Главные вкладки

    Методическая разработка по экологии.
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Титова Оксана Олеговна

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  ПО ЭКОЛОГИИ.

    для дошкольников  средней группы .

    В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности

    1. «Летает, плавает, бегает»

    Цель: продолжать закреплять знания детей о природе., развивать интерес к жизни пернатых

    Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

     

    2.Дидактическая игра «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»

    Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

    Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.

    Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.

     

    3.«Береги природу»

    Цель: воспитывать чувство любви к родной природе;

    На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком

     

    4.Дидактическая игра «Кто где живет»

    Цель: уточнить и расширить знания детей о птицахразвивать речь детей, обогащать их словарь;

    Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

    «болото» - цапля, аист, журавль

    «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

    «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

    «город» - воробей, голубь, ворона

    «птичий двор» - курица, гусь, индюк.

    Дидактическая игра «Птичья семейка»

    Цель: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

    Петух – курица – цыпленок (цыплята)

    Гусь - …. - ….

    Селезень - … - … .

    Индюк - …. - ….

     

    5.Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

    Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

    Утка (кря-кря) – крякает;

    Гусь … .) - … .

    Петух …. ) - ….

    Курица) - … .

     

    6.Дидактическая игра «Один – много»

    Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление

    Цыпленок – цыплята

    Курица - ….

    Индюк - ….

    Гусь - ….

    Утенок - ….

    Гусенок - ….

     

    7.Дидактическая игра «Кто как передвигается»

    Цель: развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе

    Утка (что делает) – ходит, плавает, летает;

    Индюшка …. ) - ….

    , с растениями и т. д.

     

    8.Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».

    Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

    Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

    Дидактическая игра «Чего не хватает? »

    Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

    Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /

    Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

    9. Дидактическая игра «Что лишнее»

    Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

    Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

    Оборудование :карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

    Ход игры :Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему? ». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

    Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная) .

    Примерный перечень оборудования для игры

    Домашние – дикие птицы

    Курица, гусь, индюк баран

    Утка, петух, павлин лошадь

    Цыпленок, утенок, гусенок свинья

    Птицы – звери

    Страус, пингвин, аист дельфин

    Дельфин, морж, осьминог пингвин

     

    10.«Четвёртый лишний»

    Цель:. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

    1. заяц, ёж, лиса, шмель;

    2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

    3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

    4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

    5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

    6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

    7. таракан, муха, пчела, майский жук;

    8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

    9. лягушка, комар, жук, бабочка;

    10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разработки по экологии для начинающих воспитателей детского сада

    для экологии можно найти столько материалла, что порой теряешься, все ли ты провела,ничего не упустила? поэтому я решила разработать себе план, в который постаралась ввести все, что можно провести с д...

    Методическая разработка по экологии (экспериментирование)

    В работе представлены занятия с детьми дошкольного возраста по экологии (экспериментирование)...

    Методическая разработка по экологии для детей средней группы «Кому нужна вода?»

    Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в активн...

    Методическая разработка по экологии : Перспективное планирование работы по теме: Ознакомление дошкольников с миром неживой природы и космосом"

    Мир неживой природы и космос - достаточно интересная тема для дошкольников. С объектами неживой природы дети сталкиваются каждый день: воздух, вода, почва, космические объекты. Но они не всегда уделяю...

    методическая разработка по экологии.

    Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмо...

    Методическая разработка по экологии "Свойства воды" для детей старшего дошкольного возраста.

    Материал по изучению свойств воды и значению воды для всего живого....

    Методическая разработка по экологии "Наши младшие друзья" для подготовительной группы.

    Классификация животных - звери, птицы, насекомые, земноводные....