материал к педагогическому фестивалю "Мир природы и ребенок"
статья (старшая группа) на тему

Светлана Алексеевна Гребнева

описн опыт работы по проведению эксурсий в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет воспитателя29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Методический материал для участия в фестивале профессионального мастерства «Мир природы и ребенок»

Тема сообщения:

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе через экскурсии»

                                                                                                                                         

Воспитатель:

С. А. Гребнева

Полевской 2013 г

   Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой красотой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы. Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать людям. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

      Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике  современного образования.

Экологическому образованию дошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, природному миру.

Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.

Поэтому, перед нами стоит проблема: какие нужно создать условия, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста первичные  мировоззренческие представления  о взаимосвязях, существующих в природе.

   Выбирая программу для работы по экологическому воспитанию, мы ориентировались на следующие критерии:

- научность программного материала;

- методическая обеспеченность программы;

- наличие чёткой структуры;

- содержание программы;

- наличие в программе задач экологического образования;

- доступность изложения материала;

- охват детей, воспитателей, родителей;

- новизна и современность педагогических технологий;

- возможность интеграции экологического содержания программы с другими разделами;

- возможность работы с детьми разного уровня развития;

- личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога и воспитанников;

- постепенное усложнение содержания образования от группы к группе;

- направленность программы на экологическое развитие личности.

Таким образом, мы остановились на программе «Юный эколог»  С. Н. Николаевой,

созданной на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников, программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Работая по этой программе, отслеживая результаты, я обнаружила, что у детей значительно повысилось количество и качество знаний. Они научились:

      *      находить причины роста и развития живых организмов;

      *      видеть и понимать изменения живой и неживой природы во времени;

      *      устанавливать закономерности природных явлений;

      *     определять причины видоизменений растений и животных

      *      устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме; 

      *     определять роль человека в сохранении экологического равновесия на планете;

      *     понимать связь ребенка (человека) с живой природой Земли, ее эволюцией;

      *    осознавать ответственность и причастность к развитию и охране всего живого.

Но вместе с тем заметила, что дети не всегда могут применять имеющиеся знания на практике. Например, они знают как вести себя в природе, могут объяснить почему так происходит, но бывает и такое, что поведение ребенка идет в разрез с его знаниями.

Я поставила перед собой задачу выявить причину такого несоответствия и попытаться ее устранить.

      Начала свою работу с того, что еще раз подробно изучили возрастные особенности детей, проанализировали познавательно – речевое направление в развитии детей, изучили и проанализировали опыт, рекомендации, работы, программы различных специалистов в экологическом воспитании дошкольников.

В результате проделанной работы пришла к выводу, что для того, чтобы у ребенка сформировалось первичные  мировоззренческие представления  о взаимосвязях , существующих в природе, знания, которые они получают должны стать личностно значимыми и трансформироваться в деятельность. Казалось бы, в нашем детском саду дети проводили наблюдения за различными объектами и явлениями природы, ухаживали за обитателями живого уголка, работали на огороде и цветнике: чего же не хватало?

Я сделала вывод, что детям не хватает общения с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого мира во времени; воочию видеть влияние человека на природу. Отрабатывать основы экологически безопасного, грамотного поведения в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков; где бы ребенок мог делать «открытия
».

И таким образом,  в своей работе я стала использовать экскурсии, которые в полном объеме позволяют сформировать первичные мировоззренческие  представления о взаимосвязях, существующие в природе.

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.


Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии условно разделила на два вида:

*природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг .

*экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в нашем случае на огород на территории детского сада и на частные огороды на берегу пруда.

Экскурсию, как форму непосредственно-образовательной деятельности , использую  со средней группы. Для каждой экскурсии определяю цели, обязательные для усвоения всеми детьми.
Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывала  их на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.
Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Планируя экскурсию, точно определяю тему и цель экскурсии, конкретизирую  программное содержание, намечаю объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние), а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, уточняю маршрут, нахожу нужные объекты. После этого намечаю последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливаю, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, подбираю стихи, загадки, пословицы, которые затем использую в работе.
За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования для размещения собранного материала к уголке природы и на участке детского сада. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.
Перед экскурсией тщательно продумываю, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте. В группе имеются вазы для цветов, цветочные горшки, садки для насекомых, банки, подготовленные для новых обитателей.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяю  вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
Когда дети работают самостоятельно показываю, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортирую, раскладываю по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к березе(липе) беги!» и др.
Работа после экскурсии.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки;), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2—3 дня после экскурсии провожу занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение организовываю обобщающую  беседу.
Планируя беседу после экскурсии, ставлю вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркиваю  наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Таким образом, экскурсии являются основным средством формирования у детей дошкольного возраста первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе .

Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Природа – главное средство экологического воспитания»

Педагогический совет на тему: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Презентация к педагогическому совету «Природа – главное средство экологического воспитания»

Презентация к педагогическому совету: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Конспект ОД для детей подготовительной группы на тему: «Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе» (Основы православной культуры)

Цель занятия - пробудить интерес детей к окружающему миру, как дару Божьему человеку. Занятие вводит детей в православное понимание мира, привлекает внимание детей к разнообразию форм о...

Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....

Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка" «В дружбе с природой»

Форма проведения: деловая играФорма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагогиЦель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически...