План самообразования
рабочая программа (средняя группа) на тему

Антонова Анна Геннадьевна

План на год по самообразованию. Тема: " Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет: "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Темы к изучению

Сроки

Формы обучения

Способ демонстрации результата проделанной работы

Форма отчета по проделланной работе

Литература

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет:

- Количество и счет до 5

- Величина и цвет

- Форма

- Ориентировка в пространстве

- Ориентировка во времени

- Сенсорное развитие

- Внимание, память, мышление

Сентябрь

1.подобрать литературу по ФЭМП.

2. опыт работы педагогов дошкольного образования по ФЭМП.

3.диагностика по ФЭМП.

4. конспекты НОД

1. изучение  литератуы по ФЭМП

2.изучение опыта работы педагогов по теме.

3.проведение диагностики по ФЭМП.

4.изучение конспектов занятий НОД.

Ксерокопии, ссылки,

фото отчет.

1.http://detctvo10.jimdo.com/

2.http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/konspekt-zanyatiya-po-matematike/

3.http://www.maaam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-33578.html

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дош.обр./Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2-е изд и доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 С.

Количество и счет до 5

Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет зайчиков меньше (2).

Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества;

Октябрь

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП

2.Методические пособия.

3. Чтение, обсуждение.

4.Консультации для родителей.

1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

- картинки по программе по 5 шт на каждого ребенка.

- мелкие игрушки по 5 шт на каждого ребенка.

- природный материал.

- счетные палочки.

- паровозик с цифрами.

- панно-карзинка с фруктами и овощами.

- счеты

- двухступенчетая лесенка.

- панно-Весна.

2. Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- вкладыши цифры.

- цифры

- пальчики (игра знакомит с числами, развивает умение соотносить действия своих пальчиков с называемым числом. )

- математический планшет. (cчет).

Книги:

- музыкальные книги “ Учим цифры и цвета”

- пиши и стирай  цифры.

- поиграем с цифрами.

- посчитаем?

- медвежонок Мишка

- умные книжки “Цифры и числа”

Цель: закреплять навыки колличественного счета, повторение цифр.

3. Чтение и разучивание стихотворений.

 Пособие “Математика для малышей в стихах”

4.. Папка –пердвижка для родителей.

Ксерокопии,

фото отчет.

  5.Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с.

Величина и цвет

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинне. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.шне, ширине, высоте, толщине.

Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Ноябрь

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3.Беседы.

Чтение, обсуждение.

4 Консультации для родителей.

1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

- палочки разной длины и ширины на каждого ребенка по 5 шт.

- домики разной высоты на каждого ребенка по 5 шт.

-  ленточки разной длины и ширины на каждого ребенка по 5 шт..

2. Дидактические средства и игры:

“Развивающие игры и занятия с палочками Кюзинера”В.П. Новикова, Л.И. Тихонова.:

- “Змейка”- учить детей составлять группы из отдельных предметов,  учить сравнивать предметы по длине.

- “Разноцветные вагончики” – учить классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму.

- “Сулья для семьи” – учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше)

Занимательные игры.
  - “Спортсмены строятся “ (упорядочивание предметов по величине)

- “Обед для матрешек”(упорядочивание предметов по величине)

-  “Построим дом”(упорядочивание предметов по величине)

3. Книги:

- “Живые странички”,

- “Какой цвет? Какая форма?”

- музыкальная книга в стихах “Красный, желтый, голубой ” В. Степанов.

4. Стенгазета  “Математика для малышей”

Ксерокопии,

фото отчет.

6.Чего на ствете не бывает?: Занимат. Игры для детей от 3-6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей.

Под ред.О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.-64.

5. Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с.

Форма

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Декабрь

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3. Беседы,

чтение, обсуждение.

4.Подвижные игры.

5.Консультации для педагогов

1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

а) плоские геометрические фигуры (шар, круг, цилиндр, квадрат, прямоугольник) на каждого ребенка по комплекту.

б)объемные геометрические фигуры (шар,цилиндр, куб) на каждого ребенка по комплекту.

в)для п/и – руль с изображением геометр.фигуры

г) для п/и скворечники с геометр.фигурами

 2. Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

-  Головоломки: колумбово яйцо, монгольская игра, головоломка Пифагора.

Цель: развивать восприятие формы , способность выделять фигуры из фона, зрительный глазомер, анализ, синтез, воображение)

-  Игры наматематическом  планшете: “Узоры”, “Геометрия”, “Симметрия”,

- Палочки “Сложи форму из палочек”

- Палочки Кюизерена.

-  “Фигуры”

Цель: познакомить с основными геометрическими фигурами, находить предметы схожей формы.

- “Найди пару”

Цель:формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с изображениями геометрических фигуры.

- Домино-пазл: “Веселый гараж”, “ Спецтехника”.

Цель: способствуют развитию структуры логического мышления, цвето-восприятия, мелк. моторике.

3.Рассматривание картинки, обсуждение и рассказ:

Пособие для детей 4-5 лет Т.И. Ерофеева

“Математические сказки”.

4. Подвижные игры:

“Найди свою фигуру”,  “Найди свой домик”

5. Консультация: «Развитие логического мышления и математических представлений через универсальный математический материал».

Ксерокопии,

фото отчет.

  5.Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с.

7.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013.-88 с.: цв.вкл.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Январь

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3. Беседа, ситуативный разговор.

4. Чтение, обсуждение.

5.Консультации для педагогов

1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

-  сюжетные картинки  (вверху, внизу, влево, вправо, на, под, далеко, длизко и т.д.)  на каждого ребенка один комплект.

2. Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- головоломки

- лабиринт

- разрезные картинки

- чудесный мешочек

- разложи по образцу.

- составь пейзаж.

- конструирование  из кубиков.

- узнай, что изменилось

- Где Маша?

Цель: развитие восприятия и пространственных представлений.

3.Ситуативный разговор .

- покажи правильно

- выполни команду

- рассматривание картинки

- составь рассказ по картинке

-обсуждение и рассказ о том, кто(что) нарисовано.

- уточнение места нахождения предмета, побуждение ребенка употреблять выделенные слова (предлоги)

4. Чтение и разучивание стихотворений.

- альбом стихотворений “Ориентирование”

5.Консультации:

 “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3АНИМАТЕЛЬНОГО

МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОМА”

Ксерокопии,

фото отчет.

6.Чего на ствете не бывает?: Занимат. Игры для детей от 3-6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей.

Под ред.О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.-64.

8.Дидактические игры в детском саду. К Бондаренко

9.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Ориентировка во времени

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Февраль

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Методические пособия.

3. Беседа, ситуативный разговор.

4.Консультации для родителей

1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП:

- индивидуальные карточки (утро, день, вечер. ночь)

- сюжетные картиники (вчера, сегодня, завтра)

- пособие – утро, день, вечер, ночь.

- настенный цветок “Дни недели”

2. Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- пособие – утро, день, вечер, ночь.

- музыкальные часы

- вкладыши “Часы”

3.Беседы по картинке:

  - “Режим дня”, “Мы дружим с режимом дня” ,“Утро в раздевальной комнате”, “На зарядку по порядку”.

- Загадки  и задачки про дни недели.

4.Консультация:

«Развитие математических способностей у дошкольников»

Ксерокопии,

фото отчет.

  5.Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с.

Сенсорное развитие

Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Март

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

1. Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- умные книжки ля детей 4-5 лет “Послушный карандаш”

Цель: развать мелкую моторику рук и координацию движений руки.

- “Геометрический город”, “Кто быстрее”, “ Сравни дома”, “Что изменилось?”.

Цель: формирование сенсорных эталонов.

- “Трудные виражи”, “Фотограф и заяц”

Цель: развитие точности движений.

- “Пиши - стирай” (книга)

- мозайка

-  шнуровальный планшет

- геометрическая мозайка

- математический планшет,

- пирамидки

- пазлы вкладыши

Ксерокопии,

фото отчет.

7.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013.-88 с.: цв.вкл.

Внимание, память, мышление ,

Мышление

Цель:

- развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку

- развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать.

память,

Цель:

-  развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.

- развивать умение запоминать  слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок

- развивать зрительную память.

Внимание

Цель:

- развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.

- развивать умение сосредоточивать внимание.

Апрель

1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП.

2. Беседа, ситуативный разговор.

3. Методические пособия.

1. Дидактические средства и игры:

Настольные  развивающие игры:

- Умные книжки для детей 4-5 лет:

Внимание: “Нади отличия”

Цель: сравнивание между собой картинки, указав признаки, сходства и различия.

Память: “Запомни картинки”

Цель: научить запоминать, развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.

Мышление: “Мышление, логика”

Цель: обучение детей классифицировать предметы по внешним и функциональным признакам, находить сходства и различия между предметами.

- Альбом-игра “Дом с колокольчиком”,  “Посудная лавка”(палочки Кюзинера)

Цель: развитие памяти, концентрация внимания, развитие воображения, освоение пространственных отношений.

- Лото на математическом планшете:

“Четвертый лишний”, “ Назови предмет по функции”

 Цель:развивать логического и функционального мышления.

- “Противоположности” – развитие памяти, внимания.

- чудо-кубики 2  “Сложи узор”

Цель: способствуют развитию у ребенка внимание, памяти, мышление, творческого воображения, графических навыков.

- что изменилась?.

-  повторяй друг за другом.

- запомни картинку

- куда залетела пчела?

-  найди игрушку

- что лишнее?

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Ксерокопии, фото отчет

6. Чего на свете не бывает?: Занимат. Игры для детей от 3-6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей.

Под ред.О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.-64.

Закрепление пройденного материала.

Май

1.Консультации для родителей.

2.Диагностика ПО ФЭМП

3. Консультации для педагогов.

4.Конспект проведения родительского собрания.

.

1.Папка передвижка:

“Математика для дошколят”

2. Проведение диагности  по ФЭМП.

3. Презентациия о проделанной работе на педагогическом совете.

4. Родительское собрание

Ксерокопия результатов диагностики.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...