Главные вкладки

    Роль музыкальной деятельности в вопросе реализации требований ФГОС в области социально-коммуникативного развития детей на примере совместной работы музыкального руководителя и воспитателя над постановкой детской оперы
    статья (старшая, подготовительная группа) на тему

    Балюта Галина Михайловна

    В настоящей статье рассматривается роль музыкальной деятельности в области социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет и делается акцент на развитии эмоционального интеллекта, являющегося определяющей способностью для комфортного самоощущения в социуме, а также для успешного формирования коммуникабельности ребенка. Вместе с тем в статье подчеркнуто значение музыкальной деятельности для расширения образовательного воздействия в других областях: познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. В этой связи поднимается вопрос эффективного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя и намечаются пути реализации этого взаимодействия. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_muzykalnoy_deyatelnosti.rar28.94 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Роль музыкальной деятельности в вопросе реализации требований ФГОС в области социально-коммуникативного развития детей на примере совместной работы музыкального руководителя и

    воспитателя над постановкой детской оперы

    Авторы Балюта Галина Михайловна, музыкальный руководитель и

    Ширшова Ольга Михайловна, воспитатель

    ГБОУ СОШ № 2017 г. Москвы, дошкольное отделение

    Первоочередной задачей федерального государственного образовательного стандарта наряду с охраной физического и психического здоровья детей является укрепление их эмоционального благополучия. Вместе с тем ставится задача формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных и других качеств. Знакомясь с требованиями к Программе дошкольного образования на основе Стандарта, можно отметить, что наиболее приоритетным становится социально-коммуникативное развитие детей, которое направлено на создание условий для присвоения ими норм и ценностей общества  и предполагает развитие у них эмоционального интеллекта.

    Смысловое содержание понятия эмоциональный интеллект состоит в умении человека понимать и выражать свои чувства, а также понимать и вызывать чувства других людей. Несмотря на то, что между эмоциями как проявлениями душевной жизни и интеллектом нет знака равенства, однако управление эмоциями на сознательном уровне является вполне  интеллектуальной деятельностью. Основными функциями эмоционального интеллекта являются защита от стрессов и адаптация к изменяющимся условиям жизни.

    На основании исследований психологов установлено, что дети, не обладающие эмоциональным интеллектом, постоянно находятся в состоянии тревожности и эмоциональной неудовлетворенности, потому что, не умея «считывать» эмоции других людей, а также адекватно выражать собственные, они фактически не понимают, что происходит в межличностном общении. Дети с подобными особенностями, как правило, попадают в социальную изоляцию.

    А между тем, в соответствии с ФГОС к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся в частности такие характеристики развития ребёнка как установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, наличие чувства собственного достоинства; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стремление разрешать конфликты. Надо понимать, что без развития эмоционального интеллекта подобные ориентиры могут оказаться недостижимыми.

    Следует отметить, что в современном обществе, где все большее распространение получают идеи так называемого позитивного мышления, выражение негативных эмоций является предосудительным. Нетерпимость к их проявлению отмечается, в том числе, и по отношению к детям. Поскольку предпочитаемым чувством считается радость, поэтому взрослые стимулируют ее проявление, любым способом стараясь переключить ребенка с неприятных переживаний. Таким образом, истинные чувства ребенка остаются нераспознанными: его эмоции не находят отклика, его переживания не вербализуются. Это негативно сказывается на формировании эмоционального интеллекта ребенка. При подобных социальных обстоятельствах тем большее значение приобретает наличие соответствующих требований как к  структуре Программы, включающей ее содержание, так  и к психолого-педагогическим условиям ее реализации, которые предполагают поддержку родителей не только в воспитании детей, но и в охране и укреплении их здоровья.

    В соответствии с требованиями к структуре Программы она должна быть  направлена на создание условий развития с возможностями позитивной социализации ребёнка и его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Однако как позитивная социализация, так и личностное развитие невозможны без эмоционального интеллекта, сформированного в достаточной степени.  Из всех соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности наиболее доступной и оказывающей наибольшее влияние на формирование эмоционального интеллекта является музыкальная  деятельность. В качестве примера предлагаем рассмотреть работу над постановкой оперы М. Красева «Муха-Цокотуха» в группе детей 5-6 лет.

              Как показывает практический опыт, к шестилетнему возрасту почти все дети, так или иначе, знакомятся со сказкой К. Чуковского «Муха-Цокотуха»: одним ее читали взрослые, другие слушали аудиозапись, а кто-то смотрел мультфильм. Несмотря на яркие впечатления, получаемые в процессе знакомства с этой сказкой, участие в театрализации оказывает на детей несравненно большее воздействие с точки зрения дифференциации эмоций персонажей, а также благодаря бессознательной проработке собственных эмоций в ходе игрового действия.

              Все эмоции персонажей оперы очень точно передаются талантливой музыкой М. Красева, характеры героев также находят поддержку в образном музыкальном материале. Это в свою очередь  способствует наиболее эффективному решению аудиальных и артикуляционных образовательных задач, ведь, как известно, именно способность к восприятию на слух, равно как и способность к ясному выражению собственных мыслей и чувств, является решающим условием успешного коммуницирования.  

              В процессе постановки оперы в безопасной ситуации игры дети соприкоснулись с переживаниями героев и научились дифференцировать их, а также научились называть эти переживания словами. Все это – этапы формирования эмоционального интеллекта.

              Так уже в результате восприятия и обсуждения музыкального материала, ребята сошлись во мнении, что, найдя денежку, Муха-Цокотуха испытала сначала удивление, а потом радость. Из содержания ее первой арии благодаря целенаправленным образовательным действиям музыкального руководителя и воспитателя дети догадались, что Муха-Цокотуха захотела поделиться своей радостью с другими и поэтому пригласила гостей. Вся последующая ситуация  – приход в гости и прием гостей – является социально-коммуникативным действием в чистом виде.

              Каждый ребенок, посещающий детский сад, из личного опыта знаком с ситуацией, когда он сидит за обеденным столом, а за ним ухаживает другой человек. В то же время обратная ситуация, когда ему, ребенку предстоит поухаживать за другим человеком, чаще всего находится в зоне его ближайшего развития, т.к. осуществляется детьми только с участием взрослых. Таким образом, в ходе постановки оперы нами были созданы условия для развивающего образования в частности, когда Муха-Цокотуха принимает гостей, рассаживает их за стол, заботится о них, беспокоится о том, все ли им нравится. Гости же в соответствии с сюжетом должны в свою очередь откликнуться на заботу хозяйки и в эмоционально окрашенных словах выразить свою благодарность: «Очаровательно! Замечательно! Чудесно! Прелестно!» В обыгрывании сюжета у детей формировалось ролевое поведение с использованием разнообразных средств беспредметного игрового действия, таких как интонация, мимика, изобразительные действия. Особенно ценным является то, что в подобной работе, которую дети воспринимали как игру, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях происходило в конструктивной и понятной детям форме. Так при постановке оперы дети опробовали не только основные правила вежливого общения, а  в частности и правила этикета за столом.

              Также следует упомянуть о том, что в сцене пленения Мухи Пауком нами был сделан акцент на развитии инициативности детей в ситуации опасности: по сюжету Муха взывает о помощи, и в ответ на это появляется Комар, который становится ее спасителем.

              Общеизвестно, что в опере, как и в сказке К. Чуковского Комар справляется со злом путем отрубания головы Пауку-злодею, т.е. он злом отвечает на зло. Нам виделось важным обсудить с детьми наличие другой модели поведения – ведение переговоров. И, несмотря на то, что, выражаясь образно,  слишком рано ждать быстрых всходов, мы сделали то, что зависело именно от нас: посеяли семена  стремления к цивилизованному способу разрешения конфликта.

              В то же время действия по сюжету имели огромное значение для отыгрывания детьми сдерживаемых эмоций: с видимым удовольствием, визжа и прячась, гости Мухи-Цокотухи выражали свой страх. Исполнитель роли Паука с наслаждением разыгрывал гибель: психоаналитик увидел бы в этом, как вариант, отыгрывание бессознательного чувства вины. Вместе с тем в упомянутых действиях кроме отыгрывания присутствовала психическая работа  более высокого порядка – вербализация: все чувства персонажей назывались своими именами, а действия обсуждались. В результате эмоции детей приходили в баланс.

              Таким образом, при постановке оперы дети не только познакомились с названием ряда эмоций, чувств, черт характера, но также изобразили персонажей, наделенных этими чувствами и характерами. Так Муха-Цокотуха предстала не только заботливой хозяйкой, а и восторженной натурой в те  моменты, когда она восхищалась подарками гостей, хвалила их и благодарила за них. Пчелка и Блошка – добрые подруги, Бабочка – обладательница легкого характера и затейница. Таракан – вежливый обладатель хороших манер, осторожный и вкрадчивый. Паук – злой агрессор. Другие гости – маленькие пугливые насекомые. В финале каждый персонаж независимо от своего характера показал готовность и способность подчиниться общему настроению и объединиться с другими участниками, в данном случае в ситуации всеобщего веселья.

              В настоящей статье нами была рассмотрена роль музыкальной деятельности в области социально-коммуникативного развития детей. В то же время трудно переоценить значение музыкальной деятельности для развития детей и в других образовательных областях: познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. В этой связи принципиальное значение приобретает характер взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Только согласованное взаимодействие обоих педагогов может способствовать успеху в решении образовательных задач. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели. Воспитатель же, пребывая с детьми в постоянном контакте,  имеет возможность найти наиболее продуктивное время и наилучшую вероятность для интеграции музыкальной деятельности в режимные моменты. К тому же знание воспитателем семей и особенностей семейного воспитания детей является незаменимым ресурсом в создании развивающей образовательной среды. Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя многократно увеличивает возможности развития личности, мотивации и способностей детей, как в режимных моментах, так и в различных видах деятельности в каждой из образовательных областей, которые в соответствии с ФГОС определяет Программа.

                         

             

             

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови

    структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федера...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

    Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

    Презентация на тему"Индивидуализация в образовательной музыкальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

    Построение образовательной музыкальной деятельности  строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. При котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образов...

    Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

    Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

    Рабочая программа "Музыкальная деятельность"средняя группа 2018-19 гг." Образовательная область" "Художественно-эстетическое развитие"

    Программа ориентирована на формирование музыкальности ребенка. И предусматривает совершенствование музыкально- образовательной работы с детьми дошкольного возраста....

    Рабочая программа "Музыкальная деятельность"старшая группа 2018-19 гг." Образовательная область" "Художественно-эстетическое развитие"

    Программа ориентирована на формирование музыкальности ребенка. И предусматривает совершенствование музыкально- образовательной работы с детьми дошкольного возраста....