«Театрализованная деятельность дошкольников».
консультация на тему

Шабельник Ирина Владимировна

Консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Управление образования администрации

муниципального образования город-курорт Анапа

Консультация для воспитателей.

 «Театрализованная деятельность дошкольников».

                                        МДОУ д/с № 19 «Казачок»

                                                Воспитатель: Шабельник Ирина

Владимировна

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

        Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации. К режиссерским играм можно отнести настольный театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

        Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

        Л. В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр.

        Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

        Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

        Стенд – книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда – книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

        Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянут экран и оборотная сторона картинки. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

        Л. В. Артемова так же выделяет несколько видов игр – драматизаций.

        Игры драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он играет за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, приговаривая текст. Можно изображать действия, свободно передвигаясь по комнате.

        Игры – драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит ведущий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

        Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

        Для организации театрализованных игр (игры – драматизации, режиссерские игры) необходимы следующие требования:

  1. Содержательность и разнообразие темы.
  2. Постоянное включение игр во все формы педагогического процесса.
  3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации игр.

Усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствует возрасту и умением детей.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Например, действуя от имени осторожных птиц, смелых мышек, дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образу. Это подвижные игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата». Так же можно на занятиях разыгрывать небольшие сценки по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух – четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведение, в котором небольшое количество действий (котенка «Кисонька – мурысонька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт становления характеров, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр – драматизаций на основе сказок.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники – сказку целиком. Игра – драматизация для них становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи – куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность дошкольников.

В старшей группе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих способностей, формирует навыки общения. для организации этой деятельности испол...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Методическая разработка:"Мимические и пантомимические этюды в театрализованной деятельности дошкольников".

Цель:выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.Знакомство детей с элементами выразительных движений:мимикой,жестом,позой,той или иной походкой....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоци...