Конспект игры-занятия «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Волошина Татьяна Сергеевна

 

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разно­образные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_igry.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игры-занятия для детей подготовительной группы

«Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

 Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и пополнения игровой среды в группе ДОУ.

 Задачи:

 1. Углублять знания детей о профессиях работников аптеки (аптекаря, фармацевта, заведующей и т. д.).

 2. Продолжать учить переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность.

 3. Помогать детям устанавливать взаимодействия в совместной игре, разнообразить игровые диалоги.

 4. Развивать самостоятельность при подборе атрибутов игры, при организации игровой зоны и при распределении ролей.

 5. Расширять словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения», «лаборатория».

 6. Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное, вежливое отношение детей друг к другу.

Предварительная работа: Экскурсия в аптеку; рассматривание иллюстраций по теме; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь»; беседы «Лекарственные растения», «Витамины – помощники здоровья»; рисование «Аптечная витрина», лепка «Витамины для зверей», аппликация «Рецепты для больных».

 Материал: баночки, коробки от витаминов, лекарств, касса, эмблема аптеки, халаты, колбочки, пробирки, рецепты, кошельки, игрушечные монетки и т.д.

Ход игры:

 Дети, отгадайте загадку:

 Если кашель или грипп,

 Или голос Ваш охрип

 Если плохо человеку-

 Мы торопимся ... (в АПТЕКУ)

 Правильно.

 Помните, мы с вами ходили в аптеку? (Да)

 Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)

 Послушайте и отгадайте еще одну загадку:

 Там лежат на полках в ряд

 Не зефир, не шоколад,

 Не печенье, не конфетки,

 А различные... (ТАБЛЕТКИ)

 Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Витамины, бинты, градусники и т. д.)

 Какие отделы есть в аптеке? (рецептурный, отдел продаж лекарств без рецепта, отдел лекарственных трав, отдел медицинской техники, отдел товаров для малышей)

 Кто работает в аптеке? (Заведующий, аптекарь, водитель по привозу лекарств и т. д.)

 Знаете ли вы, чем занимается каждый, кто работает в аптеке? (Дети рассуждают, какие обязанности выполняет тот или иной работник аптеки, воспитатель помогает).

 Например: Заведующая заказывает по телефону или говорит водителю, какие лекарства нужно привезти, принимает заказ, помогает расставить на полочки.

 Водитель принимает заказ и привозит его в аптеку или по заказу доставляет лекарства больным домой.

 Кассир-аптекарь продает лекарства, принимает деньги, отдает сдачу.

 Фармацевт изготавливает лекарства по рецепту в лаборатории аптеки.

 Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужные лекарства или посоветовать какие-то витамины, или приготовить необходимое лекарство по рецепту врача.)

 Кого еще можно увидеть в аптеке? (Покупателей)

 Что они делают в аптеке? (Покупатели приходят в аптеку, покупают нужные лекарства или витамины, или средства гигиены, или заказывают лекарства по рецепту врача.)

 Хотите ли вы устроить аптеку в нашей группе и поиграть? (Да)

 Какие роли можно выбрать? (Водитель, кассир-аптекарь, заведующий аптеки, фармацевт, посетители - покупатели)

 Что нужно нам, чтобы организовать игру? Какие предметы мы возьмем? Куда их поставим? (Дети предлагают, как лучше организовать место для игры, помогают расставлять атрибуты, договариваются о выбранных ролях)

 После подготовки места и подбора атрибутов, детям предлагается разыграть игровые диалоги или придумать сценки для игры самостоятельно и обыграть их с другими детьми.

 Воспитатель руководит игрой и, если необходимо, сам превращается в один из персонажей игры.

 Игровые диалоги:

 1. Водитель – заведующая аптеки.

 Никита – водитель: Какие лекарства вам нужно привезти?

 Александра – заведующая аптеки: У нас заканчиваются витамины, лекарственные травы и градусники. Привезите, пожалуйста, сегодня.

 Никита – водитель: Хорошо. (Идет, собирает заказ, грузит на машину и везет в аптеку)

 Никита – водитель: Я привез заказанные лекарства.

Александра – заведующая аптеки: Давайте посмотрим. Витамины, травы, градусники. Ничего не забыли?

 Никита – водитель: Нет, все привез.

 Александра – заведующая аптеки: Спасибо. До свидания.

 Никита – водитель: До свидания.

 2. Покупатель – аптекарь.

 Даша – покупатель: Здравствуйте.

 Лина – аптекарь: Здравствуйте, что вы хотите?

 Даша – покупатель: Дайте мне, пожалуйста, витамины для моей дочки.

 Лина – аптекарь: Пожалуйста, выбирайте. У нас есть разные витамины: Ревит, Алфавит и Пиковит. Вам какие нужно?

 Даша – покупатель: Дайте мне, пожалуйста, Ревит.

 Лина – аптекарь: Пожалуйста, Ревит стоит 5 рублей. (Покупатель расплачивается).

 Даша – покупатель: Спасибо. До свидания.

 Лина – аптекарь: Пожалуйста. До свидания.

 3. Покупатель – аптекарь – фармацевт.

 Лиза – покупатель: Здравствуйте.

 Соня – аптекарь: Здравствуйте. Что вам показать?

 Лиза – покупатель: У меня заболел сынок, и врач выписал ему лекарство от кашля.

 Соня – аптекарь: Ваше лекарство нужно приготовить. Приходите вечером, как раз наш фармацевт приготовит ваше лекарство.

 Лиза – покупатель: Хорошо, я приду вечером. Спасибо.

 Соня – аптекарь (Обращается к Валентину - фармацевту): Пожалуйста, приготовьте лекарство вот по этому рецепту.

 Валентин – фармацевт: Хорошо. (Готовит) (Немного позже)

 Лиза – покупатель: Здравствуйте, сегодня я заказала вам лекарство от кашля по рецепту. Готово ли оно?

 Соня – аптекарь: Сейчас узнаю в нашей лаборатории у фармацевта. (Обращается к Валентину - фармацевту)

Соня – аптекарь: Готово ли лекарство от кашля?

 Валентин- фармацевт: Да готово, пожалуйста, скажите – пусть принимают по 3 раза в день.

 Соня  – аптекарь: Хорошо. Спасибо. (Обращается к Лизе – покупателю)

 Соня – аптекарь: Ваше лекарство готово, пожалуйста, принимайте по 3 раза в день. С вас 10 рублей.

 Лиза – покупатель: Вот возьмите, пожалуйста. Спасибо.

 4. Заведующая аптеки – покупатель – водитель.

 Злата – покупатель: (Звонит по телефону) Алло. Здравствуйте. Это аптека?

 Алина – заведующая аптеки: Да, здравствуйте, это аптека. Что вы хотите?

 Злата – покупатель: У меня заболел малыш и мне срочно нужно купить необходимые лекарства для лечения.

 Алина – заведующая аптеки: Малыша посмотрел врач?

 Злата – покупатель: Да. Он выписал микстуру от боли в горле и капли в нос.

 Алина – заведующая аптеки: Хорошо, приходите к нам.

 Злата – покупатель: Но я не могу придти, мне не с кем оставить моего малыша, вы не могли бы привезти нужные лекарства к нам домой?

 Алина– заведующая аптеки: Конечно, можем, в нашей аптеке есть такая услуга, сейчас составлю ваш заказ и передам водителю. Скажите еще раз, какие лекарства вам нужны и ваш домашний адрес.

Злата – покупатель: Нам нужны микстура от боли в горле и капли в нос. Привезите все по адресу Миронова дом 130, квартира 13.

 Алина – заведующая аптеки: Хорошо, я все записала, заказ стоит 15 рублей. Ждите, вам скоро все привезут.

 Алина – покупатель: Хорошо. Спасибо. До свидания.

 Злата – заведующая аптеки: (Собирает заказ и обращается к Никите-водителю) Нужно срочно отвезти этот заказ для больного малыша по адресу Миронова дом 130, квартира 13. Заказ стоит 15 рублей.

 Никита-водитель: Хорошо, сейчас отвезу. (Везет, звонит в дверь)

 Злата – покупатель: Кто там?

 Никита-водитель: Это водитель из аптеки, я привез ваш заказ для вашего малыша.

 Злата – покупатель: Хорошо, заходите.

 Никита - водитель: Вот ваш заказ. Он стоит 15 рублей.

 Злата – покупатель: Вот возьмите (отдает деньги). Большое спасибо, вы нас очень выручили.

 Никита - водитель: Пожалуйста. Это наша работа, обращайтесь, если понадобится помощь. До свидания.

 Злата – покупатель: До свидания.

Подготовила

Воспитатель в группе кратковременного пребывания детей МБОУ «Гимназия № 3»

Волошина Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Проект сюжетно-ролевой игры "Аптека"

Проект сюжетно-ролевой игры "Аптека" закрепляет представление детей о профессии работников аптеки,   способствует. формированию правильных взаимоотношений в коллективе, накоплению игрового опыта....

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» нацелена на расширение знаний воспитанников о труде работников аптеки, воспитание культуры общения в общественных местах, а также способствует налаживанию взаимоотношений...

Конспект игры-занятия для детей подготовительной группы «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Конспект игры-занятия для детей подготовительной группы«Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и...

Конспект сюжетно ролевой игры "Аптека"

1. Углублять знания детей о профессиях работников аптеки (аптекаря, фармацевта, заведующей и т. д.). 2. Продолжать учить переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность. 3. Пом...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Аптека»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Аптека»...