Статья "Народное творчество как средство социально - личностного развития детей".
статья на тему

Шикалова Наталья Леонидовна

Социально - личностное воспитание  является важнейшей стороной формирования и развития ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга

                                                      Статья

 «Народное творчество как средство социально-личностного

                                        развития детей»

 

                                                            Подготовила воспитатель

                                                            старшей группы № 3

                                                            Шикалова Наталья Леонидовна

                           Санкт-Петербург  2014 год

                                                           

  В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике социально - личностного  воспитания дошкольников.

  Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.

  Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего должны усваивать понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества эти взаимосвязаны. И наша задача — научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

  Социально-личностное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине.

  Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определят последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок. В его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы, родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей среди которых он живет.

  В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа.

  С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.

  В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его проявлений.

  Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.

          Солнышко, выгляни!

          Красное, высвети!

          К нам на нивку иди —

          Ладить косы и серпы!

                      (закличка)

       

                      ***

          Туман, туман,

          Не стелись по лугам!

          А стелись по болотам,

          По крутым наволокам!

                      (заговор)

                     ***

          Тига – си, шуг – шуг,

          По Руси на юг!

          Тога – тога – тога,

          Колесом дорога!

                 (проводы журавлей)

                    ***

          Меня режут, бьют,

          Ворочают и мнут,

          А я все терплю,

          Всем добром плачу. (Земля)

                         (загадка)

                    ***

          Жито жать,

          В снопы вязать,

          Ночь не спать,

          Цепом махать –

          Домолачивать!

                     (рабочая припевка)

                    ***

          Живо, живо, без оглядки –

          Убегай во все лопатки.

          Прячься за амбар, избу,

          За соломенну копну.

          Разбегайтесь-ка ребятки,

          Начинаем играть в прятки!

                          (считалка)

                    ***

          Шли три мужчины

          Из-под Костромщины.

                    (скороговорка)

                 ***

          Маленький хлопчик,

          Голова со снопчик,

          Нос с локоток,

          А ума с ноготок!

                    (дразнилка)

  Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

  Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

  Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.

  Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают поникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов (заклички, попевки, песни, частушки, хороводы). Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье. Игра сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка. Сказки, особенно в сочетании с закличками и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалог. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню.

 

Таким образом, необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития социально – личностной культуры ребенка, является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической. Познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство, в силу своей специфики, заключающейся в образно – эмоциональном отражении мира, оказывает сильнейшее воздействие на ребенка, который, как известно, мыслит формами, красками, звуками и ощущениями.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевые игры как средство социально - личностного развития детей среднего дошкольного возраста

Актуальность: использование сюжетно - ролевой игры имеет большое значение в социально - личностном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи  социального становления личности, игра сп...

Ритуалы—как средство социально-личностного развития детей

брошура и мастер-класс для педагогов по теме: "Ритуалы—как средство социально-личностного развития детей"...

"Сказка как средство социально-личностного развития детей»

           Консультация для родителей и педагогов                                ...

Авторская программа" Сюжетно-ролевая игра как средство социально личностного развития детей"

Из опыта работы.В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более д...

Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...

Методический семинар «Метод анималотерапии как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Живая природа – это удивительный, многогранный, сложный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на Земле, но их роль в биосфере огромна. От лю...