Программа интеграции различных видов для проведения коррекционных занятий по направлению "Образовательная кинесиология"
методическая разработка (старшая группа) на тему

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 3 г. НЕРЮНГРИ»

 

 

 

Программа интеграции различных видов деятельности для проведения коррекционных занятий по направлению «Образовательная кинесиология»

 

( старшая   специализированная группа)

 

Автор: воспитатель

Ербягина М.Б.

 

 

                                                                              Рефлексия – самое эффективное                                                     средство развития сознания и осознанного

отношения человека к себе, другим,

 событиям, жизненным ситуациям и к миру в целом.

 

К.Мамардашвили

 

Объяснительная записка.

        Большинство так называемых альтернативных технологий — Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу  современной организации учебно-воспитательного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебно-воспитательный процесс (отличающийся от занятия и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, творческую деятельность детей. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных образовательных областей, цель которых – создание у дошкольников в результате обучения и воспитания более отчетливой единой картины мира, мироощущения и себя, как часть окружающего мира и общества.

          Тенденция интегрированного подхода к обучению и воспитанию легла в основу «Программы  коррекционных занятий по направлению «Образовательная кинесиология». Рефлексия выступает как базовый  компонент для интеграции с дыхательными растяжками, глазодвигательными упражнениями, перекрестными телесными упражнениями, упражнениями для ручного праксиса, релаксацией, развитием коммуникативной и когнитив­ной сферы,  упражнения с правилами и т.д.

Программа базируется  на элементах технологии рефлексивного обучения и воспитания, на технологии интеграции.

Рефлексия  это  диалог сознания, подсознания и тела. На занятиях используются элементы  двух видов рефлексии: психологической и интеллектуальной. Использование психологической рефлексии помогает выявить состояния ребенка: как положительные (здоровьесберегающие), так и отрицательные (здоровьеразрушающие). Интеллектуальная рефлексия выявляет отношение к информации, уровень понимания информации. Рефлексия проводится в три этапа: исследование ощущений, логический анализ результата, корректировка результата

Программа опирается на принципы:

  • Научности – опора  на основные положения нейропсихологии, которые  научно доказывают, что до семи-восьми лет  все дети как бы правополушарные, так как развитие нервных сетей идет именно в правом полушарии. В этот период  происходит формирование таких функций, как соматогнозис (чувствование и управление собственным телом), мелкая мото­рика, пространственная координация, визу­альное и кинестетическое (сенсорное, мышеч­ное, обонятельное, осязательное) восприятие. Следовательно, обучение и развитие детей должны идти целостным способом через обра­зы, схемы, кодировку. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительного, тактильного, слухового, эмоционального восприятия.
  • Диалогичности - означает использование диалога как эффективного способа осуществления рефлексивной деятельности.

·         Экзистенциальности - означает  учет  роли ощущений в процессе осознавания информации о своем теле, своих ощущениях,  анализе состояний, пережитых во время занятий.

  • Креативности – предполагает творчество педагога при подготовке и проведении рефлексии в зависимости от уровня сенсорного развития и эмоционального состояния  дошкольников. 

Цель программы: Построение  путей общения, взаимодействия и воздействия на ребенка - инвалида по зрению по развитию кинестетического восприятия для  его реабилитации и социализации в начальное звено школы.

Достигается через средства:

  • Диалог педагога с внутренним «я»  воспитанника
  • Диалог воспитанника со своим внутренним «я»
  • Диалог педагога со своим внутренним «я»
  • Мониторинг качества  занятия.

Приводит к  результатам:

  • Установлению обратной связи.
  • Выявления уровня понимания информации «здесь» и «сейчас».
  • Ценностному отношению к информации.
  • Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности

 

 Сентябрь.

  1 неделя.  Игра «Дружба начинается с улыбки». Способность вербализации мыслей и чувств ребенка. Упражнение на дыхание «Надуем шарик дружбы». Мышечная релаксация - расслабление мышечного тонуса рук. Ручная моторика – комплекс «Дружат девочки и мальчики». Упражнения для развития произвольности – лидер педагог. Визуализация.

  2  неделя.  Игра. «Отпечатки». Приветствие. Коммуникативные навыки игрового взаимодействия. Комплекс на дыхание: «Подуем на цветные ладошки». Игра с пальчиками – комплекс «Разные помощники». Мышечная релаксация «Кулачки» - работа по  образу. Упражнения для развития произвольности – лидер педагог

  3 неделя. Игра «Цвет смеха». Приветствие. Навыки эмоционального состояния. Комплекс на дыхание  «Вдыхание розового цвета». Регулировка мышечного тонуса – «Олени». Мимические упражнения, Пальчиковые игры – комплекс «Пальчики-шалуны» - работа по схемам.

 4 неделя. Игра «Радуга». Развитие осязательного восприятия через игру с цветом (различный материал по цвету и материалу). Эмоциональное состояние. Дыхательные упражнения. «Проглоти радугу». Мышечная релаксация – мышцы ног. Упражнения для развития произвольности. Перекодировка заданий. Лидер педагог.

Октябрь.

1 неделя. Игра «Мой портрет». Осязательное восприятие + ручная моторика. Дыхательные упражнения.  Развитие творческого воображения через пантомимические игры. Расслабление мышц рук и ног. Развитие произвольности – перекодировка с опорой на указатели. Лидер педагог.

 2  неделя. Этюд «Слон». Приветствие. «Дружные слоны». Работа с этюдами. Глазодвигательные функции – «Успей за слоном». Дыхательные упражнения. Релаксация мышц живота. Развитие произвольности – перекодировка с опорой на указатели. Лидер ребенок. Визуализация.

3 неделя. Игра «Дружба». Приветствие. Дружеские взаимоотношения, поддержка друг друга. «Вместе легче дышать и шагать». Дыхательные упражнения. Мышечная релаксация. Веселая переменка «Дружат девочки и мальчики». Упражнения для развития произвольности. Подсказки для перекодировки. Лидер ребенок.

4  неделя. Игра «Я и мои друзья». Развивать психологический контакт между детьми, умение работать в парах (на первом этапе - с воспитателем, позже друг с другом). Упражнения для развития произвольности. Подсказки для перекодировки. Лидер ребенок.  Дыхательные упражнения. Расслабление мышц шеи.

Ноябрь.

1 неделя. Игра «Давайте познакомимся». Способствовать сближению детей, приемы расслабления. Расскажи стихи руками - комплекс «Дружные ребята». Дыхательные упражнения «Баян». Мышечная релаксация – «Любопытная Варвара» Развитие произвольности «Найди Варварин портрет». Лидер ребенок.

 2  неделя. Игра «Расскажи стихи руками» Дыхательная растяжка.  Комплекс  «В гости»

Расслабление мышц  шеи и рук.

 3 неделя.  Игра «Факиры». Упражнения на дыхание «Удивление». Комплекс пальчиковой гимнастики. Мышечная релаксация шеи.

 4 неделя. Игра « Доброе животное». Развивать чувство единства. Дыхательные упражнения «Веточка». Релаксация рук и шеи. Упражнение на развитие произвольности «Куда ушел слон» - перекодировка указаний воспитателя со зрительной опорой.

 

  Декабрь.

 

 1 неделя. Игра « Передача чувств».  Способы невербального поощрения или наказания.

 Дыхательные упражнения. «Певец». Расслабление одновременно рук, ног, шеи    Упражнение на развитие произвольности. Лидер воспитатель.

 2 неделя. Игра «Рисуем настроение». Сопряженные упражнения пальцев и мимики. Мышечная релаксация тела. Веселая переменка «Краски перепутались» Визуализация.

 3 неделя. Игра « Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» (Снижение телесных барьеров). Приветствие.  Дыхательные упражнения. «Баян». Расслабление всего организма. «Волшебный сон»

 4 неделя.  Игра «Зоркий глаз» - Глазодвигательные упражнения. Дыхательный комплекс.

«Надуем воздушный шар». Мышечная релаксация «Орел отдыхает». Развитие произвольности. «Где гнездо орла».

 

 Январь.

 1 неделя. Игра «Пальчики-узнавальчики». (работа с ширмой). Комплекс дыхательных упражнений. Мышечная релаксация мелких мышц кисти рук.

2 неделя. Игра «Кубики настроения». Формирование умения определять по позе и эмоциям настроение человека. Дыхательные упражнения. Снятие мышечного тонуса с ног. Комплекс заданий для развития произвольности. «Направо пойдешь – большой кубик найдешь…»

 

3 неделя. Игра «Кубики настроения». Формирование умения определять по позе и эмоциям настроение человека. Дыхательные упражнения. Снятие мышечного тонуса с ног. Комплекс заданий для развития произвольности. «Направо пойдешь – большой кубик найдешь…»

4 неделя. Игра «Петушиные бои». Сопряженные действия тела, рук и мимики. Дыхательные упражнения. Развитие произвольности – движение по словесной команде без зрительной опоры. Лидер педагог. Визуализация «Петушиная ферма»

Февраль.

 1 неделя. Игра «Пойми меня». Опознание настроения грусти. Упражнения на дыхание. «Больной животик» Развитие произвольности – «Найди мой портрет». Инструкция «делай, как хочешь»

  2 неделя. Игра «Скульптор» (коллективная грустная скульптура). Дыхательные упражнения. Развитие произвольности – «Налево пойдешь – какую скульптуру найдешь».

Инструкция «делай, как хочешь» - кинестетические ощущения ребенка. Веселая переменка  - «Скульптура рассыпалась» - кинестетические ощущения товарища. Визуализация.

 3  неделя. Игра «передача чувств» (невербальные способы приветствия). Упражнения на дыхание Баян». Развитие произвольности. Инструкция «Повтори приветствия по заданию карточки». Лидер воспитатель. Визуализация.

 4 неделя. «Экологическая азбука чувств» (эмоции злости - «ругаемся овощами»). Комплекс дыхательных упражнений «Тыква в животе». Приветствие. Развитие произвольности. Визуализация.

Март.

1 неделя. Игра «Круглые глаза» (эмоции удивления). Упражнения на дыхание. Расслабление мышц рук и шеи. Веселая переменка. Развитие произвольности. Инструкция «Повтори эмоции по заданию карточки». Лидер ребенок. Визуализация.

 2 неделя.  Игра «Заряд бодрости». (Я дышу, все вижу; я все слышу; я все чувствую). Приветствие. Упражнения на дыхание «Певец». Веселая переменка «Режиссер». Развитие произвольности, сопряженные действия с воспитателем. Визуализация.

3 неделя. Игра «Каждый художник желает знать» (представления о том, что цветовая       гамма характеризует разные эмоции). Приветствие. Упражнения на дыхание с визуализацией «Напились синего воздуха». Релаксация по обстановке.

4 неделя. Игра «Танец спагетти». (стр.140) – упражнения на саморегуляцию. Дыхательные упражнения «Глотаем спагетти по одной». Упражнения на развитие произвольности. Инструкция «Собери спагетти, ориентируясь на карту».

  Апрель.

 1 неделя. Игра «Светлые мысли» (стр 140) – регуляция чувств и поведения. Упражнения на дыхание «Веточка». Релаксация по запросам. Развитие произвольности, многоступенчатая инструкция. Лидер ребенок.

  2 неделя. Игра «Космонавты». Упражнение на дыхание «Ракета».Упражнение на развитие произвольности. Инструкция «Соберись в полет с подсказкой-планом» Лидер ребенок.

 3 неделя.  Игра «Заколдованные картинки». Перекодировка заданий для этюдов. Упражнения на дыхание. Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.

   4 неделя. Игра «Карнавал». Сопряженные движения тела, мимики, речи. Упражнения на дыхание. «Саксофон». Релаксация «Волшебный сон». Упражнения на развитие произвольности. «Найди части костюма по зрительным ориентирам» - ориентиры зашумлены. Лидер педагог.

   Май.

 1 неделя.  Этюд «Из семени в дерево». (стр.42)Развитие ассоциативного мышления. Упражнения на дыхание «Веточка». Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.

 2 неделя. Этюды «Школа разведчиков» (стр. 40) Развитие согласованности действий.

Упражнения на дыхание. «Азбука Морзе». Мышечная релаксация по состоянию детей.

Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.

  3 неделя. Игра. «Школа улыбок» (стр. 37). Развитие эмоциональной сферы. Дыхательные упражнения. Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.

 4 неделя.   Игра «Кнопки настроения» (стр.36) Развивать понимание настроения других. Упражнения на дыхание «Баян» Упражнение на развитие произвольности. Инструкция, подводящая к построению своей программы действия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.

Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....

Игры-путешествия, как эффективное средство интеграции различных видов деятельности дошкольников на занятиях познавательного цикла.

Развитие ребенка дошкольного возраста и особенно ребенка с общим недоразвитием речи во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Это игр...

Интеграция различных видов деятельности "Весенняя фантазия"

Образовательная область "Музыка": "Весенняя фантазия" - интеграция различных видов деятельности.Открытое занятие для музыкантов и логопедов с детьми старшей логопедической группы....

Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях.

В настоящее время очень часто в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.Цель этой системы состоит в ...

Программа дополнительного образования на основе интеграции различных видов детской деятельности «Образ числа» Тема: «Учимся считать»

Цель: формирование математических понятий и представлений о количественном и порядковом числе, развитие кругозора ребёнка, его интеллекта, личностных качеств.Задачи:- Познакомить  с натуральным ч...

Технологическая карта музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в цирк. Развитие ритмического и динамического слуха на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности», составил музыкальный руководитель Наприенко Е.В.

За Цель: развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:Слу...