Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях.
статья по логопедии на тему

Нифонтова Лада Александровна
В настоящее время очень часто в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция различных видов деятельности на логопедических  занятиях.

 Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:

  • Кукло- и сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Кинезотерапия (лечение движением)
  • Гимнастика (в том числе артикуляционная, пальчиковая и дыхательная)
  • Логопедическая ритмика
  • Точечный и сегментарный массаж
  • Релаксация
  • Физио -, фито -, ионо - и аромотерапия и т.д.

Таким образом, все специалисты дошкольного образовательного учреждения задействуются в осуществлении процесса коррекции и развития детей.

Понятие “интеграция” – это изначальное единство предметности и межпредметности. Естественно, что процесс интеграции охватил и коррекционную педагогику.

Интегрированный курс – это та же учебная дисциплина, но составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в коррекционно-образовательный процесс.

Интегрированные курсы легко вписываются в предметную систему обучения и не нарушают традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который реализует коррекционную работу и включает несколько интегрированных курсов, что не только расширяет его предметную область, но и сближает её с другими дисциплинами.

 Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного.

При планировании педагог как бы мысленно просчитывает интеграционные механизмы, соединяет их и создает количественную модель занятия, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, добавляя интеграционные механизмы или убирая их, в зависимости от того, на какой из уровней он хотел бы вывести своё занятие на данном этапе коррекционной работы.

Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, учитель-логопед переходит к содержательному наполнению, дополняя количество качеством.

Деятельность - действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Учитель-логопед выполняет коррекционно-развивающую деятельность с опорой на личностно-ориентированную модель. Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности:

  • Игровая (художественно-творческая)
  • Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)
  • Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)
  • Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.

Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность.

Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития.

Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.

Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно

 

быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.

Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность корригировать речевые и мыслительные процессы.

Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.

На коррекционных логопедических занятиях реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетика, просодика, лексика, грамматика, связная речь, развитие артикуляции). Занятия несут развивающую, стимулирующую направленность.

Использование разнообразной детской деятельности развивает начальный лексикон ребёнка, коммуникативные навыки, способствует повышению речевой активности, продуктивности коррекционной работы с целью устранения речевых дефектов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.

Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....

Игры-путешествия, как эффективное средство интеграции различных видов деятельности дошкольников на занятиях познавательного цикла.

Развитие ребенка дошкольного возраста и особенно ребенка с общим недоразвитием речи во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Это игр...

Интеграция различных видов деятельности "Весенняя фантазия"

Образовательная область "Музыка": "Весенняя фантазия" - интеграция различных видов деятельности.Открытое занятие для музыкантов и логопедов с детьми старшей логопедической группы....

Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....

Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Проект « Этот День Победы»

Данный материал поможет реализовать проект " День Победы". В нем рассказана поэтапная деятельность педагога и детей....