Перспективные планы
методическая разработка

Насретденова Вария Рухелбаяновна

Перспективные планы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnye_plany.docx72.95 КБ

Предварительный просмотр:

  ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ  В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ОБУЧЕНИЯ

(старшая группа)

Месяц

Ознакомление детей с бытом и традициями русского народа

Ознакомление детей с бытом и традициями коренного населения Севера

Ознакомление детей с бытом и традициями татарского народа

Сентябрь

Тема «Я познаю Родину»

Задачи: формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа; формирование нравственности, уважение и бережного отношения к традициям предков; первоначальное знакомство с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями, воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному.

Тема «Коренные жители ХМАО-Югра – ханты и манси».

Задачи: дать представление о коренных жителях ХМАО-Югры – ханты и манси; обогатить представления детей о людях разных национальностей.

Занятие «Ознакомление детей с татарским народным творчеством (сказки, фольклор, половицы)»

Октябрь

 Тема «Наша Родина – Россия»

Задачи:  воспитывать в детях любовь

к своей Родине – России, интерес к народному искусству; закрепить знание детей о народно-прикладном искусстве; вызвать в них чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свои народ.

Тема «Что такое музей?»

Задачи:

дать представление о доме, в котором живут только вещи, имя которому – музей; подготовить детей к экскурсии в «Этнографический музейный комплекс имени Т.Д.Шуваева

Занятие «Рассказ детям о народных традициях «Сабантуй», «Каз омже».

Вне занятий по подгруппам: разучивание песен и стихов о Родине.

Ноябрь

Тема «Экскурсия в  музей «История русского быта»

Задачи:

дать представление о  музее как о хранилище истории русского народа, познакомить с бытом русского народа, с устройством избы, редкими экспонатами.

Тема «Экскурсия в этнографический музейный комплекс имени Т.Д.Шуваева.

Задачи: познакомить  с залами  этнографического музейного комплекса имени Т.Д.Шуваева:  залом природы, залом истории, художественным залом.

Занятие «Татарская кухня»

Подготовка воспитателя к работе: изучение особенностей народного искусства, подбор изделий и иллюстраций.

Декабрь

Тема «Новый год у ворот»

Задачи: познакомить детей с традицией празднования Нового года, с основными особенностями этой традиции.

Тема «Дружная семья»

Задачи:

дать понятие о хантыйской семье, показать быт семьи в прошлом и настоящем.

Отбор элементов татарского орнамента с учетом возрастных возможностей детей 5-6 лет.

Создание вариативных образцов (рисование, аппликация).

Январь

Тема «Как строили русскую избу»

Задачи:

познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой»; уточнить представления о природных богатствах своего края, о продуктах питания, предметах быта;

упражнять в использовании основных приемов лепки: раскатывание прямое и круговое, вдавливание, оттягивание, прищипывание, сглаживание; стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками.

Тема «Основное жилище – чум»

Задачи:

сформировать представление детей о жилых постройках северных народов;

показать последовательность установки чума, особенности его конструкции.

Тема «Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством»

Задачи: познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейки, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак). Вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, разнообразию  орнаментального оформления,  красочности. Воспитывать чувства дружбы к народам, живущим в России.

Экскурсия в музей татарской культуры – рассматривание образцов татарского народного искусства.

Февраль

Тема «Широкая масленица»

Задачи:

дать представление о самом веселом предвесеннем празднике – масленице, о том, что праздник длится целую неделю, что заканчивается сожжением чучела масленицы; рассказать, что обязательное лакомство на масленицу – блины.

Тема «Как люди изготовляли берестяную посуду»

Задачи:

познакомить детей с историей появления посуды у народов ханты и манси; дать понятие о бересте, познакомить с ее свойствами.

Вне занятий: беседа об орнаментальном творчестве татар.

Вне занятий: ознакомление с аппликациями, выполненными по татарским мотивам.

Март

Тема «Щи да каша – пища наша»

Задачи:

познакомить с традицией «гостеприимство», дать представление о традиционной русской пище (щи, каша, блины)

Тема «Экскурсия в «Этнографический музейный комплекс имени Т.Д.Шуваева»

Задачи:

закрепить знания детей о берестяной посуде, рассмотреть редкие экспонаты.

Занятие «Вырезание  элемента узора «тюльпан» и составление аппликационной композиции для украшения края полотенца».

Занятие «Рисование «Украшение полотенца».

Апрель

Тема «Старинные предметы быта (сундук, полати, чугун, деревянные ложки).

Задачи:

познакомить с предметами быта русского народа, воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям.

Тема «Рыболовство»

Задачи:

продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов ХМАО-Югра, познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – рыболовством.

Занятие «Украшение узором башмачка (аппликация, наклеивание одной формы на другую)».

Тема « Знакомство с народной сказкой «Три дочери» »

Задачи: воспитывать у детей интерес к изучению родного языка, вызывать желание заботится о близких людях и чувства любви к ним.

Вне занятий: чтение детям сказок «Шурале», «Волки и лиса».

Май

Тема «Мы  дружная семья» (итоговое)

Задачи:

обогащать представления детей о людях разных национальностей,  знания детей о нашей стране, округе, городе Нижневартовске; закрепить представления  о   разных    орнаментах; вызвать у детей чувство гордости за наш богатый Ханты-Мансийский  автономный округ - Югру, наш город; воспитывать интерес к  культуре, обычаям и традициям разных народов, доброжелательность и терпимость  к  людям разных национальностей, живущим в нашем городе; развивать   мышление, память, внимание.

Тема «Край мой родной, что я знаю о тебе?» (итоговое).

Задачи:

обобщить знания детей о жизни и быте коренных народов Севера.

Занятие «Лепка «Чак-чак» (татарское блюдо)»

Вне занятий: разучивание пляски.


Конспект занятия по теме «Я познаю Родину»

(старшая группа)

Задачи: формировать потребность детей к изучению обычаев и истории своего народа; формировать уважение и бережное отношение к традициям предков; познакомить с традициями русской избы, народной одеждой, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями; воспитывать художественный вкус, любовь к прекрасному.

Словарь: понева, кичка.

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Чтение отрывка из стихотворения В.Мухина «Не обижайте красоту».
  3. «Путешествие» по избе и рассказ воспитателя (отражается роль мужчины и женщины в семье).
  4. Сюрпризный момент.
  5. Хороводная игра.
  6. Пение колыбельной песни.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отравилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?

Дети: На машине, самолете, пароходе.

Воспитатель:Да, путешествовать можнопо-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наши воображение, смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки – это двери нашей машины времени. Закрыли двери – и отправились в путь.

(Педагог читает отрывок из стихотворения В. Мухина «Не обижайте красоту»).        

Великий дар – единожды родиться,

        Вздохнуть, раскрыть глаза,

        И на века

        Увиденному миру удивиться,

        Где дом и поле, роща и река…

Воспитатель: Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю. А в руках у меня маленькое чудо – это куколка, спеленатый ребенок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все еще впереди.

        Родился человек, у него есть родители – мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, неподалеку друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина – это место, которое когда–то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.

        Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет свои корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали ее частью, но и они часть рода – наши предки.

        Каждый человек является продолжателем рода, имеет своих предков. Вот и вы можете прославить своих предков добрыми делами или огорчить плохими поступками. Все в ваших руках. Продолжаем путешествие дальше.

        (Воспитатель открывает специальную книгу - макет)

Воспитатель: Перед нами русский дом. Знаете, как он называется?

Дети: Изба.

Воспитатель: А из какого материала он сделан?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Войдем в дом. Нас встречает хозяйка. На ней рубаха с клетчатой юбкой – поневой, пояс, на голове кичка. Давайте рассмотрим украшение на рубахе – вышивку, кружево. (Дети рассматривают костюм и отмечают узоры и место их расположения)

Воспитатель: Верно. И украшали по-своему, чтобы удивить, показать свое рукоделие. Правда, красиво?

        Давайте путешествовать дальше. Вот в доме в красном углу сидят хозяева. Посмотрите, что находится в красном углу?

Дети: Иконы.

Воспитатели: Красный угол – это помеченный угол дома. Под иконами сидел за столом хозяин или уважаемый гость. А какая мебель в избе и из чего она сделана?

Дети: Деревянные столы, лавки, сундуки.

Воспитатель: Правильно, ребята. Дерево, действительно, и обувало и одевало, и обеспечивало жильем и посудой,  и радовало детей игрушками.

(Сюрпризный момент: вносится деревянный короб с игрушкой «Трещоткой»)

Воспитатель: А у меня для вас сюрприз – деревянный короб. Что у меня там, хотите узнать? (Дети заглядывают в короб и вынимают игрушку)

Дети: Это трещотка – музыкальный инструмент.

Воспитатель: А еще это замечательная игрушка. Если её раскрыть, то что получится?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Верно. Скажите, а можно изобразить солнце не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов? Можно! Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод.   (Дети встают в круг)

Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друзьям. Название «ладошки» произошло от имени древних Богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли мир, любовь, гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить вместе. А теперь давайте поиграем.

(Любая хороводная игра)

Воспитатель: А помните, у меня был младенец? Прошло уже много времени и ему уже пора спать. А что делают, когда укачивают малыша?

Дети: Поют колыбельную.

Воспитатель: Вот и я сейчас спою колыбельную.

        Баю-баю-баюшок!

        Ложись, Маша на бочок,

        На пуховую кровать,

        Будет Маша крепко спать.

Уснула. Положу ее в колыбельку, а вам дам задание на дом. Узнаете, какие колыбельные пели вам, запомните, а завтра споете нам. А на сегодня наше путешествие закончилось.

Итог: Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что вы уже знали? Что понравилось?

Конспект занятия по теме «Наша Родина - Россия»

(старшая группа)

Задачи: закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве; вызвать в них чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ;воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, интерес к народному искусству.

Материал:иллюстрации с изображением природы России – леса, горы, моря и т.д.; иллюстрации красивых зданий, храмов; предметы народно - прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома; куклы в русских национальных костюмах.

Словарь: хохлома, дымковская  игрушка, матрешка, народно-прикладное искусство.

Методические приемы:

  1. Игровая ситуация.
  2. Беседа (о нашей стране, о ее богатствах).
  3. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.
  4. Игра «Угадай, что из чего сделано?»
  5. Игра «Подбери узор» (с разделением задания для мальчиков и девочек).
  6. Хоровод.
  7. Художественное слово.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам на занятия пришли ваши знакомые – это куклы Аленушка и Иванушка. Они принесли вам разные картинки, давайте их посмотрим. (Выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России, а также различных красивых зданий, например, Зимний дворец, Петродворец, Кижи и другие красивые здания, и храмы разных городов России).

- Что вы видите? (Дети перечисляют – лес, река, море, красивые дома, церкви и т.д.). Все это – страна, в которой мы живем. Как она называется? (Россия). Какая наша Родина? (Большая, красивая, богатая, сильная и т.д.)  И живут в этой стране очень талантливые люди. Аленушка и Иванушка принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Давайте их рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома)

- Что вы здесь видите? (Дети перечисляют)

- Все это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много - мало лет подряд. До сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.

- Все, что вы здесь видите, делают только в нашей стране – России. Когда в нашу страну приезжают люди из других стран, они обязательно, на память о России, покупают вот такие красивые сувениры. Вам нравятся эти предметы? (Ответы детей)

- Аленушка и Иванушка хотят загадать вам загадки об этих предметах. Попробуйте их отгадать.

- Это игрушка. Она сделана из глины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычен, это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. (Дымковская игрушка)

- Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева. Покрыт он золотой краской. А на золотом поле ярко-красные ягоды смородины, красивые  зеленые листочки и тонкая-тонкая травка с завитками. (Хохлома)

- Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная, в нее можно очень интересно играть – разложить, и сразу станет несколько кукол, сложи и снова будет одна кукла. (Матрешка)

(После каждого ответа воспитатель спрашивает, как дети догадались, что это тот или иной предмет)

- Ну, молодцы, все загадки отгадали. Аленушка и Иванушка принесли вам еще кое-что, посмотрите. Это дымковская барышня, но юбка у нее белая. А вот это крышка от хохломского столика. Вы видите, она золотистого цвета, но никаких узоров на ней нет. Сейчас вы будете русскими мастерами, вам нужно будет украсить юбку дымковской барышни и крышку хохломского столика, а для этого Аленушка и Иванушка принесли вам разные детали. (Детали лежат на большом подносе)

- Мальчики будут украшать крышку хохломского столика, а девочки – юбку дымковской барышни. Все детали лежат вместе, поэтому, когда будете выбирать, внимательно смотрите, какие из них подойдут к дымке, а какие к хохломе. Ведь дымковские игрушки и хохломские изделия украшаются по-разному.

(Дети выполняют задания, воспитатель помогает им советует, подсказывает, если дети затрудняются. Когда работа будет закончена, воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, исправляет, если будут допущены ошибки.)

- Вы славно потрудились, а сейчас мы отдохнем, вставайте в хоровод. Русские люди очень любят петь и водить хороводы. Возьмем в наш хоровод Аленушку и Иванушку. (Звучит грамзапись хоровода, который дети водили на музыкальном занятии. После хоровода дети садятся. )

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о России, о ее талантливых мастерах. О России написано много стихов, сложено много песен. Вот послушайте небольшое стихотворение М. Исаковского:

        Поезжай за море – океан,

        Надо всей землей пролети:

        Есть на свете различные страны,

        Но такой, как у нас, не найти

Итог: Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что вы уже знали? Что понравилось?

Конспект занятия по теме «Как строили русскую избу?»

(старшая группа)

Задачи: поддерживать интерес к добрым русским традициям; познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой»; уточнить представления о природных богатствах своего края, о продуктах питания, предметах быта; упражнять в использовании основных приемов лепки: раскатывание прямое и круговое, вдавливание, оттягивание, прищипывание, сглаживание; стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание помогать ближнему.

Материал:макет «Русская изба», иллюстрации к экспозиции «Русь», видеоматериал «Рубленая изба»,  пластилин, глина, стеки, подставки, салфетки.

Словарь: изба рубленая.

Методические приемы:

  1. Беседа с рассуждениями детей.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Знакомство с пословицей.
  4. Рассказы детей о богатствах природы России.
  5. Проблемный вопрос, рассуждения детей.
  6. Просмотр видеосюжета про строительство рубленой избы.
  7. Игра «Хозяин и хозяюшка» (дифференцированный подход в игре).
  8. Коллективная работа (интегрированный подход).

Ход  занятия.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о том, как жили люди в старину на Руси (Уточнить понятие Русь). О том, что в старину люди жили в домах, которые называли избами, знают даже маленькие дети. А уж вы – то, конечно, знаете. А откуда вы это узнали? (Рассуждения детей) Вот они – эти избы (Рассматривание иллюстраций, краткая беседа).

- А сегодня мы с вами вспомним, как русская изба строилась, давайте войдем в горницу, сядем поудобней, «посидим рядком, да поговорим ладком».

Когда–то давным-давно, когда на Руси и городов не было, нашего города – тоже. Шумели на земле русские дремучие леса.

А как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли? Водилось в тех лесах много зверей. Каких? Росло грибов видимо-невидимо, может и про грибы что-нибудь расскажете? А ягод?...И земляника, и черника, и брусника, и малина. В полноводных реках водилось много рыбы, люди старались строить свои жилища по берегам реки. Интересно, почему? А из чего они строили свои избы? Почему? (По ходу беседы дети дают ответы на вопросы воспитателю).

Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтобы и дети и внуки в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали березы, потому что она очень непрочная, быстро гниет. Липа – очень мягкая. Из нее игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную. Строили избы из сосны и ели. Из этих деревьев бревна очень прочные. Да, их тоже отбирали. Старое дерево, почему-то не брали. Как вы думаете, почему? (Рассуждения, предположения детей).

Вывод: Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать свой век спокойно.

Да и непрочно старое дерево, и молодые деревья тоже не трогали. Чем они не подходили? (Рассуждения, предположения детей: силы еще не успели набраться, непрочные)

- А рубят деревья зимой, в сильные морозы, потому что дерево в это время самое сухое. Интересно, почему? Вы что-нибудь о сокостоянии слышали? Кто может об этом рассказать?

- На Руси, в старину говорили, не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? (Потому что топор был единственным орудием труда для мастеров. Топором деревья рубили, сучья обрубали, кору стесывали и даже когда избу складывали, только топор и помогал)

- А рубить избу – дело не легкое. Одному не справится. Как же выходили из положения? Давайте посмотрим (просмотр видеосюжета: «Надумает мужик избу рубить, пойдет накануне по соседям, зайдет в их избу, поклонится хозяевам и скажет «Люди добрые, соседи любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра ко мне на помощь, избу рубить. А уж я вас и хлебом, и солью, и квасом угощу» На следующий день, чуть солнышко засветит, со всей деревни спешит народ на помощь к своему соседу, мужики брались за топоры, а женщины – за приготовление угощений. И не случайно на Руси помнят поговорку: «Кончил дело – гуляй смело». Закончит избу рубить – хозяйка всех к столу приглашает, а там уже множество угощений».

- Как вы думаете, ребята, чем в старину гостей угощали? (Ответы детей)

- Правильно, и все это готовили добрые и умелые руки хозяюшек. А уж как покушают работнички, так и веселье начинается, тут уж и гармонь, и песни, и пляски.

Вот так на Руси складывалась добрая традиция – помогать друг другу, а получило оно название – помочь. Помогали еще и поле пахать, и сено косить, и урожай собирать. И эта традиция сохранилась. И сейчас люди приходят друг другу на помощь.

- Смотрю я на вас и вижу: поиграть вам очень хочется, угадала? Давайте поиграем сегодня в тех русских людей, что жили много-много лет назад, трудились и веселились. Только избы будем рубить пластилиновые угощения, готовить глиняную посуду, кто у нас сегодня хозяином будет? Избу себе новую будет строить? Зазывайте соседей на помощь (обыгрывание смоделированной ситуации).Дети распределяются на 2 подгруппы: мальчики – «мужики - работники», девочки – «хозяюшки». Девочки лепят овощи, фрукты, грибы, посуду, угощения. Мальчики строят избу.Коллективная работа  «Устройство русской избы» (лепка).

Итог: воспитатель еще раз уточняет, в какую добрую русскую традицию дети сегодня играли.Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего?

- Славно помогали друг другу, поэтому и работы получились интересные!

Конспект занятия по теме «Мы  дружная семья»

(старшая группа)

Задачи: обогащать представления детей о людях разных национальностей,  знания детей о нашей стране, округе, городе Нижневартовске; закрепить представления  о   разных    орнаментах; развивать   мышление, память, внимание; вызвать у детей чувство гордости за наш богатый Ханты-Мансийский  автономный округ - Югру, наш город; воспитывать интерес к  культуре, обычаям и традициям разных народов, доброжелательность и терпимость  к  людям разных национальностей, живущим в нашем городе.

Словарь: многонациональная, россияне, орнамент,  «щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», малица, кисы.

Материал: куклы в национальных костюмах,  предметы быта, силуэты хантыйской одежды, орнамент народов ханты, фломастеры.

Методические приемы:

  1. Беседа (о многообразии городов и национальностей нашей страны).
  2. Художественное слово.
  3. Игра «Доскажи пословицу».
  4. Русская народная игра «Гори, гори ясно…»
  5. Беседа (о родном городе, о людях, живущих в нем, о его природных богатствах), словарная работа.
  6. Исполнение детьми песни «Нижневартовск».
  7. Игра «Угадай, откуда приехал гость?»
  8. Игра «Угадай, из какой культуры предмет?».
  9. Игра   «Разложи  правильно  подарки».
  10. Беседа (про округ, художественное слово, рассматривание одежды народов ханты и манси)
  11. Д/игра «Украшение хантыйской одежды».
  12.  Д/игра «Составь орнамент»

Ход занятия: ребята сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о нашем городе. Как называется наша страна, в которой мы живем?  Какая она страна? (большая, красивая). Какой город - Столица России? (Москва). Правильно ребята, в России много городов и сел. Какие города вы знаете? В городах и селах России живут люди разных национальностей. Какие национальности вы знаете? Как можно их назвать, одним словом? (Россияне). На каком языке общаются Россияне? (на русском).

Чтение стихотворения:

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной -

Родной язык мой русский,

Как родина родной!

2. Крепко любили и любят свою Родину наши люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов вместе, они знали, что отстоять можно только тогда, когда «один за всех, все за одного».

Знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?

- Жить – Родине служить;

- Родина малина, чужбина – калина;

- На чужой стороне и весна не красна;

- Человек без Родины, что соловей без песни;

- Родина любимая, что мать родимая;

- Береги землю родимую, как мать любимую.

3. Ребята в старину собирались за околицей парни и девушки  водили хороводы, играли в народные игры. А какие вы знаете народные игры? Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».

4. Ребята, как называется город, в котором мы  с вами живем? Чем прославлен наш город? (добывают нефть, газ; много лесов, рыбы…). Откуда приехали ваши дедушки и бабушки в Нижневартовск, как вы это узнали? (С Украины, Молдавии, Татарии, Башкирии…). Наш Нижневартовск, какой город по составу народов и национальностей? (многонациональный). В нашем деском  саду воспитываются дети разных национальностей, у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Все мы живем как одна большая семья. А вы любите свой город, за что? А теперь споем песню про наш город Нижневартовск.

5. Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные. (Дети в национальных костюмах). А теперь, познакомимся и поздороваемся:

Здравствуйте – по-русски

Здоровеньки буллы – по-украински

Исэнмесез – по-татарски

Вуща Вуля - по-хантыйски

Угадайте, на каком языке каждый  из них поздоровался? Обратите внимание на костюм, давайте все  вместе  назовем детали.  Они принесли нам подарки, давайте угадаем, откуда они приехали (д/игра «Угадай из какой культуры предмет»).

Д/и  «Разложи  правильно  подарки»

6. Ребята, в каком округе мы с вами живем? (Ханты – Мансийский автономный округ, на севере).

Сейчас предоставляем слово хозяевам этого прекрасного края.

        Чтение стихотворения:

Здравствуй, край мансийский милый

Со смолистою тайгой

С молодой отцовской добротой.

Машет мне рукой осина,

Улыбается вода

Слышу лепет лебединый –

Словно в детские года.

Что нам принесла девочка – хантыйка. Д/и «Украшение хантыйской одежды». Рассматривание хантыйской одежды и обуви. На что похож  и как называется орнамент на   предметах? («щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», «след белки»). Д/ игра «Составь орнамент»

Молодцы ребята, какая красивая одежда получилась. Вам понравилось?

7. Ребята о чем мы говорили на занятии? Что вы узнали нового? А что вам больше всего понравилось? Как должны жить разные народы и почему?

А сейчас послушаем наших ребят.

        Чтение стихотворений:

1реб. Дружба нам – помощница,

В каждом деле – каждому,

Всем нужны хорошие,

Верные друзья!

2реб. Какое веселое светлое небо

Деревья надели свой белый наряд

Мы скажем все вместе

Пусть слышат повсюду

Все вместе: «Да здравствует дружба российских ребят!»

8. А вы заметили, что я тоже в национальном костюме? Угадайте, откуда я приехала? Правильно ребята из Татарстана. Я вам принесла угощение, это татарское блюдо «Чак–чак». Это угощение, приготовляемое на меду, как бы «хлеб - соль» по-русски.

Конспект занятия по теме

 «Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством»

(Старшая группа)

Задачи: познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейки, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления; воспитывать чувство дружбы и уважения к народам, живущим в России.

Словарь:тюбетейка, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак.

Материал: иллюстрации традиционных национальных изделий, предметы быта, рисунки национального костюма, куклы в татарских национальных костюмах.

Методические приемы:

  1. Игровая ситуация «Откуда приехали гости?»
  2. Беседа (о национальных головных уборах).
  3. Рассматривание узоров, словарная работа.
  4. Рассматривание иллюстраций.
  5. Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки).
  6. Составление коллажа из работ, выполненными детьми.

Ход занятия:воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде и говорит: «Красивая одежда? Откуда приехали к нам гости? (Из Татарии) Как вы это определили? (Кукла одета в татарский национальный костюм) Как называется мужской национальный головной убор? (Тюбетейка) А женский? (Калфак).

Рассматривание узоров, украшающих тюбетейку и калфак, одежду кукол (платья, бархатный камзол, сапожки - ичеги). «Как мы назовем кукол, какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков? Наши куклы изготовлены на фабрике и на этикетке написаны их имена, девочка – Айслу, мальчик – Тагир. Мы тоже их так будем называть. На Айслу надето белое платье, подол его украшен оборкой, рукава широкие, они собраны у проймы, поверх платья надет бархатный камзол – безрукавка, камзол украшен вышивкой. Что на ногах у Айслу и Тагира? (на ногах у кукол сапожки). Да на ногах у них сапожки, украшенные красивым узором. Такие узорные сапожки называют - ичеги. Издавна татары носили такую одежду, народные мастерицы украшали ее разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев разной формы и разного цвета, они отличаются яркостью узоров (рассматривание иллюстраций) Как называются эти цветы? (тюльпаны, колокольчики, гвоздики). А вы хотите научиться вырезать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом?

Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки): мальчики украшают орнаментом тюбетейку, девочки – калфак.

Итог: составление коллажа из работ, выполненных детьми (коллективная работа).

Конспект занятия по теме « Знакомство с народной сказкой «Три дочери»

(старшая группа)

Задачи: познакомить детей с татарской народной сказкой «Три дочери», вызвать желание заботится о близких людях и проявлять свои чувства.

Материал:иллюстрации к сказке «Три дочери».

Словарь:

Экият – сказка,

Халык экияте – народная сказка,

«Оч кыз» - «Три дочери»,

Ташбака – черепаха,

Урмэкуч – паук,

Тиен – белка,

Бал корты – пчелка.

Методические приемы:

  1. Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».
  2. Беседа – знакомство с разновидностями народных сказок.
  3. Рассказывание воспитателем татарской народной сказки «Три дочери».
  4.  Словарная работа.
  5. Рассматривание иллюстраций к сказке.
  6. Обсуждение сказки, беседа по вопросам.
  7. Повторное чтение сказки, работа над пословицами и  поговорками.
  8. Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

Ход занятия. Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».

- Татарский народ с давних времен очень любил сочинять сказки. Сказки, ребята, бывают о животных, волшебные, бытовые. Их придумывают люди и поэтому они называются народными. Ребята, а вам мамы, папы или бабушки рассказывают сказки? (дети перечисляют, какие сказки они знают)

– Сегодня, я вам расскажу татарскую народную сказку «Оч кыз» («Три дочери»). Давайте вместе с вами запомним новые слова:

Экият – сказка

Халык экияте – народная сказка

«Оч кыз» - «Три дочери»

Ташбака – черепаха

Урмэкуч – паук

Тиен – белка

Бал корты – пчелка

(Дети хором и индивидуально повторяют за воспитателем )

Воспитатель читает сказку «Оч кыз», по ходу чтения трудные, непонятные слова разъясняются:

Холот – материал из толстой пряжи, «доматканный холст», «белить холст», в старину народ сам готовил ткань для одежды;

Ярмарка – большая торговля, нынешний рынок, базар, где люди торговали своими товарами.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает сказку и задает вопросы:

- В кого превратилась старшая дождь и почему?

- Как вы думаете, ребята, почему в паука превратилась средняя дочь?

- Почему белочка наказала двух сестер? Что заставило её пойти на такой шаг?

- Кто вам нравится больше в сказке и почему?

Последний абзац сказки читается еще раз  и делается вывод:

- Ребята, эта сказка учит людей быть внимательными к близким людям, беречь своих родителей. Ведь любовь заключается не в добрых намерениях (словах), а в добрых делах. Младшая сестра как сильно любила свою мать, что бросила все свои дела и сразу же побежала к больной маме. Она не на словах, а на деле доказала свою любовь и верность. Ведь в пословице говорится так: «Береги мать, как зеницу ока», «Худое - худым и кончается».

Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

Конспект занятия по теме «Что такое музей?»

(старшая группа)

Задачи:познакомить детей с домом,  в котором живут только вещи; дать понятие о том, что мы называем музеем; познакомить с его историей создания; закрепить с детьми правила поведения в музее; рассказать об  этнографическом музейном комплексе имени Т.Д. Шуваева.

Словарь: музей, коллекция.

Методические приемы:

1. Рассказ об истории создания музея и правилах поведения в музее.

2. Знакомство с «Этнографическим музеем имени Т.Д. Шуваева

3. Итог.

Ход занятия:

Воспитатель: Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните?(Ответы детей)

Воспитатель: У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то  определенных предметов называется коллекцией.

Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, называется музей. Но прежде, чем идти в музей, надо знать, как себя там вести.

Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода, тогда ты узнаешь много интересного. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

В нашем городе есть музеи тоже. Один из них «Этнографический музейный комплекс, который примерно 30 лет назад организовал Тимофей Дмитриевич Шуваев, учитель истории. Он первым в нашем городе стал собирать и хранить красивые и редкие предметы. Этот музей населяют ценные и редкие экспонаты народов ханты и манси. В музее собраны предметы одежды, образцы глиняной посуды, различные предметы, с помощью которых древний человек охотился на животных. Это различные стрелы, ножи. Собраны коллекции утюгов и фонарей; минералов, т.е. разноцветных камешков, фантиков, игрушек, редких книг. Там можно встретить огромные кости мамонта, лук и стрелы, пузатые самовары и много чего интересного.

Дети, нам предстоит  посетить  музей, а какие правила поведения в музее вы знаете?

Конспект занятия по теме «Дружная семья»

(старшая группа)

Задачи: продолжить знакомить детей с традиционным устоем жизни коренных народов ХМАО; дать понятие о хантыйской семье; воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси

Словарь:род, родовое угодье

Методические приемы:

1. Рассказ воспитателя о сотворении человека.

2. Беседа об обязанностях мужчины и женщины.

3. Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности».

4. Итог занятия.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей; узнаем, как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека: «Не на земле, а на небе живет один человек – Кон ики. Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. Как его оживить? Тот не дышал. Оставил его, пошел к отцу.

- Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.

- Ты ему воздух накачай, он оживет.

 Кон ики пришел обратно, подул на человека, тот и ожил. И стал жить человек один. Терос – най тоже одна жила. Пошел он к ней и  стали они жить вместе. Но земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали жить люди на земле. Вот так вот,  ребята и появился человек. Как же жили люди много, много лет назад? Ханты и манси жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие – состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра, род Медведя.

Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где они могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась, как правило, из людей, живущих в разных родах.

В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась, при этом каждый имел обязанности. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Как вы думаете, какие обязанности выполнял мужчина?

Дети: Мужчина строил дом, добывал рыбу и мясо, изготовлял лыжи.

Воспитатель: Верно, а женщине что доставалось?

Дети: Женщина готовила эту рыбу и мясо, шила одежду.

Воспитатель: Верно, вы все сказали. Надо еще добавить, что ежедневные женские хлопоты начинались с разведения огня ранним утром и заканчивались лишь поздним вечером.

- А теперь давайте с вами поиграем.

(Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности»)

Итог. Воспитатель: А сейчас расскажите, что вас особенно заинтересовало? Кто, по- вашему мнению,  самый главный в хантыйской семье?

Конспект занятия по теме  «Основное жилище - чум»

(старшая группа)

Задачи:формировать представления детей о жилых постройках коренных народов нашего края; показать последовательность установки чума, особенности его конструкции; порядок расположения семьи в чуме; воспитывать интерес к жизни и традициям жителей Сибири

Материал: чум, покрытый оленьей шкурой, берестой или иллюстрации; дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

Методические приемы:

1. Рассказ воспитателя: беседа, легенда

2. Рассматривание чума

3. Дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

Ход занятия. Воспитатель: Сегодня мы изучаем, как строили свое жилище коренные народы нашего края. Основное жилище ханты и манси – это чум. В нем они живут и зимой и летом.

А сейчас послушайте легенду о тех далеких временах, когда появились люди на земле: «Стал Номи-Торум (бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор , рассказывает легенда, люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах.

По преданию северных народов, человек и чум появились почти одновременно. Чум можно построить в любом месте из шестов, покрытых корой березы или шкурами оленей. Установка чума была женскою обязанностью. Последовательность установки чума следующая:

- сначала выбирают площадку,

- размечают места для постелей, очага,

- укладывают на землю 2-3 доски пола, по другую сторону от досок не каждой половине чума – спальные места.

Главной элемент чума – шест из ровной тонкоствольной сосны. Шесты подбирают долго, ведь они не должны прогибаться под тяжестью снега. Шестов надо много, но главных шеста – два. Эти шесты связаны между собой в вершине и как бы держат всю постройку. С шестов и начинается установка чума.

При установке чума шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца, либо обращена к воде. Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний – оленьими шкурами.

А теперь подумайте, как же народы ханты и манси готовят себе еду?

Дети: Народы ханты и манси готовят себе еду на огне.

Воспитатель: Верно, для этого они устанавливают в своем жилище очаг. Он является частью семьи, угли из своего очага нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилья. Но он также объединяет вокруг себя всех домочадцев.

Он располагается точно под верхушкой чума. По обе стороны от очага находятся жерди, они священны для хантов, так как считается, что они охраняют огонь.

А теперь давайте мысленно войдем в чум. Там живет маленькая девочка (показываю куклу в хантыйском наряде) и ее семья. А теперь посмотрим, как же располагается семья в чуме.

В противоположном от входа месте находится священный участок, где хранятся сундучки с семейными духами. На этот участок не должна ступать женщина, чтобы не осквернить чум. Справа и слева от очага находятся спальные места для членов семьи. Справа посередине – место для хозяйки и хозяина. В дальнем правом углу – место для детей. Справа, ближе двери – места – для стариков.Левая сторона чума предназначена для остальных членов семьи и гостей.

В центральной части располагаются более маленькие дети. Дальше от центра располагаются дети старшего возраста. Дом в представлении жителей тайги не ограничен рамками жилища, а  включает весь обжитый участок леса. (Рассматривание чума).(Проведение дидактической игры «Расположи семью в чуме»)

Итог занятия: что такое чум? С чего начинается строительство чума?Какие материалы используются?Назовите главный элемент чума?Для чего нужен очаг?

Конспект занятия по теме «Рыболовство»

(для мальчиков старшей группы)

Задачи: продолжить знакомить детей с жизнью коренных народов Севера; познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – рыболовством; воспитать интерес к народным промыслам коренного населения ХМАО.

Словарь:кусочек рыболовной сети, картинки с изображением морды, запора, лодки – обласки.

Методические приемы:

1. Беседа – рассказ о способах ловли рыбы.

2. Загадки детей.

3. Итог.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы ловили когда-нибудь рыбу, чем можно ее поймать?

Дети: Удочками, сетями.

Воспитатель: Правильно, ребята, и сетями, и удочкой можно ловить рыбу. А сейчас я вам расскажу, чем же еще ловят рыбу ханты и манси. Послушайте. Давным-давно, когда еще люди не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой – ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантыйски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. Ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.

Как вы думаете, почему они так поступали?        

Дети: Потому что они заботились о том, чтобы всем хватало рыбы.

Воспитатель: Правильно, ведь ханты живут по правилу: «Бери только столько – сколько можешь съесть». А потом они придумали другое приспособление – запор.(Демонстрация предмета или иллюстрации)

Запор – это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно в том месте, где больше рыб.

Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку?

Дети: На лодке.

Воспитатель: А лодка у них называется долбленкой. Подумайте, почему?

Дети: Наверно, потому что выдолблена из ствола кедра.

Воспитатель: Правильно, она выдолблена из ствола кедра, очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково – обласок.

Для успеха в рыбной ловле ханты изготавливали из дерева и бересты фигурки рыб, которые брали с собой на рыбалку. Это  должно было обеспечить удачу во время рыболовства.

Как вы думаете, кто обычно занимался рыболовством?

Дети: Рыболовством занимаются только мужчины, но помогать им могут и женщины.

Воспитатель: Про рыболовство ханты придумали загадки, сейчас вам зададут их наши ребята.

Дети: «Под водой гремучий дом»(это морда)

 «У воды сто глаз, тысяча очей» (сеть)

Воспитатель: Загадки мы разгадали, много нового и интересного разучили, а сейчас вспомните:

- Что брали с собой ханты на рыбалку?

- Для чего они ее брали?


ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ  В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ ОБУЧЕНИЯ

(подготовительная группа)

Месяц

Ознакомление детей с бытом и традициями русского народа

Ознакомление детей с бытом и традициями коренного населения Севера

Ознакомление детей с бытом и традициями татарского народа

Сентябрь

Тема «Изучай родную культуру»

Задачи:

познакомить детей с содержанием работы на предстоящий учебный год; формировать потребность и желание изучать русскую культуру.

Тема «Ханты и манси – таежные жители»

Задачи:

продолжить знакомить детей с коренным населением нашего округа; дать понятие о древнем жилище – чуме.

Тема «Национальный костюм»

Задачи:

познакомить детей с татарской национальной одеждой, уточнить детали одежды, их функциональное познание и преобразование; продолжать знакомить с орнаментом в татарской народной одежде; научить вырезать элементы татарского орнамента; поддерживать интерес национальной одежды.

Занятие «Аппликация «Украшение подушки».

Занятие «Аппликация «Украшение круглой основы тюбетейки».

Октябрь

Тема «Милости просим, гости дорогие»

Задачи:

продолжить знакомство детей с жилищем русского человека, с тем, как его строили.

Тема «Землянка – одно из древнейших жилищ ханты и манси»

Задачи:

дать представление о жилищах народов ХМАО-Югра; познакомить с постоянным  жилищем – землянкой.

Вне занятий: разучивание татарской песни «Туган тел».

Занятие «Рисование «Красивый калфак».

Ноябрь

Тема «Экскурсия в «Музей русского быта»

Задачи:

продолжать развивать интерес  к русским традициям: гостеприимству почитанию старости; помочь познакомиться с христианским праздником – Рождеством.

Тема «Экскурсия в МБДОУДСКВ №30 в музей «Лесная сказка»

Задачи:

показать детям основные виды жилищ народов ханты и манси.

Занятие «Аппликация «Украшение фартука». Рассматривание  татарского фартука.

Занятие «Ознакомление детей с творчеством известного писателя Г.Тукая, рассматривание иллюстраций к его произведениям.

Декабрь

Тема «Русские традиции»

Задачи:

вспомнить устройство русской избы; уметь выделять и называть основные части (сени, горница, красный угол, бабий кут).

Тема «Хантыйская семья».

Задачи:

формировать представление о хантыйской семье, показать быт семьи.

Тема « Быт татарского дома»

Задачи:

знакомство с интерьером татарского быта (колыбель, сундук, саке); помочь детям замечать в предметах красивое, своеобразное, запомнить его, прививать уважение к татарскому народу, труду взрослых.

Занятие «Украшение аппликацией сапог – ичигов».

Вне деятельности: «Мозаика».

Январь

Тема «Рождество»

Задачи:

познакомить детей с преданием о рождении Иисуса Христа и традицией празднования Рождества.

Тема «Родственные отношения  в семьях ханты и манси».

Задачи:

показать на примере хантыйской семьи взаимоотношения родственников.

Самостоятельная деятельность: вышивание фартука, салфеток для сюжетно-ролевой игры.

Занятие «Знакомство с творчеством татарского писателя Мусы Джалиля, чтение его стихов, экскурсия к памятнику.

Февраль

Тема «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Задачи:

формировать потребность в изучении обычаев своего народа; познакомить с русским самоваром и традицией чаепития.

Тема «Рыболовство»

Задачи:

продолжить знакомить с одним из основных промыслов народов ханты и манси.

Вне занятий: рассматривание с детьми татарских ковриков (иллюстрации, образцы).

Беседа «Орнамент» (закрепить знания об орнаменте), вопросы, рассказы детей.

Март

Тема «Знакомство с русским костюмом»

Задачи:

дать представление о народном костюме, его особенностях; познакомить с новыми словами: «оберег», «порты», «передник», «понева».

Тема «Оленеводство и охота».

Задачи:

познакомить с другими промыслами народов ХМАО-Югра – оленеводством и охотой.

Вне занятий:  разучивание народных подвижных игр.

Самостоятельная деятельность: аппликация «Национальные куклы» (русские, татарские, хантыйские).

Апрель

Тема «Пасха»

Задачи:

дать представление о праздновании Пасхи; рассказать об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия.

Тема «Экскурсия в «Этнографический музейный комплекс имени Т.Д.Шуваева»

Задачи:

рассмотреть редкие экспонаты по теме «Промыслы народов ханты и манси».

Самостоятельная деятельность: «Народные узоры». Украшение силуэтов полотенец, фартуков, подушек, калфака и других изделий  мотивами татарских узоров (аппликация, рисование).

Беседа «Татарское народное искусство».

Май

Тема «Прощание с избой» (итоговое).

Задачи:

обобщить и закрепить знания детей о быте и традициях русского человека, воспитывать интерес к познанию  культуры народа в дальнейшем.

Тема «Искусство украшения одежды бисером».

Задачи:

познакомить детей с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду, обувь, предметы быта.

Вне занятий: организация выставки «Татарские узоры» (итоговая).

Вне занятий: вечер-развлечение «Дружба Народов»


Конспект занятия по теме «Национальный костюм»

(подготовительная группа)

Задачи:познакомить детей с татарской национальной одеждой, уточнить детали одежды, их функциональное познание и преобразование; продолжать знакомить с орнаментом в татарской народной одежде; учить вырезать элементы татарского орнамента; поддерживать интерес к национальной одежде.

Словарь: орнамент, тюльпан, кокошник, калфак, ичиги.

Материал:2 куклы в национальных костюмах (в русском и татарском),д/и игра «Одень куклу», силуэт фартука, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, слайдовая презентация.

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Рассматривание кукол в национальной одежде, беседа, слайдовая презентация «Национальная одежда жителей России».
  3. Словарная работа, работа над фонематическим звучанием новых слов.
  4. Игра «Одень куклу Алсу».
  5. Игра с применением продуктивных видов деятельности (аппликации) «Укрась свой фартук», показ воспитателем приемов складывания и вырезывания «тюльпана», индивидуальная помощь.
  6. Оформление выставки готовыми работами «Подарки для Алсу».

Ход занятия.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите, какие они нарядные, красивые! (Воспитатель показывает кукол, одетых в татарскую и русскую одежду).

- Давайте с ними поздороваемся и спросим, как их зовут (Приветствие на русском и татарском языке)

Воспитатель подходит к одной кукле и спрашивает: «Как тебя зовут?», кукла отвечает: «Алена». Воспитатель обращается к другой кукле: «Как тебя зовут?» Кукла: «Меня зовут Алсу».

-Ребята как вы думаете, откуда она к нам приехала? (Дети: из Татарстана)

-А как вы это узнали? (Дети: у неё татарское имя. Кукла одета не так как Алёна, а как татары одеваются по праздникам). (Просмотр слайдовой презентации о многообразии национальной одежды).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде.

-Красивая одежда у кукол, ребята? Во что одета Алена? (кофточка, сарафан, кокошник.)

- Да. Она нарядная, красивая, одета празднично. У Алены - сарафан. Обратите внимание, ребята, по центру переда сарафана и на подоле нарисованы ветви смородины, красные ягодки. Так украшается обычно русский национальный костюм. В сочетании с сарафаном вы видите головной убор – кокошник, он тоже украшен узорами. (Дети рассматривают орнамент и повторяют названия элементов русской одежды: сарафан, блузка, кокошник.)

- Ребята, а у куклы Алсу какая одежда, чем она вас привлекает? (она красивая, нарядная).

- Давайте, сравним одежду Алсу и Алены. У Алены сарафан, у Алсу кулмэк (платье). Подол его украшен оборкой, по краям платья вышито цветочками, листочками. Рукава платья широкие, они собраны у проймы (показывает). Поверх платья Алсу надела фартук, который  украшен вышивкой. Запомните, ребята, татарский национальный костюм вышит растительным орнаментом, то есть цветочками, листочками. (Воспитатель просит ребят рассмотреть узоры, украшающие платье, фартук, обращает внимание на особенности их формы, на цвет).

- А на голове у куклы Алсу платок, тоже вышитый, а по праздникам татары надевают калфак.

- Ребята, посмотрите, что на ногах у Алсу? (на ногах у куклы сапожки).

- Да, на ногах у куклы Алсу украшенные красивым узором сапожки. Такие узорные сапожки называют – ичеги. Татары, ребята, издавна носили такую одежду. Народные мастерицы украшали костюм разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев разной формы и цвета.

- Ребята, а вы хотите узнать, как будет платье, фартук, платок, по–татарски?        Платье – кулмэк

        Фартук – алъяпкич

        Платок – яулык

(Отработка произношений звуков э, к; дети хором и индивидуально повторяют слова)

Дидактическая игра «Одень куклу Алсу» (для закрепления новых слов и употребления их в речи: «Бу Алсу (кулмэк, алъяпкыч) кия. Кулмэк матур» - это Алсу. Алсу одевает … Платье красивое.)

- Ребята, хотите сами украшать для Алсу фартуки с орнаментом. Давайте, для Алсу сделаем приятный сюрприз. (Дети соглашаются)

(Воспитатель раздает силуэты фартука)

- Мы будем с вами оформлять наши белые фартуки цветочками тюльпана. Тюльпан – это самый распространенный цветок в татарском орнаменте. Форма тюльпана у нас будет с одной стороны закругленная, а с другой – зубчиками. Чтобы цветок получился красивым, одинаковым с двух сторон, чашечку можно вырезать при помощи складывания бумаги пополам. Тогда при развороте получается красивая форма. Тюльпан имеет округлую форму, поэтому вырезаем из квадрата, который складывается пополам.

(Держа одной рукой за сгиб, вырезают половину цветка; сначала с одной стороны закругленную чашечку, а с другой – половину среднего лепестка и полностью боковой лепесток – воспитатель показывает действия)

Затем проверяется, усвоили ли дети приемы вырезания.

- Для нашего фартука нужны будут 3 тюльпана, для этого берем 2 красных  квадрата и 1 желтый. Их сначала складываем гармошкой, а потом из них вырезаем тюльпаны. (Индивидуальная помощь воспитателя - воспитатель помогает затрудняющимся детям, поощряет попытки ребят в создании узора. По ходу занятия кукла Алсу хвалит каждого ребенка). Узор на фартуке составляют как на образце: три тюльпана расположены друг за другом в боковом положении, между ними помещают готовые зеленые листья.

Итог. Сегодня, ребята, мы познакомились с татарским национальным костюмом. Научились вырезать тюльпаны и украшать фартук орнаментом, т.е. сами изготовили элемент костюма. Мы сами стали мастерами, молодцы, дети! Обрадовали куклу Алсу, подарили ей новый фартук.

Кукла Алсу: - Спасибо вам, ребята!

Конспект занятия по теме « Быт татарского дома»

(подготовительная группа)

Задачи:познакомить с интерьером татарского быта (колыбель, сундук, саке); помочь детям заметить  в предметах красивое, своеобразное, запомнить его, привить уважение к татарскому народу, труду взрослых.

Материал:предметы быта, домашняя утварь, магнитофон, аудиозапись (татарская мелодия), слайдовая презентация «Быт татарского дома».

Словарь: пословица «Родная сторона – золотая колыбель».

Методические приемы:

  1. Работа над пословицей.
  2. Экскурсия в комнату быта татарского народа, слушание аудиозаписи, просмотр слайдовой презентации, беседа.
  3. Разучивание колыбельной песни.
  4. Беседа по впечатлениям.

Ход занятия.

- Ребята, есть такая татарская пословица: «Родная сторона – золотая колыбель» («Уз илем – алтын бишек»). Это означает, что родной дом, где мы живем, - это самое дорогое для нас. Давайте вместе запоминать эту пословицу. (Дети запоминают пословицу, повторяя хором и индивидуально на татарском и русском языке).

- Ребята, мы сегодня познакомимся с тем, как жили татары раньше, как у них смотрелся дом внутри. (Воспитатель заводит детей в комнату быта татарского народа и вместе с ними рассматривает экспонаты. Звучит татарская мелодия).

Просмотр слайдовой презентации: вот так примерно выглядело татарское жилище, в таком доме жили ваши бабушки и дедушки, бабушки и дедушки ваших пап и мам. Национальное жилище не разделено на комнаты. Занавески и пороги играли роль перегородок. Мебель была простая, из дерева. В углу комнаты стояли широкие нары, они называются по-татарски саке (дети повторяют это слово). На больших саке не только спали, но и проводили большую часть дневной жизни: дети играли там, потом взрослые накрывали скатерть и кушали, после этого еду и скатерть убирали. На них лежали подушки, тюфяки, одеяла свернутые и сложенные горкой. Множество подушек говорило о многодетной семье, их укладывали в доме, на видном месте.

- Ребята, обратите внимание на подушки. Расскажите, какой узор на них? (Яркие желтые и красные цветы перекликаются с зелеными листочками). Вот так красиво их вышивали своими руками татарочки – мастерицы.

- Ребята, а кто из вас видел в деревне у бабушки такие вышитые подушки? Вам нравятся такие нарядные подушки?

 - А эта колыбелька, по-татарски – бишек. Давайте вместе повторим это слово. (Дети повторяют это слово и вспоминают колыбельную песню)

        Элли – бэлли, бэбкэсе,

        Кая киткен энкэсе,

        Каенлыкка жилэккэ

        Ростэмэнэ булэккэ

Итог:  Чем запомнилось вам жилище?

(Жилище татар было очень простым, но очень уютным. Татары любили мастерить. Очень красиво вышивали, ткали, делали мебель из дерева).

Конспект занятия по теме «Ханты и манси – таежные жители»

(подготовительная группа)

Задачи: познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения ХМАО; вспомнить о древнем переносном жилище – чуме; об очаге; расширить словарь детей (чум, жердь, очаг); воспитывать уважение к жизни и традициям народов ХМАО- Югры.

Словарь:орнамент.

Методические приемы:

1. Беседа.

2. Игра «Собери чум».

3. Итог.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вспомните, какие люди населяют наш край с древних времен?

Дети: Ханты и манси.

Воспитатель: Верно, это вы знаете. А вот, что означают эти слова, мы сейчас послушаем.

Ханте- означает «народ», «человек»

Ханты и манси – это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Климат нашего края суровый, большую часть территории покрывают болота, леса богаты зверем, реки – рыбой. Поэтому, основные занятия этих людей – охота, рыболовство и оленеводство.

Основной пищей было мясо и рыба. Одежду шили из звериных шкур и рыбьей кожи. Летом передвигались на лодках, а зимой – на лыжах.

Ханты и манси должны были приспособиться не только к природным условиям, но и к делу своих рук.

У всех людей есть дома, только они разные. Это зависит от того, в какой местности живут люди.

Русские люди в прошлом всегда строили дома из дерева.(Показ русской избы).

 Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня(Показ каменного дома)

 А из какого материала сооружали себе дом народы ханты и манси?

Дети: Они строили свои жилища из того материала, который был у них под рукой.

Воспитатель: Правильно, давайте вспомним, как называется переносная жилищная  постройка и как она строилась?

Дети: Эта постройка называется чум.  Обычно он ставиться на берегу реки. Чум строится из шестов. Выбирается место, где ставятся шесты.

Воспитатель: Правильно, но надо еще добавить, как выбиралось место для чума. Летом много комаров и мошек, поэтому, обычно это продуваемое место на берегу реки.

При установке чума шесты располагались так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или к воде.

А чем покрывали чум?

Дети: Берестой, оленьими шкурами.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на модель этого жилища. Видите, сверху чума осталось небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего?

Дети: Для того, чтобы выходил дым от костра.

Воспитатель: Правильно, для того, чтобы выходил дым от костра. Только ханты называли его не костром, очагом. А для чего нужен очаг?

Дети: Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилища, а еще он объединяет вокруг себя всех людей, которые живут в семье.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте потренируемся и соберем чум.

(Проводится игра «Собери чум»)

Воспитатель: Молодцы, вот все справились с заданием, а теперь давайте подведем итог нашему занятию. Что вас сегодня заинтересовало? О каких людях мы сегодня говорили? Что еще хотите узнать о них?

Конспект занятия по теме

«Землянка – одно из древнейших  жилищ ханты и манси»

(подготовительная группа).

Задачи:формировать представления о жилищах коренных жителей ХМАО; познакомить с постоянным жилищем – землянкой, ее внутренним убранством и чувалом, как главным элементом, обогащать словарный запас детей (чувал, дрова, нары)

Словарь:орнамент

Методические приемы:

1. Рассказ о землянке с элементами беседы.

2. Игра «Узнай, что я делаю».

3. Итог занятия.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с еще одним древним жилищем -  землянкой, которая сохранилась до наших дней. Землянку люди называют постоянным жилищем. Как вы думаете, почему? Почему это жилище называется землянкой?

Дети: Это дом, который ханты и манси делали в земле.

Воспитатель:  Правильно, землянка строится в земле. Вырытая в земле она обкладывается бревнами. Внутри ставится печь – чувал, которая занимает весь первый угол. Печь сооружают из деревянных прутьев, связанных кореньями, обмазывают глиной. Вдоль всей передней стены тянутся  дощатые нары, застеленные оленьими шкурками. Нары строятся и на левой стороне землянки. Это спальные места для членов семьи. Также в землянке можно увидеть различные палочки для хранения посуды, хозяйственных принадлежностей. Пол землянки устлан  сухой травой. Крышу заменяет берестяное покрытие. Вход в землянку через крышу.Основным элементом такого жилища служила печь – чувал. Кто догадался, для чего нужен чувал?

Дети: А чувал служит людям для приготовления пищи, обогрева жилья.

Воспитатель: Правильно, а еще чувал служит для освещения жилья. Потолок дома замыкает чердачное пространство, отделяя его от жилья. Чердак в хантыйском жилище – священное место. Здесь хранят семейных духов – покровителей. Ханты верят в то, что рядом с ними живут невидимые духи. Жилище, они разделяют н6а три зоны – верхнюю, где живут небесные духи, среднюю – жилое помещение,  нижнюю – где живут духи нижнего мира.

Проведение игры «Узнай, что я делаю»Правила: нужно передать действия человека так, чтобы было понятно, кто быстрее отгадает, тот и выиграл.

Итог: назовите жилище хантов?(чум, землянка). Объясните, в какое время года можно в них жить (летом – в чуме; зимой – в землянке).

Конспект занятия по теме

«Родственные отношения  в семьях ханты и манси»

(подготовительная группа)

Задачи: продолжить знакомить детей с традиционным устоем жизни народов ханты и манси; на примере хантыйской семьи показать взаимоотношения между родственниками; приобщать детей к семейным традициям коренных жителей края.

Методические приемы:

1. Беседа о родственных взаимоотношениях.

2. Дидактическая игра «Рассели семью в чуме».

3. Рассказ о гостеприимстве народов ханты и манси.

4. Итог.

Ход занятия. Воспитатель: дети вспомните, что вы знаете о жизни ханты и манси?

Дети: Эти народы – таежные жители, жили родами, имели свои родовые угодья. Занимались охотой и рыболовством. Главным в семье считался мужчина.

Воспитатель: Очень хорошо, многое вспомнили. А сегодня мы  с вами узнаем, как складывались взаимоотношения родственников в семье.Эти взаимоотношения складывались из почитания старших и заботой о младших членах семьи. В каждой семье были свои традиции. Например, женщина не должна перечить мужу, показывать лицо брату и отцу мужа, не должна громко разговаривать смеяться в присутствии посторонних людей. Было не принято возражать родителям, даже если они не правы. Не повышали голос и на детей. Интересно, что такие семейные традиции сохранились до наших дней.

Каждая семья была тесно связана с другими, живущими рядом. Часто они устраивали между собой различные состязания, например, «Оленьи упряжки», «Борьба на палке», где развивали силу, ловкость, выносливость.(Демонстрация иллюстраций).Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вспомнить, как расселялась хантыйская семья в чуме?(Показать иллюстрацию, где изображена хантыйская семья в чуме).

Расскажите, где располагались члены семьи в чуме?

(Дидактическая игра «Рассели семью в чуме)

Дети: В середине чума находится очаг. Справа и слева от него находятся спальные места для членов семьи. Справа посередине место для хозяина и хозяйки. В дальнем левом углу –место для детей.

Воспитатель: В заключении, я хочу рассказать вам о том, каким гостеприимным народом являются ханты и манси.

Если приходил гость, то ему отдавалась самое почетное место. Гостя угощали той пищей, которая имелась в семье. Ханты и манси –необыкновенно честные люди, они не умели хитрить, обманывать, воровать. Это добродушные, смелые, отважные люди, которые живут по принципу: «Не навреди!»

Итак, сегодня вы узнали о родственных взаимоотношениях в семье, о том, как и где располагались члены семьи в чуме, о гостеприимстве ханты и манси.

О чем бы вы хотели еще узнать?

Конспект занятия по теме «Хантыйский орнамент»

(подготовительная группа)

Задачи: дать представление о культурных и духовных традициях ханты и манси; познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми коренное население украшало одежду, обувь,предметы быта; обогащать словарь.

Словарь:орнамент

Методические приемы:

1. Беседа о хантыйском орнаменте.

2. Рассматривание орнаментов.

3. Дидактическая игра «составь узор»..

4. Итог занятия.

Ход занятия. Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с хантыйским орнаментом. Изучая русскую культуру, вы помните, что традиционный русский костюм был украшен вышивкой.

На одежде, на предметах быта народов ханты и манси можно тоже увидеть украшения. Хантыйские и мансийские женщины были настоящими мастерицами. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Когда они работали, то пели песни:    

Пусть чуткие гибкие пальцы, вышьют искристый и светлый узор

Чтобы песни, сказки старинные,  достойное место нашли.

Пели они тихо-тихо, будто зазывали узор, чтобы он не  испугался, а прилег как надо. Орнамент ложился на оленью одежду, на берестяную посуду, на деревянные ложки.А теперь Полина расскажет, для чего служили украшения.

Полина: Женщины ханты и манси расшивали предметы не только для красоты. Они верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог видеть. И вот для того, чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот, оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женские – другие. Каждый орнамент что-то символизирует.

Воспитатель: Спасибо, Полина, теперь мы знаем для чего эти народы украшали предметы орнаментом. А теперь посмотрите вот на этот орнамент. Он всегда наносился на детскую люльку.(Демонстрация орнамента).

Этот орнамент ханты называют «Глухарка сна». Почему?Да потому что считается, что глухарка оберегает малыша от злых духов. Обычно он вырезается на дереве или на бересте.

А вот другой орнамент, называется он «Заячьи ушки» (Демонстрация орнамента.

При нанесении орнамента женщинами существовали определенные правила – женщина должна была сначала нарисовать его на ткани, но при этом карандаш не должен был отрываться от ткани. Поэтому женщины рисовали орнамент безотрывной линией. Считалось, что если женщина прервет линию, то ее семью постигнет несчастье. Орнамент должен был соответствовать типу одежды или предмета.

А теперь дидактическая игра «Составь орнамент». Оформление выставки работ.

2.7.  Организация работы с родителями по формированию у детей патриотизма  и межнациональной толерантности.

В национальной доктрине образования  Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы образования невозможно без знаний о своей Родине, о своем народе. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением иинтересом отнестись к истории и культуре других народов.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания считаем тесную взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями.

Гуманное отношение к людям других национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

       Чтобы родители  поддерживали и направляли интерес ребенка к людям других национальностей  они должны быть непременными участниками работы по формированию у детей межнациональной толерантности.

Взаимодействие с родителями  требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях, дети  из которых посещают  дошкольное учреждение, вопросы воспитания патриотизма, межнациональной толерантности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей и не только в рамках семьи. Они  помогут в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

 Большое значение имеют семейные экскурсии в музей, к памятникам истории культуры, а также на предприятия; организация на основе увиденного, выставок и экспозиций демонстрация снятых семейных фильмов.

Важно иметь ввиду, что подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как источник  информации о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал.

В детском саду «Медвежонок» воспитываются дети разных национальностей, и у каждого народа свои обычаи, традиции, сказки, музыка, танцы.

Чтобы поближе познакомиться с родителями мы провели анкетирование по изучению национального состава семей, посещающих группу и составила социальный портрет родителей. Нашу группу посещают 22 семьи, из них 12 семей –  русской, 3 семьи – татарской, 1 семья – украинской национальностей, 1 семья – хантыйской национальности, 5 семей – смешанные. Нам предстояло работать с русской, украинской, татарской, хантыйской культурами.

В начале 2006-2007 учебного года с родителями проведен «Круглый стол» на тему: «Давайте познакомимся», ознакомила родителей с годовыми задачами дошкольного учреждения. Каждый родитель внес конкретное предложение, на этой основе был составлен план работы (приложение).  

Проводились интересные мероприятия: например, составить карту на тему: «Кто где живет?» и «Генеалогическое древо семьи». Некоторые семьи решили придумать вместе с детьми свой семейный герб.

Родители принимали самое активное участие в оформлении мини-музея четырех культур в группе; одна из эффективных форм совместной работы с родителями была информационная папка «День за днём». Дома дети с родителями  подбирали информационный иллюстрированный или фотоматериал на интернациональную тематику и приносили в детский сад.

Совместная поездка в городской краеведческий музей позволила уточнить значение и представление о русской избе, ее убранстве. Чтобы поближе познакомить родителей и детей с русской культурой, провела открытый просмотр занятий «Русские народные традиции» и организовали в экскурсию в музей «Русская изба», который находится в нашем детском саду. Вместе с детьми и родителями сходили в музей татарской культурой, который находится в детском саду №81. Воспитатель Сария Хатмулловна, которая ведет в этом детском саду татарский кружок, рассказала нам для чего организован этот музей, ознакомила с бытом, традициями татарского народа.

Вместе с родителями проведен конкурс рисунков «Национальность моей семьи». В течение года проводили консультации на темы: «Русские народные праздники», «Татарские народные традиции», «Украинская культура», «Национальные костюмы», «Национальная кухня», «Мы живем в Ханты-Мансийском округе» и др. В течение года работал семейный клуб «Взаимодействие», где обсуждали с родителями дальнейшую работу, предстоящие праздники. Праздник «В гостиной дружбы народов» стал итогом всей проведенной работы за год.  Благодаря тесному сотрудничеству с родителями, дети имеют представление о том, что люди разных национальностей говорят на разных языках, в праздничные дни надевают разные национальные костюмы, но всех их объединяет чувство любви к Родине. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....