Роль сказки в социализации ребенка
статья на тему

Андреева Мария Феликсовна

В данной статье я изучила, проанализировали и ситематезировала маериал предложенный в интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль сказки21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в социализации ребенка.

Москва, 2014

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальный норм. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. 

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

  1.  интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  2. способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;
  3. сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

  • имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
  • игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
  • групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Социализация - социальная адаптация, это означает соответствие человека социальным требованиям, которые предъявляют к нему.

Таким образом, для эффективного взаимодействия в обществе надо обладать определенным набором навыков и знаний, необходимых для существования.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Сказка — одно из важнейших социально — педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно — этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно — педагогическим потенциалом.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Все сказки мира: народные, авторские — содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Специфика сказки в том, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. В сказках сюжет, характеристики персонажей, зачины, концовки могут переходить из одной в другую («Жил да был», «В некотором царстве…»), т.е. всегда вариативны. Это имеет большое значение для социально — педагогической практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов, а также внутреннее предвосхищение, додумывание, дорисовывание сюжета.

Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Любая сказка ориентирована на социально — педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, лечит. При этом потенциал сказки гораздо богаче её художественно — образной значимости.

 Дети знакомятся со сказками во время непосредственно образовательной деятельности, чтения художественной литературы, игр. Герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в общих и групповых помещениях детского сада предметной среды. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра и др. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого ( воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе.

Литература:

http://glorify.ru

http://www.maam.ru/

http://www.dgr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в социализации ребенка раннего возраста.

Какое место в жизни детей занимает игра? Основные виды игр в дошкольной педагогике....

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".Что такое сказка?Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка –...

Беседа вторая: «Роль сказки в воспитании ребенка»

«Жили, были…», «В некотором царстве…» –  начинается сказка, начинается жизнь. Первыми на пороге детства маленького человека встречают вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Ребенок ...

РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО.

Департамент образования города МосквыСеверо - Западное окружное управление образованияГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвысредняя общеобразовательная школа №1489дошкольное от...

Роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ

В последние десятилетия проблема социализации детей с ограниченными возможностями входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходи...

консультация для родителей «Роль семьи в социализации ребенка»

                              «Роль семьи в социализации ребенка»Проблема социализации подрастающего покол...

Методическая разработка родительского собрания "Роль сказки в жизни ребенка. По волшебным страницам сказки".

Цель: заинтересовать, посоветовать, показать, объяснить родителям  высокое предназначение сказки в воспитании и развитии ребенка....