Психолого-педагогическая поддержка детей применительно к новым условиям образования в области "Музыка".
статья на тему

Минеева Татьяна Сергеевна

В статье раскрываются принципы психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста. Описывается модель музыкально-образовательного процесса с их учетом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_moskovskoy_oblasti.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическая поддержка детей применительно к новым условиям дошкольного образования в области «Музыка»

 

Минеева Т.С.

музыкальный руководитель

МДОУ детский сад №5 «Одуванчик»

С. Ашитково, Воскресенского р-на

Московской области

 

 

 

 

2013 год

Содержание

  1. Понятие психолого-педагогической поддержки……………..…………..3
  2. Модель организации музыкально-образовательного процесса…..……..5
  3. Примерные конспекты музыкальных игр, моделей импровизаций осуществляющих психолого-педагогическую поддержку в области «Музыка»…………………………………………………………...………8

     Литература

     Приложение

     Звуковое приложение


Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;
  • Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.
  • Психологическая среда не должна нести в себе влияние и давление.
  • Позиция педагога должна позволять ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
  • Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  • Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
  • Позиция педагога в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Метод психолого-педагогической поддержки требует от нас не столько воздействия на ребенка, сколько взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Одним из  важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребенка. Как же сформировать личность для дальнейшей успешной жизнедеятельности? Одним из средств является музыка.

Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Научные исследования музыки и ее влияния на человека существуют сегодня  в мире как взаимосвязанные изыскания психологии, биологии,  медицины, образования, музыкальной терапии с использованием новейших компьютерных техник. Это междисциплинарное изучение музыки, которое дает плодоносные результаты.  

Так, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие всех систем, ответственных  за движение, мышление, память, познание, мотивацию и др.  Музыкальные занятия повышают  успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, координацию движений, улучшают пространственно-временные представления.

Ученые считают, что музыку следует признать самой лучшей тренировкой для клеток мозга, потому кА, вся кора активна во время исполнения музыки, а значит,  активен весь человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки сегодня так же актуально, как и обучение музыке как таковой.


 Модель организации музыкально-образовательного процесса.

Теперь рассмотрим некоторые описанные выше принципы психолого-педагогической поддержки применительно к области «Музыка».

  •  Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;

Любой ребенок, придя в музыкальный зал, увидев бубен или другой музыкальный инструмент, обязательно возьмет его в руки и начнет изучать: греметь, звенеть  и т.п. Потом начнет бегать, что-нибудь напевая или выкрикивая. Это будет доставлять ему несомненное удовольствие. К сожалению, большинство педагогов, воспитателей и музыкантов, грубо одергивают при таких проявлениях детей,  усаживают на стульчики и заставляют долго и нудно беседовать о музыке (очень часто совсем маленьких детей). В своей работе я  стараюсь не идти наперекор  естественному развитию детей. Берем тот же бубен, и начинаем с ним ИГРАТЬ, например, дети шагают в рассыпную и бегают, в зависимости от характера звучания бубна, а педагог, а на последующих занятиях, один из детей, сопровождают игру такими словами: «Дзинь-бум, дзинь-бум, бубен нам устроил шум, то идем шажком, то бежим бегом».  

Дети неутомимые исследователи и экспериментаторы. С малышами начинаем исследовать свое тело в игре «Части тела». Под музыку показываем нос, ушки и т.п. (показывать каждую часть тела нужно так долго, как звучит нота, это хорошо слышно).

  • Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.

Мы не требуем от детей больше того, что они могут в силу своих возрастных и личностных особенностей. Если малыш 3-4 лет может воспринять музыку вне игры, просто слушая сидя не более 15-20 секунд, то мы не удерживаем его более, все остальное восприятие у него происходит во время движения, в игре. У детей же подготовительной группы восприятие музыки становится более тонким, целостным, осознанным. У них уже, чаще всего, сформирована потребность в музыке.  В этом возрасте мы переходим от двигательного восприятия к специально организованному слушанию небольших инструментальных произведений.

Очень помогает нам в работе проявлять те личностные достижения, о которых мы говорим, озвучивание с помощью инструментов и обыгрывание с помощью жестов и мимики стихов. В таких небольших сценках-зарисовках очень ярко становится видно каждого ребенка.

  • Психологическая среда не должна нести в себе влияние и давление.

К сожалению, психологическая среда в ДОУ не может не нести влияния и давления на ребенка. Как бы ни старались педагоги, избежать этого не получается, поскольку здесь на первое место «выходит» «человеческий фактор». Наша работа построена так, что на 25 человек детей, приходится один воспитатель, который не в состоянии, удовлетворить все психологические потребности детей.

Мы на своих занятиях стараемся снять ту, психологическую напряженность, которая возникает у детей.

С помощью музыкальных инструментов, которые я стараюсь широко использовать во всех видах музыкальной деятельности, кто-то из детей выплескивает свою чрезмерную активность, кто-то наоборот, раскрывается, становится свободным. Опыт музицирования, небольшого, элементарного, часто становится решающим фактором для дальнейшего самоопределения человека. Известна китайская мудрость: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».  Ритмическая игра с бубном.

  •  Позиция педагога должна позволять ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.

Как ребенок может оценить свое положение в детском саду?  Маленькие дети основывают ощущение себя («я – хороший», «я – плохой») на отношении к ним взрослого, исходя из него. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожными в своих суждениях, высказываниях о конкретном ребенке, чаще использовать, так называемые «Я-сообщения» («Мне очень жаль, что произошло так…», «Я думаю, что ты не специально…»

Помочь ребенку оценить себя в саду мне помогают музыкальные коммуникативные игры, которые я использую для создания хорошего настроения, эмоционально-благоприятного климата в группе.  Музыка в них чаще всего состоит из двух частей, попутно мы решаем и образовательные задачи, как то: ощущение метрической пульсации, освоение различных ритмических рисунков, всевозможные перестроения в пространстве.

  • Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

Это один из наиболее сложных принципов для реализации в ДОУ, так как все же многие педагоги, руководствуют принципом: «Я - взрослый, я - лучше знаю,  смотри на меня и делай, как я!» При этом совершенно не учитывается то, что происходит у душе у ребенка.  

Что бы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию, мне приходят на помощь игры со звуками.  Игры со звуками – это полет фантазии, радость от того, что ты можешь быть таким, как ты хочешь, что тебя не оценивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал; это творческое исследование. Главная ценность этих игр – самовыражение, в  увлекательной форме дети идут к импровизации. Предлагаю детям найти разные звуки, которые можно извлечь из инструмента; «будь дирижером» (покажи музыкантам, чтобы они поняли, как им играть – громко, тихо, медленно, быстро). Подбираем музыкальные инструменты, чтобы сыграть музыку дождя, ежика, медведя и т.п.


Примерные конспекты музыкальных игр, модели импровизаций.

  1. Игра «Части тела». Трек №3.

1 вариант (для малышей).

I часть. Дети стоят в кругу, держатся за руки, идут по кругу, хлопают в ладоши.

II часть. Педагог  дотрагивается до различных частей лица и тела, в каждом проведении добавляя новое.

В последнем проведении привычную последовательность можно изменить.

2 вариант. «Движение с замиранием. Позы».

I часть. Бег в рассыпную, хлопают в ладоши, кружатся по одному.

II часть. Замирают, меняя позу на каждый звук.

  1. Стихи для обыгрывания.

Для малышей.

Вышли мышки как-то раз поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон. Бом, бом, бом, бом, бом, бом, бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

Игра – диалог.

Дети распределяются парами и становятся лицом друг к другу, договариваются, кто начинает, а кто отвечает

Тра-та-та, тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота-котовича?

За Петра-петровича?

Он усат, полосат, в ушах кисточки висят,

Ну, не кот, а просто клад!

Вторую часть потешки дети исполняют вместе., показывают, какой кот усатый и полосатый, в конце дети обнимаются и выставляют ногу на каблук (на слово «клад»).

Для детей старшего возраста.

Речевая игра с музыкальными инструментами. («Зимняя дорожка»)

Дети сидят в кругу, у всех в руках музыкальные инструменты.

Произносят текст стихотворения, озвучивая его музыкальными инструментами.

Едем, едем, на лошадке, по лесной дорожке гладкой,

Скок, скок, скок, скок, скок, скок!

Санки скрипят, колокольчики звенят

Едем, едем, на лошадке, по лесной дорожке гладкой,

Скок, скок, скок, скок, скок, скок!

Санки скрипят, колокольчики звенят

Дятел на ветке клювом стучит,

Холод стужа, снег летит.

(далее повторяется весь предыдущий текст)

Белка на елке орешки всё грызет. Цок, цок.

Лисичка зайчишку в сугробу стережет.

Ехали мы ехали, наконец доехали

С горки: «Ух!» В ямку «Бух!»

Приехали!

Используемые муз. инструменты: бубенчики, маракасы, рубель, металлофон, бубен и т.п.

  1. Ритмическая игра с бубном. Трек № 6.

Детям нужно объяснить, что с бубном можно играть, как с игрушкой. Игра проводится по типу эхо. Все стоят в кругу, держатся за руки.

На I часть музыки легко бегут по кругу.

На II часть музыки, тот у кого бубен показывает какое-либо ритмическое движение, действие, все повторяют. Далее бубен переходит к следующему.

Ритмическая игра с палочками. Трек №4.  У всех детей в руках палочки от ксилофона.

Игра выполняется по показу педагога, который задает ритм и простейшие движения.

На вторую часть музыки – танец в образах, подсказанных педагогом (змейки, кружочки, облачки, бабочки, гусеницы).

 

  1. Музыкальные коммуникативные игры.

Игра с пением. Старший возраст.

Все идут по кругу друг за другом и поют, сопровождая пение щелчками пальцев или хлопками в ладоши.  В центре круга двигается ведущий в обратную сторону.

Se res ponde, se res ponde, se res ponde, re - se- se!

Потом Ведущий поет и здоровается с тремя детьми: O – hay  - a! С четвертым здоровается и обнимается, меняется местами с ведущим.

2 вариант:

Все двигаются в рассыпную и поют, на припев здороваются , потряхивая руку, с четвертым обнимаются.

Игра с перестроениями. Трек №10.

На I часть музыки дети танцуют в рассыпную с маленькими маракасами,

На II часть музыки выстраивают, так задает ведущий. (Круг, парами, две колонны, 4 круга, две шеренги, две колонны парами, диагональ). Все фигуры я предварительно рисую на листах формата А4.

Игра со шляпами. Трек №16.

У каждого ребенка в руках одна палочка от ксилофона, на половину палочек одеваются шляпы.

I часть.  Все ходят, меняют друг с другом шляпами.

II часть. У кого оказываются шляпы, танцуют в них, остальные танцуют с палочками.

Игра продолжается дальше.

Игра «Приветствие». Трек №1.

1 вариант.

I часть. Все ходят врассыпную. В конце части каждый находит пару.

II часть. Хлопают друг с другом в ладоши: 3 раза – правой рукой, 3 раза – левой рукой, 3 раза – двумя, глядя в глаза прощаемся, машем рукой.

2 вариант.

I часть. Все ходят в рассыпную парами. Останавливаются пара напротив пары.

II часть. Хлопки: 3 – с партнером напротив;

3 – с партнером наискосок;

3 – со своим партнером;

3 – с партнером напротив.

Последний становится новым партнером.

 


Литература

  1. Власова О.В. Психолого-педагогическая поддержка развития ребенка в условиях обогащения предметно-развивающей среды.- Электронный ресурс: http://nsportal.ru/detskii-sad/blog/seminar-praktikum-psikhologo-pedagogicheskaya-podderzhka-razvitiya-rebenka-v-uslovi 
  2. Жаворонкова О.М. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ.- Электронная газета «Интерактивное образование»/Дошкольная академия/№38 от дек. 2011.- http://io.nios.ru/index.php?rel=38&point=13&art=1489 

.     Комиссарова Л.Н., Кузнецова Г.В. Ребенок в мире музыки: пособие для музыкальных руководителей детского сада. –  М.: Школьная Пресса, 2006.

3.     Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11.

4.     Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5.     Торяник Т. Воспитатель и музыкальный руководитель. Теория и практика педагогического взаимодействия// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.

     6.  Тютюнникова Т.Э. БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками: метод. пособие. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2003

     7.   Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом. Методика начального музыкального воспитания: метод.  пособие. СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2008

     8. .  Тютюнникова Т.Э. сундучок с бирюльками. Музыкальные игры для детей: метод. пособие. -  М., 2010.


Приложение

Список треков к звуковому приложению.

№1. Indo eu (Португалия)                                                              2:06

№2 Семь прыжков (Дания)                                                           2:48

№3 Игра с палочками (Австрийская полька)                              2:12

№4 Черкессия (Израиль)                                                               2:54

№5 Патер из Сан-Франциско                                                        3:39

№6 Игра со шляпами                                                                      2:34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Предназначена для  повышения компетентности педагогов в рамках работы ОЭР...

Опыт реализации консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей получающих дошкольное образование в семье.

Опыт реализации консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей получающих дошкольное образование в семье. Семейное образование в РФ определяется статьей 17 ФЗ РФ об образовании в...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

В статье представлены формы взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...