Интеграция "образовательного процесса в контексте обучения языку-лингвистическая лаборатория"
материал на тему

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой  и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

В работе по речевому развитию детей старшего возраста  я выбрала такую форму  как лингвистическая лаборатория .

Лингвистическая лаборатория- это особый вид непосредственной образовательной деятельности, который проводится как интегрированное (по15-20мин) занятие  по развитию речи и ознакомлению с произведениями художественной литературы  воспитателем 1 раз в месяц, а также как  индивидуальная работа с  детьми.

В непосредственной образовательной деятельности в лингвистической лаборатории использую ярко выраженную «исследовательскую» атрибутику, «профессорские шапочки» с кисточками (играя роль ученых -исследователей), использую также аудиозаписи, мультимедийное оборудование, метод исследовательских проектов. Это означает, что дети, объединяясь в пары и подгруппы, ставят перед собой проблему (обычно после прослушивания какого-либо языкового материала), выдвигают гипотезы и пытаются их решить

У современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия. Поэтому в лингвистической  лаборатории использую в работе с детьми  один из таких приемов  как составление рассказа по аналогии с образцом взрослого, с установкой на самоконтроль высказываний.

Предлагаю детям посетить  лингвистическую лабораторию, дети проходят, одевают «профессорские шапочки» с кисточками. Ставлю проблему, что необходимо подробно составить рассказ о ребенке. Дети начинают составлять, не совсем получается. Предлагаю им  составить по аналогии с моим рассказом:

 

взрослый

ребенок

У меня машина

У меня человек

Она умеет ездить и тормозить

Он умеет бегать, ходить и останавливаться

Ее нужно заправлять бензином, чтобы она ехала.

Он должен кушать суп, кашу, котлеты, чтобы вырасти.

У нее есть кабина, багажник, колеса, мотор.

У него есть голова, спина , руки и  ноги, сердце.

Она стоит в гараже.

Он живет в доме.

У детей 6 лет начинают организовываться семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля ещё не сформирована. У детей без нарушений речи проявляются признаки такой дифференциации. У детей же с ОНР четкая дифференциация элементов семантического поля отсутствует.   Для формирования ориентировки в основных  типах использую в лингвистической лаборатории  прием «параллельных дорожек».

Сделала подбор карточек. Карточки разных  цветов, чтобы облегчить  ребенку  переключение  ориентировки с одного типа семантических отношений  на другие.

Голубые карточки – обобщение

Красные  карточки – синонимы

Оранжевые карточки - части целого

Зеленые карточки   - противоположности.

Детям предлагаю   сделать дорожку, чтобы спасти   персонажа или помочь ему добраться  до домика, лакомства, друзей и т.д. Каждый шаг дорожки это – подбор варианта ответа к своей  карточки -  по аналогии с образцом взрослого. Для каждого ребенка  подбираю карточки (один набор карточек для  себя, второй  для ребенка – ребенок по аналогии  моего рассказа  составляет свой  рассказ).выкладываю свой комплект карточек –обобщение, части целого, синонимы, противоположности. Беру игрушку – гномика, начинаю свой рассказ: Сегодня гномик отправился в гости, я помогу ему. Пошел гномик в гости к другу.

По  дороге  гномику  встретились: автобус, такси, грузовик – транспорт,

Потом на пути он увидел разбитый предмет крышку, донышко, ручку, носик – чтобы это могло быть?  Это был чайник.   

 Услышав птичий крик, гномик посмотрел на дерево, он увидел  птичку.  Она сидит – а теперь летит. (Сидеть – лететь). Раздался гром, и пошел дождь;   дождь стал – лить,  хлестать, капать, идти.  Гномик побежал по дорожке к домику друга.

А теперь,  попробуй ты. (Ребенок  получает свои карточки, раскладывает их в той же последовательности- обобщение, части целого, синонимы, противоположности и начинает  свой рассказ).

 

 

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Еще один из приемов работы с дошкольниками в лингвистической лаборатории это  вербальная сеть для слова.

Опыт с магнитом. Объяснить, как слова могут приклеиваться друг к другу как магниты. Для опытов нам необходимо сделать подбор картинок. Например: картинка  – Дыня (ключевое слово, к этом слову будут приклеиваться слова),   фрукты, коза, желтый, черствый хлеб, сладкая конфета,  трава, льется вода. Картинки имеют петельку, к картинкам,  которые относятся к ключевому слову – на конце петельки прикреплены скрепки.

Для этого предлагаю детям посетить лингвистическую лабораторию, и предлагаю сегодня в лаборатории  провести опыт, почему слова могут приклеиваться друг к другу как магниты? Ребята одевают«профессорские шапочки» с кисточками . Показываю детям домик. В домике есть окно, под ним располагается магнит. Показываю  картинку – дыня, ставлю картинку в окно домика, даю набор картинок  и предлагаю провести опыт, какие картинки приклеились к магниту и почему. Дети высказывают свои предположения, делают выводы.

Очень интересный прием использую – это прием «передвигания» , о котором  говорил З.Фрейд. Здесь речь идет о смещении смыслового акцента во фразе. Я предлагаю детям в лаборатории потренироваться отвечать на вопросы шутки, придумывать их самим.

Предлагаю ребятам сегодня в лаборатории заняться «шуточными делами». Ответить мне на вопрос «За чем во рту язык?» дети отвечают- за зубами, чтобы разговаривать и т.д. «За чем люди сидят?», «За чем на небе солнце спряталось?» А затем предлагаю  спросить по другому: используя слово «зачем». («Зачем мама спряталась?» - «За шторой». – «Неправильно. Чтобы повеселить дочку?»

Также использую в лингвистической лаборатории  работу с детьми над художественным текстом. Предлагаю детям вспомнить сцену, когда Буратино с котом Базилио и лисой Алисой приходят в харчевню.

«Хозяин харчевни выскочил навстречу гостям.

- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала лиса.

-Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил кот.

- Эй, хозяин, - важно сказал Буратино – дайте нам три корочки хлеба.

- Веселенький, остроумненький Буратино шутит с вами, хозяин, захихикала лиса.»

Останавливаю чтение и предлагаю детям отгадать: шутил или нет Буратино – почему его слова были объяснены как шутка.( Буратино не учел, что Кот  и Лиса – как и мы все- склонны преувеличивать или преуменьшать).

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений 

«Слоговые дорожки» - это еще один  игровой приём  который я использую в работе с детьми в лингвистической лаборатории – различного рода путешествий игрушечных персонажей и машинок по игровому полю.

В качестве такого игрового поля выступает таблица со слогами рядами для глухих и звонких звуков. Ребенок кидает кубик, передвигает  машинку  на столько квадратиков, сколько выпало на кубике.  При  остановки  машинки или персонажа  по игровому полю прошу   повторить слог, при этом ребенок смотрит как я произношу (артикуляцию) , дальше слог произношу закрыв  лицо   экраном, при этом ребенку надо повторить слог на слух. Так  провожу  упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Для большего интереса игру провожу в парах, осуществляя движение по очереди и передвигаясь на столько клеток, сколько выпадает на кубике.  

Проблема нарушений языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных для  дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет не только на успеваемость, но и на письменную речь ребенка ,т.е. на письмо и чтение, и определяет успешность овладения ребенком грамоты.

Для закрепления навыка звукового анализа и синтеза, графического образа букв, развития мелкой моторики разработала пособие логопедический ноутбук.

Состоит из  картонной  основы и двух вкладышей. Один вкладыш представляет собой поле из цветных канцелярских кнопок, на котором дети при помощи резинок по образцу "рисуют" букву. Второй вкладыш - поле из бутылочных горлышек, на котором составляется звуковая схема слова при помощи навинчивания синих, зеленых и красных крышек от бутылок. На поле представлены три ряда: для слов из трех звуков, для слов из четырех звуков и для слов из пяти звуков.

Наклеив буквы на крышки, пособие можно использовать для звуко- буквенного анализа и синтеза. К пособию составлена картотека букв (для первого вкладыша), а также картотека  звуковых схем с картинками и букв синих, зеленых и красных крышек от бутылок (для второго вкладыша)

Активное  использование такой формы работы с дошкольниками,  как лингвистическая лаборатория, способствовала   созданию обогащенной речевой среды в группе,  развитию и проявлению социальных эмоций  (удивления от процесса и результата познания, радость от совершаемых открытий, сопереживание и сочувствие, восхищение красотой русского языка.), воспитание любознательности и интереса к познанию русского языка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой  и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

В работе по речевому развитию детей старшего возраста  я выбрала такую форму  как лингвистическая лаборатория .

Лингвистическая лаборатория- это особый вид непосредственной образовательной деятельности, который проводится как интегрированное (по15-20мин) занятие  по развитию речи и ознакомлению с произведениями художественной литературы  воспитателем 1 раз в месяц, а также как  индивидуальная работа с  детьми.

В непосредственной образовательной деятельности в лингвистической лаборатории использую ярко выраженную «исследовательскую» атрибутику, «профессорские шапочки» с кисточками (играя роль ученых -исследователей), использую также аудиозаписи, мультимедийное оборудование, метод исследовательских проектов. Это означает, что дети, объединяясь в пары и подгруппы, ставят перед собой проблему (обычно после прослушивания какого-либо языкового материала), выдвигают гипотезы и пытаются их решить

У современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия. Поэтому в лингвистической  лаборатории использую в работе с детьми  один из таких приемов  как составление рассказа по аналогии с образцом взрослого, с установкой на самоконтроль высказываний.

Предлагаю детям посетить  лингвистическую лабораторию, дети проходят, одевают «профессорские шапочки» с кисточками. Ставлю проблему, что необходимо подробно составить рассказ о ребенке. Дети начинают составлять, не совсем получается. Предлагаю им  составить по аналогии с моим рассказом:

взрослый

ребенок

У меня машина

У меня человек

Она умеет ездить и тормозить

Он умеет бегать, ходить и останавливаться

Ее нужно заправлять бензином, чтобы она ехала.

Он должен кушать суп, кашу, котлеты, чтобы вырасти.

У нее есть кабина, багажник, колеса, мотор.

У него есть голова, спина , руки и  ноги, сердце.

Она стоит в гараже.

Он живет в доме.

У детей 6 лет начинают организовываться семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля ещё не сформирована. У детей без нарушений речи проявляются признаки такой дифференциации. У детей же с ОНР четкая дифференциация элементов семантического поля отсутствует.   Для формирования ориентировки в основных  типах использую в лингвистической лаборатории  прием «параллельных дорожек».

Сделала подбор карточек. Карточки разных  цветов, чтобы облегчить  ребенку  переключение  ориентировки с одного типа семантических отношений  на другие.

Голубые карточки – обобщение

Красные  карточки – синонимы

Оранжевые карточки - части целого

Зеленые карточки   - противоположности.

Детям предлагаю   сделать дорожку, чтобы спасти   персонажа или помочь ему добраться  до домика, лакомства, друзей и т.д. Каждый шаг дорожки это – подбор варианта ответа к своей  карточки -  по аналогии с образцом взрослого. Для каждого ребенка  подбираю карточки (один набор карточек для  себя, второй  для ребенка – ребенок по аналогии  моего рассказа  составляет свой  рассказ).выкладываю свой комплект карточек –обобщение, части целого, синонимы, противоположности. Беру игрушку – гномика, начинаю свой рассказ: Сегодня гномик отправился в гости, я помогу ему. Пошел гномик в гости к другу.

По  дороге  гномику  встретились: автобус, такси, грузовик – транспорт,

Потом на пути он увидел разбитый предмет крышку, донышко, ручку, носик – чтобы это могло быть?  Это был чайник.    

 Услышав птичий крик, гномик посмотрел на дерево, он увидел  птичку.  Она сидит – а теперь летит. (Сидеть – лететь). Раздался гром, и пошел дождь;   дождь стал – лить,  хлестать, капать, идти.  Гномик побежал по дорожке к домику друга.

А теперь,  попробуй ты. (Ребенок  получает свои карточки, раскладывает их в той же последовательности- обобщение, части целого, синонимы, противоположности и начинает  свой рассказ).

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Еще один из приемов работы с дошкольниками в лингвистической лаборатории это  вербальная сеть для слова.

Опыт с магнитом. Объяснить, как слова могут приклеиваться друг к другу как магниты. Для опытов нам необходимо сделать подбор картинок. Например: картинка  – Дыня (ключевое слово, к этом слову будут приклеиваться слова),   фрукты, коза, желтый, черствый хлеб, сладкая конфета,  трава, льется вода. Картинки имеют петельку, к картинкам,  которые относятся к ключевому слову – на конце петельки прикреплены скрепки.

Для этого предлагаю детям посетить лингвистическую лабораторию, и предлагаю сегодня в лаборатории  провести опыт, почему слова могут приклеиваться друг к другу как магниты? Ребята одевают«профессорские шапочки» с кисточками . Показываю детям домик. В домике есть окно, под ним располагается магнит. Показываю  картинку – дыня, ставлю картинку в окно домика, даю набор картинок  и предлагаю провести опыт, какие картинки приклеились к магниту и почему. Дети высказывают свои предположения, делают выводы.

Очень интересный прием использую – это прием «передвигания» , о котором  говорил З.Фрейд. Здесь речь идет о смещении смыслового акцента во фразе. Я предлагаю детям в лаборатории потренироваться отвечать на вопросы шутки, придумывать их самим.

Предлагаю ребятам сегодня в лаборатории заняться «шуточными делами». Ответить мне на вопрос «За чем во рту язык?» дети отвечают- за зубами, чтобы разговаривать и т.д. «За чем люди сидят?», «За чем на небе солнце спряталось?» А затем предлагаю  спросить по другому: используя слово «зачем». («Зачем мама спряталась?» - «За шторой». – «Неправильно. Чтобы повеселить дочку?»

Также использую в лингвистической лаборатории  работу с детьми над художественным текстом. Предлагаю детям вспомнить сцену, когда Буратино с котом Базилио и лисой Алисой приходят в харчевню.

«Хозяин харчевни выскочил навстречу гостям.

- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала лиса.

-Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил кот.

- Эй, хозяин, - важно сказал Буратино – дайте нам три корочки хлеба.

- Веселенький, остроумненький Буратино шутит с вами, хозяин, захихикала лиса.»

Останавливаю чтение и предлагаю детям отгадать: шутил или нет Буратино – почему его слова были объяснены как шутка.( Буратино не учел, что Кот  и Лиса – как и мы все- склонны преувеличивать или преуменьшать).

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений  

«Слоговые дорожки» - это еще один  игровой приём  который я использую в работе с детьми в лингвистической лаборатории – различного рода путешествий игрушечных персонажей и машинок по игровому полю.

В качестве такого игрового поля выступает таблица со слогами рядами для глухих и звонких звуков. Ребенок кидает кубик, передвигает  машинку  на столько квадратиков, сколько выпало на кубике.  При  остановки  машинки или персонажа  по игровому полю прошу   повторить слог, при этом ребенок смотрит как я произношу (артикуляцию) , дальше слог произношу закрыв  лицо   экраном, при этом ребенку надо повторить слог на слух. Так  провожу  упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Для большего интереса игру провожу в парах, осуществляя движение по очереди и передвигаясь на столько клеток, сколько выпадает на кубике.  

Проблема нарушений языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных для  дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения, поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет не только на успеваемость, но и на письменную речь ребенка ,т.е. на письмо и чтение, и определяет успешность овладения ребенком грамоты.

Для закрепления навыка звукового анализа и синтеза, графического образа букв, развития мелкой моторики разработала пособие логопедический ноутбук.

Состоит из  картонной  основы и двух вкладышей. Один вкладыш представляет собой поле из цветных канцелярских кнопок, на котором дети при помощи резинок по образцу "рисуют" букву. Второй вкладыш - поле из бутылочных горлышек, на котором составляется звуковая схема слова при помощи навинчивания синих, зеленых и красных крышек от бутылок. На поле представлены три ряда: для слов из трех звуков, для слов из четырех звуков и для слов из пяти звуков.

Наклеив буквы на крышки, пособие можно использовать для звуко- буквенного анализа и синтеза. К пособию составлена картотека букв (для первого вкладыша), а также картотека  звуковых схем с картинками и букв синих, зеленых и красных крышек от бутылок (для второго вкладыша)

Активное  использование такой формы работы с дошкольниками,  как лингвистическая лаборатория, способствовала   созданию обогащенной речевой среды в группе,  развитию и проявлению социальных эмоций  (удивления от процесса и результата познания, радость от совершаемых открытий, сопереживание и сочувствие, восхищение красотой русского языка.), воспитание любознательности и интереса к познанию русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модель организации образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО"

Выступление  на районном  семинаре с докладом (презентация)....

«Моделирование образовательного процесса в контексте программы “Кругозор”»

Образовательное путешествие – организованное исследование объектов окружающего мира в их целостности и многообразии связей.Цели образовательного путешествия: расширение материального и духовного гориз...

«Моделирование образовательного процесса в контексте программы “Город на ладошке”»

Материал предлагает формировать у детей умение внимательно рассматривать окружающие привычные предметы, выделять необычное в обычном....

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ по теме: «Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста»

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:построение образовательной деятельности на основе индивидуа...

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Музыкально-развивающая среда - как одно из средств индивидуализации педагогического процесса в контексте введения ФГОС ДО

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но...