Главные вкладки

    Статья на тему: «Ребенок в пространстве музея», «музейная работа в детском саду»
    статья (старшая группа) на тему

    Плотникова Любовь Васильевна

    «История – сокровищница наших

    деяний, свидетельница прошлого,

    пример и поученье для настоящего,

    предостережение для будущего…»

                                                                                                       Сервантес

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    «История – сокровищница наших

    деяний, свидетельница прошлого,

    пример и поученье для настоящего,

    предостережение для будущего…»

            Сервантес

            «Ребенок в пространстве музея», «музейная работа в детском саду» - эти выражения сравнительно  недавно стали появляться в обиходе педагогов детских дошкольных учреждений. Почему возникла необходимость в проведении такой работы среди дошкольников? – спрашивала я себя и сама же отвечала на этот вопрос. В наш век технического прогресса, век радио, телевидения, всеобщей компьютеризации, мы все реже оглядываемся назад, все реже обращаемся к своим историческим корням.  Всем известна непререкаемая истина – у человека нет будущего, если у него нет прошлого. Нельзя нарушать нить, связующую поколения. Каждому из нас необходима энергетическая подпитка, мудрость, которую веками копили для нас наши предки. Хорошо, что педагоги вовремя заметили  возникшую проблему, а решать ее стали с  самых первых шагов становления человеческой личности – в детском саду. Так возникла новая ветвь в программе воспитания дошкольников – «Музейная работа». Ведь именно здесь, в музее – маленький человечек впервые соприкасается с прошлым, с историей. Историей своей страны, своего края, города. Через это соприкосновение начинает любить свою Родину, свой город, гордиться своими соотечественниками, своими земляками, стремиться быть похожими на них.

           Нашему детскому саду повезло, он расположен в старой части города. Я в своей работе использую это обстоятельство, организуя для детей пешие экскурсии по близлежащим улицам, где обращаю внимание на здания, материалы из которых они сделаны, особенности архитектурного решения.

           Совершая такие прогулки, мы не раз проходили мимо музея краеведения и однажды заглянули туда, а затем стали частыми его посетителями. Посещая музей, дети многое узнали о героическом прошлом своих земляков в годы Великой Отечественной войны, об истории развития нашего города, познакомились с тем, какую одежду носили жители нашего города сто лет  тому назад .

          Именно здесь, в музее краеведения, наши дети узнали о том, что знаменитый актер Е.А.Лебедев, является нашим земляком. Детям приятно было сознавать то, что человек, живший в нашем  маленьком, провинциальном городке, добился таких высот, стал жить и работать в Санкт-Петербурге (Ленинграде), общался с другими выдающимися людьми, знаменитыми актерами, создал десятки запоминающихся образов, в том числе  и в кино. Снялся в любимом ребятами  художественном фильме «Приключение желтого чемоданчика».

          Я видела, как детям нравится ходить в музей, узнавать много нового и интересного. Поэтому, однажды, предложила в нашем детском саду открыть свой собственный музей.

         Эту идею ребята восприняли с радостью. Мы вместе стали думать, что будем показывать в нашем музее, о чем будем рассказывать нашим гостям и о чем  бы они сами хотели узнать. Совместными  усилиями решили,  что в нашем детском саду откроется музей  игрушки.

        Этот выбор я считаю не случайным, ведь играя ребенок познает окружающий мир, через игру выражает свое отношение к нему. Игрушка сопровождает ребенка на протяжении всей его жизни, начиная с момента рождения. Она побуждает к действию, обучает, развивает, успокаивает, укладывает спать.  И я решила рассказать детям об истории  возникновения игрушки, истории ее развития. Но ведь для  того, чтобы открыть музей, нужно собрать много экспонатов.

         И тут в работу включился весь коллектив детского сада, дети и родители. Приносили игрушки, сделанные из кости, дерева, меха, керамики, современные игрушки, которые поют, говорят, многофункциональные машины, «военную технику» и т. д. Родители моих воспитанников передавали в музей игрушки, которыми они сами играли, будучи детьми. Многие  мамы включились в работу по изготовлению  тряпичных кукол.

          Но вот наконец все было готово, дети, и гости пришли в музей. Побывав в нем, они узнали о  том, как жили первобытные люди, что  игрушками их детей являлись ракушки, кости, камни и коренья, а первые изделия из глины были оберегами от всех несчастий.  

         Узнали о том, как деревянная кукла, простое березовое полено, облаченное в сарафан, спасло человека – девушку, выбранную для жертвоприношения, что прародителями мягкой игрушки являются тряпичные куклы, которые сами себе мастерили девочки много лет тому назад.        

           Открытием для детей явился тот факт, что у первых тряпичных кукол не было лица, так как наши предки–славяне боялись как бы через отверстия глаз, носа и рта в куклу не вселились злые духи и не нанесли  бы вреда  ее владельцу.      

           С большим интересом дети рассматривали  игрушки, сделанные из дерева: шероховатая лодочка, вырезанная ножом, фигурки животных, выточенные на  станке и целый ряд ярких матрешек в разноцветных сарафанах. А в зале современных игрушек дети рассказывали интересные истории  о том, как играли их родители, тети, старшие братья и сестры.

            Наш музей «работал» несколько дней, и его успели  посетить  все дети нашего детского сада.

            За этой выставкой последовали и другие. Так ко Дню космонавтики, я провела серию занятий на тему «Наш Гагарин», после чего предложила детям организовать выставку «Космос» для малышей нашего детского сада. В подготовке активное участие принимали родители. На этой выставке экскурсоводами были сами дети. Показывая малышам свои работы, выполненные совместно с мамами и папами, они рассказывали о том, что сами недавно узнали о герое-космонавте.

             Ко Дню Победы была организована выставка «Они спасли мир». Опять помогали родители, дедушки и бабушки воспитанников, которые по моей просьбе приносили дорогие сердцу, пожелтевшие от времени фото своих близких. Среди наших экспонатов были даже чудом сохранившиеся до наших дней настоящие письма с фронта, сложенные треугольником. С большим интересом дети слушали рассказы ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в боях за Родину, не раз смотревших смерти в лицо.

             В нашем детском саду сохранилось много книг 1956, 1958,1962,1964 г.г. издания, иллюстрации в них выполнены в черно-белом варианте. Для детей, которые сейчас посещают наш детский сад, это, безусловно, история. Это обстоятельство натолкнуло меня на мысль об организации выставки. Я хотела показать их детям, сравнить с современными красочными книгами, выполненными  при помощи компьютерной графики. На эту выставку я пригласила папу одного из своих воспитанников, который работает в типографии. Он рассказал много интересного о своей профессии. После проведения этого мероприятия я предложила детям открыть мастерскую книг-самоделок. Дети с радостью согласились, и мы стали учиться делать книги, самостоятельно скреплять страницы. Каждый ребенок сам решал, сколько их будет. Затем мы вместе  стали сочинять сказки и разные истории. Дома родители помогали их вписывать в книги, а затем дети их самостоятельно иллюстрировали.

              Проводя с детьми музейную работу, я пришла к выводу, что она приносит положительные результаты. Дети становятся более раскованными, раскрепощенными. Они не боятся высказывать вслух свои мысли, суждения, с радостью делятся своими впечатлениями.

            Ребята становятся более серьезными, ответственно подходят к выполнению поручений. Они стали более внимательными друг к другу, к своим близким. Дети стремятся узнавать много нового и  интересного, стали более любознательными.

            Кроме того, эта работа сплотила детский коллектив,  так же сплотила родителей и нас, педагогов.

         Я все больше убеждаюсь, что эту работу необходимо продолжать.

          Буду рада,  если мой опыт поможет кому-то из моих коллег, кто то еще заинтересуется этой работой. Надеюсь на то, что совместными усилиями мы не дадим прервать нить, связующую поколения, она будет крепнуть и развиваться во благо будущего наших детей.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

    Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

    Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

    Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

    Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

    «Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

    Статья на тему:«Контроль и руководство воспитательно-образовательным процессом в детском саду»

    В данной статье представлен материал отражающий опыт организации контроля в дошкольной образовательной организации...

    Статья на тему "Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада"

    На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет пред...

    СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"

    С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...