Реализация принципов интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГС
консультация на тему

Часовских Люба Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_24_noyabrya_2013.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации                                  Старооскольского городского округа Белгородской области      муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение     центр развития ребёнка – детский сад №73 «Мишутка»

Консультация

для воспитателей по теме:

«Реализация принципов интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГС»

                        

                        Воспитатель:

                        Часовских Л.В.

                

г. Старый Оскол.

Управление образования администрации                                  Старооскольского городского округа Белгородской области      муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение     центр развития ребёнка – детский сад №73 «Мишутка»

Консультация

для родителей по правилам дорожного движения:

«Безопасность детей  - в наших руках»

        

                        Воспитатель:

                        Часовских Л.В.

                

г. Старый Оскол.

Управление образования администрации                                  Старооскольского городского округа Белгородской области      муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение     центр развития ребёнка – детский сад №73 «Мишутка»

Устный журнал для родителей:

«Светофор»

                        Воспитатель:

                        Часовских Л.В.

                

        г. Старый Оскол.

                               «Правильно организованное обучение  «ведёт» за собой развитие»

Л.С. Выгодский

     Наше  дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.

     В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержания дошкольного образования направлено на решение основных задач:      

- сохранение здоровья ребёнка;                                                                                - развитие базовых качеств личности;                                                                    - построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.                

     Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова, говорит: «С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».

     Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

     Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными стандартами – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

     Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.

     Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

     Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей я решаю такие задачи как:

- Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;

- Интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

-  Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

     Сущностью интегрированного подхода к НОД является соединение знаний  из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии я имею возможность решать несколько  задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

     Важно заметить, что при планировании и проведении НОД мне в работе с детьми помогут такие методы как:

- сюрпризный, игровой моменты;

- рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;

- сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ;

- разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

     Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.  Выбор определённой темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонние раскроют ребёнку её содержание.

     Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка»,  «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.

     В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой и др.), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери»), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвящённые мамам (например, красивое музыкальное произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделятся с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.

     В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируются у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональность отзывчивость, креативность.

     Или другой пример: тематическая неделя (2) посвящённая дню защитников Отечества.  Для итогового тематического мероприятия ведётся большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, репродукций с картин, беседы с детьми, совместное атрибутов для музыкальных номеров, рисование, прослушивание музыкальных произведений, совместные с родителями экскурсии, создание семейных презентаций «Старый Оскол в годы войны», «Славные защитники города».

     В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяю представление о труде  людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формирую у детей эмоционально-положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.

     Ещё один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.

     Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы я развиваю морально0-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

     Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создаётся единая, целостная  картина мира. Интегрированные занятия позволяют ребёнку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребёнка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.  

     Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей.

   При реализации принципов интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОУ в рамках ФГС возникают проблемы. Во многом это связано с отсутствием компьютеров, методических разработок, репродукций картин, коллекций музыкальных произведений для прослушивания с детьми, совместно с родителями. Напрашивается главный поисковый вопрос: как осуществить интеграцию образовательных областей в образовательном процессе? Думаю, ответ один: проявлять креативность. И надеюсь, что в дальнейшем при планировании работы не будет возникать больших трудностей.

     

                                                                         

                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область"Безопасность" Образовательная область"Развитие речи и обучение грамоте"

Конспект занятия для старшей возрастной группы. Это комплексный, интегрированный подход в реализации программы.На занятии использован метод проектной деятельности,что очень актуально на сегодняшний де...

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

«Внедрение и показательные результаты развития интегративных качеств образовательных областей и образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте»

«Проектирование целей – систематизирующее условие,обеспечивающие гармоничное и целостное развитие ребёнка»А.Г.Гогоберидзе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4566526","attributes":{"alt"...

Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»

Тема:  Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы. Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»   Основной вид интегр...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОЛШЕБНИЦА»

   Многолетняя практика работы доказала эффективность использования принципа интеграции содержания образования на основе проектной деятельности, так как позволяет создать единое образ...