ноябрь -декабрь

Уметь подыграть музыканту

Импровизация «Дождик». Импровизация сказки «Теремок»

Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст

Старшая

Подгот.

Январь -февраль

Импровизации на ударных (ритмических) инструментах

Играть в оркестре

Проговаривать различные тексты в определенном  размере

Играть с дирижером

Старшая

подгот

Март -апрель

Импровизации на «мелодических» ударных инструментах

Исполнять импровизации с треугольником, бубном,

кастаньетами

Подыграть музыканту

Отзовись, кого зовут

Сочинить сопровождение

Старшая

Подгот.

Май

Закрепление и повторение пройденного

                                     

                                   

                                   ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

«Составь оркестр» (игра для старшей и подготовительной группы)

Программное содержание:

  • Воспринимать и узнавать звучание различных видов оркестра: народного, симфонического, духового.
  • Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид, звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).

Предварительная работа: Знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, принадлежностью к разным видам оркестров.

Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов.

Вариант 1.

Детям раздаются карточки. Звучат фрагменты:

  • <«Полянка», «Яблочко» в исполнении оркестра русских народных инструментов;
  • «Полька» Д.Шостаковича из Первой балетной сюиты;
  • «В пещере горного короля» Э.Грига или «Военный марш» Г. Свиридова.

Педагог предлагает прослушать музыкальные отрывки и собраться вместе детям с карточками русских народных инструментов, или с карточками с изображением инструментов симфонического оркестра, или с изображением духовых инструментов, то есть «собраться» в оркестр народных инструментов, в симфонический оркестр или в духовой оркестр.

Вариант 2.

Детям раздаются карточки с изображением различных музыкальных инструментов и предлагается собраться в подгруппы. Например:

  • народные инструменты,
  • духовые инструменты,
  • струнные инструменты,
  • ударные инструменты,
  • клавишные инструменты и другое.

Вариант 3.

Педагог предлагает детям поиграть в «Музыкальный магазин». Дети должны узнать, какие инструменты есть в магазине. Детские музыкальные инструменты раскладывают за ширмой.

Ведущий — Продавец — исполняет простой ритмический рисунок на каком-либо инструменте или мелодию. Дети по звучанию должны узнать инструмент. За правильный ответ ребёнок получает карточку с изображением этого инструмента. У кого набирается больше карточек, тот становится продавцом музыкального магазина.

Вариант 4.

Педагог показывает пособие «Музыкальный домик». Рассказывает, что домик необычный, в нем живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон домика.

Педагог включает музыкальные отрывки со звучанием различных инструментов, дети поднимают карточки с изображением звучащего инструмента. Педагог для проверки ответа открывает окно домика, в котором «живёт» названный музыкант-исполнитель.

                                                    СОСУЛЬКИ. 
Очень красивое представление оркестра. Автор - Н.Куликова. 
Воспитатель: Нисколько не смущаясь, что снег лежит кругом, 
Взяла и поселилась сосулька за окном. 
И начала несмело петь песенку свою: (выбегает девочка и встаёт к своему металлофону) 
Девочка: Послушайте, послушайте,                                                                                     
Я про весну пою! 
(играет гамму на металлофоне) 
Воспитатель: А через день мы видим - сосулек стало пять! 
И начала уверенней мелодия звучать. (ещё четверо детей выбегают к своим инструментам) 
Ещё не очень слаженно играет их квинтет... 
Дети: Послушайте, послушайте 
Весенний наш привет! 
(играют на инструментах) 
Воспитатель: И вот под нашей крышей, построясь в длинный ряд, 
Сосульки репетируют который час подряд. 
(выбегают остальные дети) 
Как звуки их оркестра прекрасны и нежны! 
Дети: Послушайте, послушайте 
Симфонию весны!    (играют на инструментах)                                               
Инструменты можно заменить по усмотрению.

«Наше путешествие»

Игровой материал: Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Послушайте сначала, что придумала я,-- говорит воспитатель.-- Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».

Дидактические игры на развитие чувства ритма: 

Цель: Передать ритмический рисунок, выложив его на фланелеграфе карточками

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры:  дети должны. Длинные карточки соответствуют редким ударам, короткие -- частым. Например: «Таня взяла мяч,-- говорит воспитатель,-- и стала медленно ударять им о землю (ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает длинные карточки).-- Но вдруг пошел частый, сильный дождь,-- продолжает воспитатель (ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает короткие карточки)». И т. д.

 «Выполни задание» может быть использована на музыкальном занятии или во время индивидуальной работы с ребенком.

Цель игры: состоит  в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, но и чистом исполнении на нем, умении правильно извлекать звук.

Игровой материал: Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка, триола).

Ход игры: Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе 

«Определи по ритму»:

 Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные ударные инструменты (ложки, треугольники, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по две-три карточки.

 Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. 

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. У бабушки-загадушки большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка будет учить танцевать маленьких», говорит бабушка и отстукивает матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети повторяют ритм своими матрешками.

Музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха. «Музыкальное лото»

предназначена для старших дошкольников. В этой игре дети учатся играть на металлофоне, закрепляют знания по расположению звуков.

 Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых нарисованы пять линеек, металлофон.

 Ход игры. Ребенок-ведущий играет звукоряд на металлофоне вверх, вниз или повторяет один звук. Дети должны выложить на карточке кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

.

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Значение приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей:«Значение приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей младшего дошкольного возраста»....

Проект "Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста"

Активизация детского творческого потенциала посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ

Доминантное занятие "В зимнем лесу"направленно на развитие познавательного интереса к музыке, умение воспринимать ритм в стихах, формировать чувство ритма. Развивать интерес детей к игре на ...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...

Методическая разработка занятия по формированию умений детей играть на детских музыкальных инструментах в старшей группе на тему: "Оркестр"

Методическая разработка занятия по формированию умений детей играть на детских музыкальных инструментах в старшей группе                      ...