Развитие слухового восприятия
материал (младшая группа) на тему

Рудыка Татьяна Николаевна

Развитие слухового восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slukhovogo_vospriyatiya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия, внимания и памяти детей третьего года жизни. (Месяц Январь)

«Длинные – короткие дорожки»

Чему учится ребенок: слышать и называть долгие и короткие звуки; осуществлять показ долготы звука рукой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные «длинная», «короткая», «долгий», «короткий».

Оснащение: губная гармошка.

Ход игры: покажите ребенку губную гармошку. Скажите: «Это губная гармошка. Она играет так» (поиграйте на гармошке).

Прочтите стихотворение:

Я гуляю по дорожке,

Я играю на гармошке.

Длинную дорожку

Играй, моя гармошка!      (издайте долгий звук и показывайте рукой длинную

        дорожку, ребенок присоединяется)

Прочтите:

Короткая дорожка –

И замолчит гармошка.        ( издайте короткий звук и показывайте рукой

        короткую дорожку, ребенок присоединяется)

«Считаем пуговки»

Чему учится ребенок: различать темп звучания, выполнять соответствующие движения быстро - медленно;  понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»;  понимать и употреблять глаголы «снимает», «надевает», «считает».

Оснащение: карточка с изображением кофточки с нашитыми пуговицами.

Ход игры: дайте ребенку карточку с изображением кофточки с нашитыми пуговицами.

Прочтите рифмовку:

Маша кофту надевает,

Очень медленно считает:        (пуговки перебираете)

Вот пуговка,        (на слово «вот» ударяете молоточком по

Вот пуговка,        металлофону, ребенок соответственно

Вот пуговка,        ударам показывает пальчиком пуговки

Вот пуговка!        на изображении кофточки)

Быстро кофточку снимает,        (быстро проводите молоточком по

Пуговки не считает.        металлофону, ребенок проводит паль-

        чиком по пуговицам)

«Как скрипит снежок»

Чему учится ребенок: различать ритм неречевых звуков; соотносить его с определенным игровым образом; понимать и употреблять в речи прилагательные «большие», «маленькие»; понимать и употреблять в речи глагольную форму «скрипит»; строить фразу типа объект + предикат: «снег скрипит».

Ход игры: игру проводите на прогулке в зимнее время года. Ребенок должен находиться около вас. Прочтите стихотворение:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Почему улица белая?

Это снег сделал улицу белой.

Снег скрипит под ногами.        (идите по снегу)

Идут по дороге

Большие ноги.        (идите медленно, тяжело)

Бегут по дорожке

Маленькие ножки.        (идите быстро, легко)

Глазки закрывайте,

Ну-ка, угадайте:

Какие ноги идут по дороге?                (идите по снегу быстро или медленно,

         ребенок называет, какие ноги идут по

                дороге)

«Что надела Маша?»

Чему учится ребенок: по шуршанию различать разные ткани; знать зимнюю одежду (куртка, свитер); понимать и употреблять в речи глагольную форму «шуршит», прилагательные «теплый», «теплая».

Оснащение: зимняя одежда (куртка, свитер).

Ход игры: скажите:

Зима. На дворе мороз.

Маша собирается на прогулку.

У Маши теплая куртка.        (возьмите куртку и встряхните ее)

Вот как она шуршит.

У Маши теплый свитер.        (пошуршите свитером)

Ну-ка, глазки закрывайте,

Что на Маше угадайте.

Попросите ребенка закрыть глаза и пошуршите курткой или свитером. Ребенок угадывает по звуку, чем вы шуршите, открывает глаза и показывает на ту или другую вещь, называя ее.

«Дорожки»

Чему учится ребенок: развивать речевой слух: различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом; понимать и употреблять прилагательные «длинная2, «короткая».

Оснащение: картинка с изображением детей, бегущих к маме по длинной и короткой дорожкам.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

Снег, снег кружится,

Замело всю улицу.

Мы метелочку возьмем

И дорожку разметем.

Побежали по дорожке,

Ох, устали наши ножки.

Вот какая длинная дорожка:

А-а-а-а-а.        (произносите звук «а» долго и проводите

        пальцем по длинной дорожке)

При повторении ребенок присоединяется к долгому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением длинной дорожки. Спросите ребенка:

Какая дорожка? – Длинная!

Побежали по дорожке,

Не устали наши ножки.

Короткая дорожка. А-а        (произносите звук «а» коротко и одновремен-

        но проводите пальцем по короткой дорожке)

При повторении ребенок присоединяется к короткому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением короткой дорожки. Спросите:

Какая дорожка? – Короткая!

Игра повторяется 2-3 раза, малыш определяет по длине звука длину дорожки и соответственно на вопрос: «Какая дорожка?» отвечает: «Длинная» или «Короткая».

«Одеваем куклу на прогулку»

Чему учится ребенок: развивать речевой слух; понимать и употреблять слова, обозначающие зимнюю одежду.

Оснащение: кукла и набор зимней одежды по ее размеру.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

На дворе большой мороз.

Отморозит кукла нос.

Теплый шарфик нужен ей,        (одеваем куклу)

Чтоб укрыться потеплей.

Кукле будет тепло!

Теплая одежда.

Это одежда.        (найдите на картинке свитер, штаны,

        шубку и т. д.)

«На горе»

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «ух-бух», сопровождать их соответствующими движениями; понимать и использовать в речи предложные конструкции «с горки», «на горку», слышать речевую интонацию, с которой произносится слово «ух», произносить слово «ух» с разной интонацией.

Оснащение: сюжетная картинка «Катание с горы».

Ход игры: покажите сюжетную картинку «Катание с горы». Прочтиете стихотворение:

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто подальше, кто поближе,

Кто повыше, кто пониже.

С горки – ух!        (интонация веселья)

На горку – ух!        (интонация усталости)

Бух! – упали.

Прочтите следующий текст:

Дети забираются на горку.

Устали: «Ух»!

Детки едут с горки.

Быстро: «Ух»!

Упали в снег: «Бух!»

Будем играть.

Забрались на горку.        (идите высоким шагом)

Устали: «Ух!»

Поехали с горки: «Ух!»

Упали: «Бух!»

Спросите ребенка: «Что делают детки?» Произнесите: «Ух!» с интонацией удовольствия. Прочтите:

Дети едут на саночках.

Что случилось? «Бух!»        (ребенок «падает»)

Вставайте, отряхните одежду.

Полезем на горку.        (игра повторяется)

«Одеваем кукол на прогулку»

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «шапка – шубка», «Машутка – Мишутка»; выполнять задания взрослого в соответствии с различными словами; понимать и использовать в речи слова, обозначающие предметы зимней одежды.

Оснащение: картинка с изображением кукол и зимней одежды.

Ход игры: скажите6 «У нас в гостях куклы: Машутка (покажите на рисунке  изображение  куклы  в платье), Мишутка (покажите изображение куклы-мальчика в свитере, штанишках)». Спросите: «Как зовут эту куклу?» (покажите на куклу-девочку), «Как зовут эту куклу?» (покажите на изображение куклы-мальчика). Скажите: «Куклы собираются на прогулку. Поможем им одеться». Прочтите рифмовку:

Надеваем шапки, шубки

На Машутку, на Мишутку.

Попросите ребенка показать пальчиком, какой кукле следует одеть тот или иной предмет одежды. Воскликните: «Теперь куклы не замерзнут! На них теплая одежда!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по теме: "Животные"

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией  Тема занятия:   "Животные"(различение звукоподража...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие слухового восприятия.

Сенсорное развитие детей раннего возраста.Развитие слухового восприятия.Тема: «Что за звук?»Задачи: Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы....

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук.

картотека игр на развитие слухового восприятия, артикуляционного аппарата, речевого дыхания , на развитие темпа речи и громкости голоса, а так же на развитие мелкой моторики рук....