СТАТЬЯ Моделирование как среджство развития связной речи дошкольников
статья по теме

Голдырева Елена Александровна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Е.А. Голдырева,

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР»

Формирование связной речи  относится к одной из важнейших задач в работе с дошкольниками.

     Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.

     Проанализировав свою работу с детьми среднего возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию по картине, описанию игрушки, рассказыванию по серии сюжетных картинок, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего - это приёмы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание, поэтому я определила для себя тему по самообразованию – «Обучение дошкольников описательным рассказам методом наглядного моделирования», поставив перед собой задачи:

- учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;

- развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей;

- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме;

- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме,   характеру персонажа сказки;

- развивать понимание текста на основе построения наглядной модели;

- уметь использовать схемы, заместители при пересказе не только всего   текста, но и отдельных эпизодов.

     Для того чтобы правильно выстроить свою работу, сначала провела диагностику детей (М.А. Поваляева «Комплексная диагностика речи») по развитию речи по следующим критериям:

     1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения.

     2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе.

     3. Умение составлять рассказы из личного опыта.

     4. Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям.

     В результате данной диагностики выяснилось, что у значительной части детей вызвали особые затруднения соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. Поэтому, чтобы улучшить качество детских рассказов и сделать процесс обучения интересным, необходимо было использовать разнообразные приемы.

     Свою работу начала с перспективного планирования по развитию речи, обогатила предметно-развивающую среду, изготовила альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек. Широко использую в работе дидактические игры:

- на описание игрушек: «Что за предмет?», «Скажи какой?», Кто больше узнает и назовет?», «Узнай по описанию», «Узнай, что за зверь», «Узнай игрушку», «Что у кого?».

     Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать; обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете; связно, последовательно описывать его внешний вид.

      На формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?», «Где, что можно делать?», «Назови, где я», «Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово», «Что было бы, если…». Например, проводя игру «Кто знает, тот дальше продолжает», первоначально произносила такую фразу: «Жил Мишка, пошел он…(помогают дети) шел он шел и встретил…». Постепенно основную часть усложняла, используя глагольную речь.

     Такие игры способствовали связному обучению, последовательному описанию сюжетной картинки, в основе которой лежит первоначально – подражание речевому образцу.

     На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме. Использовала игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Начинаем дружить». К этим играм давала схему высказывания, а дети «наполняли» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляли повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?». Эти игры научили детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

     Игры-драматизации побуждали детей к монологу и диалогу. Для этого использовала разнообразные театры, такие как: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Красная шапочка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Три поросенка». Дети были вынуждены задавать вопросы, отвечать на них, давать развернутые ответы.

     Благодаря проделанной работе, театрализованные игры стали возникать часто по инициативе самих детей. После занятий им хотелось еще раз вернуться в сказку, в ход шли разные игрушки, а недостающие персонажи заменялись предметами-заместителями. Игры я проводила чаще всего в утренние и вечерние часы, когда детей еще не так много, в обстановке естественного общения, учитывая наклонности каждого ребенка. В ходе игра ставила цели: развивать у ребенка речевую способность, умение планировать, последовательно строить свои высказывания.

     После такой планомерной работы в блоке совместной деятельности стала использовать схемы-подсказки на занятиях по пересказу и рассказыванию. Вначале схема на занятиях была очень подробная, но вскоре я заметила, что дети стали очень легко справляться с заданиями, поэтому постепенно схемы стала сокращать, чтобы они могли проектировать свой рассказ.

     Отработав с детьми среднего возраста первое полугодие, проведя промежуточную диагностику по развитию речи, пришла к выводу, что в перспективе можно использовать и упрощенные схемы (модели) для рассказывания, пересказа произведений в старшем дошкольном возрасте.

     Для дальнейшей работы необходимо:

-использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок;

-разработать конспекты занятий к перспективному плану;

-провести родительское собрание на тему «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» с показом занятия по развитию речи с использованием схем (моделей).

     Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речи. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Литература:

1.Венгер Л.А. и др.  Воспитание сенсорной культуры ребенка.[Текст] Москва 1988г.

2. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении [Текст] // Дошкольная педагогика 2006г. №4 с.32-36

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда [Текст] Ростов-на-Дону Феникс 2007г. с50-92.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

« Моделирование- как средство развития связной  речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с  воспитанниками....

Консультация для педагогов "Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников"

В консультации раскрыто значение наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

   Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...