Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя в подготовке к утренникам и развлечениям
консультация по теме

Кузьмина Татьяна Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя

 в подготовке к утренникам и развлечениям

Праздничные утренники занимают особое место  в детском саду. В нашем детском саду проводятся осенние  праздники, День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта,  выпускной бал.  В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме.  Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей,   не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.

     Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.

      Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.

Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения,  поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает выход героев, игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений.

Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия на детей.

В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые должны проходить весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.

Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.

Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.

В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.

     Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении.

     Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются колокольчикам, погремушкам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет ребенка, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.

     Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Большое оживление и восхищение вызвало бы у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.

    Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Главным помощником музыкального руководителя в непосредственно- образовательной деятельности и в подготовки к праздникам и развлечениям является  воспитатель.  На плечах воспитателей лежит  огромная ответственность и психологическая нагрузка, поэтому я стараюсь учитывать способности, темперамент, загруженность.  Для того чтобы результаты работы были достойными, следует  находиться в тесном контакте с воспитателями, которые тоже волнуются, готовясь к праздникам, переживают, каким будет сюжет утренника, какие будут сказочные персонажи, сюрпризы. Подбирают тематические стихи, учат их с детьми, могут придумывать аттракционы, помогают в организации праздников.

Важно обсуждать все насущные вопросы совместно, распределяя заранее ответственность за какую-либо работу на праздниках. Необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо знал сценарий предстоящего утренника,   для этого необходимо составить подробный план утренника. Сценарий дается примерно за месяц.  Правильно распределить роли между взрослыми детьми – тоже очень важная и «тонкая» работа, и это решается в совместной беседе.  

Почти всем воспитателям обязательно читают «Основы музыкального воспитания», так что у них есть основная теоретическая база и они могут применять эти знания на практике, исполняя какую-либо роль, или помогая детям в выступлении. Для того, чтобы педагоги чувствовали себя увереннее в данной ситуации, следует  хорошо знать  необходимый музыкальный материал –  хороводы,  песни,   музыкальные игры. Для этого рекомендую записывать  в тетрадь тексты песен и движения танцев и хороводов.

Наибольшую трудность в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей в группах  представляет определение меры и степени участия воспитателя в процессе.  Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: поёт вместе с музыкальным руководителем (не заглушая детское пение), участвует в музыкально-ритмических движениях, активизируя детей. Если музыкальный материал не очень сложный и хорошо известен детям, они могут действовать самостоятельно, без помощи взрослого. Воспитатель при этом не должен оставаться безучастным наблюдателем, по мере необходимости должен включаться в деятельность, помогая детям, испытывающим затруднения. Воспитатель постоянно должен осуществлять ненавязчивую эмоциональную поддержку малышам, находиться в поле их зрения.  

То, что не требует прямого участия музыкального руководителя, можно поручить организовывать воспитателям (изготовление  атрибутов). Особый вопрос – подготовка музыкального зала к праздникам. Предлагаю составить график, в соответствии с которым каждая группа совместно с музыкальным руководителем будет подбирать материал для оформления, изготовляют панно на центральную стену, зал украшают шарами, гирляндами и т. д.

Если воспитатели принимают активное участие в празднике, играют какую-либо роль, это замечательно, т.к. воспитанники, затаив дыхание, следят за своим учителем и берут с него пример! Не перечислить, сколько и каких ролей  сыграно  нашими воспитателями.  И часто происходит перевоплощение в эти образы очень правдоподобное, и дети попадают в настоящий театр. Очень важно, чтобы ведущий, а его роль одна из самых важных на празднике, мог почувствовать себя вдохновенно, раскрепощено, сумел бы создать атмосферу общения обычными словами, обращаясь непосредственно к детям, к гостям праздника. Он должен иметь пространство для импровизации, реагировать на ситуацию, свободно общаясь с детьми.

Можно сказать, что праздники – открытое развлекательно-увлекательное занятие для родителей и это огромная нервная нагрузка для педагогов. За неделю до праздника все атрибуты – шапочки, платочки, и т. д., стихи, появление и уход действующих лиц, аттракционы – все должно быть понятно воспитателю. А непосредственно перед утренником необходимо проверить количество стульев, наличие атрибутов,   реквизита.

   Надо учитывать, что ошибка – непременное условие дальнейшего развития. Важно сделать выводы из нее и идти дальше.

Как одеть ребенка на утренник

Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант-  чешки, балетки. Эта же обувь подходит для праздников. Конечно, если это будет литературная викторина, драматический спектакль, обувь может быть другая. Но, в любом случае детская обувь не должна быть на каблуках или платформе.

Ни у кого – ни у воспитателей, ни у родителей не возникает вопрос, почему в хореографических кружках дети занимаются в балетках.  В театре в голову не приходит сопоставлять парадный костюм короля, изящное платье принцессы с их обувью. Мы воспринимаем действие в целостно: музыка. Танец, пластика, которая в другой обуви была бы невозможна. Так движения в танце будут изящны, легки, естественны только в подобающей обуви.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители чересчур увлекаются выделить своего ребенка: покупают великолепные, длинные, пышные платья девочкам, фраки мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут себя чувствовать некомфортно. Очень дорогие и вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.

Педагоги заранее предупреждают родителей каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм «Человека- паука» или «Бэтмена», который купили к новогоднему представлению нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого- «Золушка на балу» или «Снежная королева».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя

Основные задачи и их решение в работе с воспитателем....

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Для гармоничного развития ребенка в ДС желательна совместная работа воспитателя и музыкального руководителя....

«Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя»

Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников....

Роль музыкальной деятельности в вопросе реализации требований ФГОС в области социально-коммуникативного развития детей на примере совместной работы музыкального руководителя и воспитателя над постановкой детской оперы

В настоящей статье рассматривается роль музыкальной деятельности в области социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет и делается акцент на развитии эмоционального интеллекта, являющегося опреде...

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя

Необходимость совместного, творческого  подхода  к музыкальным занятиям  воспитателя и музыкального  руководителя....

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих  техно...