Развитие коммуникативных спососбностей у дошкольников средством игры - драматизации.
статья (развитие речи, младшая группа) по теме

Колесникова Людмила Александровна

в данном материале раскрывается работа по речевому развитию у дошкольников через игру - драматизацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teatralizatsii_2ml.gr_.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”(Б. М. Теплов)

Развитие коммуникативных способностей у детей

 средством игры-драматизации

  Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.

  Данное направление представлено в Федеральных  требованиях образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено  овладение  способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми  

Изучая  педагогическую и методическую литературу по развитию речи детей, я пришла к выводу, что игра-драматизация, внедренная в свободную и организованную деятельность детей, будет способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста

В своём выступлении я расскажу о том, как я обучаю малышей игре – драматизации.

  Я начала знакомство с театральной игрой через игру имитацию:

Ещё с раннего возраста я предлагала малышам игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте

  А знакомство со сказками проходило в виде настольных театров.

   И даже в 1 младшей группе дети уже начинали играть в сказку.

  Предлагали детям разные дидактические игры для лучшего запоминания сюжета сказок.

Затем переходили к более сложным иммитациям

игра-имитация   действий в сочетании с передачей   эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);

игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);

  • игра-импровизация под музыку, предложенные муз. работником    «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Снежинки летают»и многие другие)  - что хорошо прослеживается на музыкальных событиях и праздниках.

Затем переходили к  импровизациям:

•   игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…» )

  Большое место занимает чтение художественной литературы: мы читаем сказки, небольшие рассказы, знакомим с фольклором.

   После первого знакомства со сказкой мы начинали с ней играть: мы предлагали детям

 -ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка», « Теремок»)

-используем  приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький , серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый,  , голосистый ) .

 - предлагаем детям нарисовать, слепить апплицировать  персонажа сказки

  -мы внедряем её в    различные виды театров – пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе – где дети вместе с нами, педагогами и самостоятельно проигрывали отдельные моменты сказки.

   Детям предлагала: "Помогите мне, пожалуйста. Я буду рассказывать   сказку, а вы показывать её". (дети  внимательно слушали и расставляли фигурки или кружочки – заместители на фланелеграфе  ).

   Не раз наблюдала как дети используя героев какой-либо сказки (маленькие игрушки) развивали  режиссерскую игру, которая на данном возрастном этапе является первой ступенькой к драматизации.

  Как выразительно они передают речь героев –   как меняют силу и тембр голоса (маленький  зайчик и   хитрая лиса, медвежонок, медведица и медведь), как разнообразны мимика и жесты детей.

  Для развития у детей мимики и эмоций предлагаем игру «Зеркало» , «Покажите какие вы грустные, сердитые , радостные, веселые и т.д.

  Большое развивающее и эстетическое значение имеют просмотры детьми кукольных театров в исполнении артистов, приезжающих в детский сад.  

После  каждого посещения театра мы  с детьми беседуем, обсуждаем – высказываем впечатления. Детям представляется возможность увидеть пример актёрского  мастерства.

  При подготовке детей к драматизации сказки «Репка» - я сама давала образец речи, мимики и жестов. Детей на роли к сказке подбирали с учетом индивидуальных особенностей – уровень развития речи, эмоциональность, застенчивость и открытость. После просмотра сказки мы, педагоги наметили для себя работу в данном направлении как со всеми так и с отдельными детьми для того чтобы дети в дальнейшем могли  самореализовать себя  в данной области.

  К этому времени мы пополнили уголок мини-театра:

• Пальчиковый театр  

• Теневой театр

• Театр из картона (картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки).

• Театр на фланелеграфе.

  • Маски – шапочки героев сказок

  Для пополнения уголка мы привлекали родителей, и они с удовольствием откликнулись на нашу просьбу – рисовали маски, вязали пальчиковый театр.

  Хотелось отметить бабушку Максима Шабанова, которая после прочтения сказки каждый раз мастерит вместе с внуком аппликации по этой сказке и дарит  их  нам в группу.

  Мы будем продолжать работу в данном направлении и, как результат в дальнейшем, у детей разовьются творческие способности, дилогическая и монологическая речь, пополнится словарный запас, дети научатся управлять собой, мыслить самостоятельно и логично.

Все это отразится на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:« Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами игры»

Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно в...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"

Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"...

Методическая разработка Развитие наглядно – образного мышления дошкольников средствами игры

Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть ур...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....