Педагогический проект. Тема «Здравствуй, Гостья - ЗИМА » во второй младшей группе.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Корсакова Елена Николаевна

Паспорт среднесрочного познавательно - исследовательского проекта по теме : "Здравствуй, Гостья- ЗИМА" во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasportzima.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

 ПАСПОРТ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 

 Тема: «Здравствуй, гостья зима!»  

составила воспитатель:  Корсакова Е.Н.

ГБДОУ №:60 Приморского района  г. С-Петербурга 

Тип проекта: познавательно - исследовательский

 По количеству участников:  коллективный.

 По контингенту участников:  смешанный (дети, родители, педагоги).

 По продолжительности:  среднесрочный 3-4 недели

Актуальность проекта

В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Красота зимней природы, множество народных традиций даёт  возможность стимулировать интерес и детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.

Виды детской деятельности.

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Трудовая;
  • Познавательно – исследовательская;
  • Продуктивная;
  • Музыкально – художественная;
  • Чтение

 Цель проекта:

Расширение представления о зиме через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

Задачи:

  • Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
  • Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.
  • Формировать представление о безопасном поведении зимой.
  • Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.

Предполагаемый результат:

 - дети знают и называют приметы осени

- могут называть зимние месяцы.

 - повышение речевой активности, активизация словаря по теме  «Зима

-  могут прочесть наизусть одно из видов художественной литературы о зиме

( стихотворение, загадку, поговорку и т.д.)

- развитие познавательно исследовательских и творческих способностей

  детей

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приемы:

* Чтение литературных произведений

* Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

*Проведение дидактических игр;

*Ознакомление детей с иллюстративным материалом;

*Организация экскурсий прогулок.

*Экспериментирование;

*Чтение художественной литературы детям;

* Заучивание стихотворений детьми;

* Загадывание загадок;

* Инсценировка сказки «Зимовье зверей»

* Организация работы в центре «Искусство»

* Организация работы с родителями.

* Изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;

* Проведение итогового мероприятия.

Форма организации детей: индивидуальная,  в малых подгруппах, фронтальная.

Работа с родителями

  1. Подобрать детскую литературу о зиме, зимних видах спорта, .зимних праздниках
  2. Загадки о зиме .
  3. Совместное оформление выставок: «Зимние открытки».
  4. Оформление альбомов  с рисунками «Зимушка-зима»
  5. Творческие задания:  «Рукавички», «Костюмы к новогоднему утреннику»

Итоговое мероприятие: Создание совместно  альбома из детских рисунков «Гостья зима»

Образовательные области

Центры активности

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое-развитие

Физическое развитие

Здоровье

Сбор

Центр литературы

Центр театрализации

Драматическая игра

 

Центр

литературы

Манипулятивно-математический

Наука и природа

Центр

« Искусство»

Безопасность

КГН

В центр физкультуры

Прогулка

Беседы::                                Что я видел по дороге в детский сад. (отметить изменения в продолжительности дня и ночи)                                    – Во что одеты люди зимой.      – Не стой там где висят сосульки.                                    – О временах суток.                    – Короткий день и долгая ночь зимой.                                        - Знакомство с дикими животными.                                   - Совместный просмотр иллюстраций:                                 -Фотоальбомы                                  -"Зимние забавы" 

Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка», «Елочка», «Пирог», «На елке»

Общение и показ:.

Просмотр видеопрезентации

«Зима в городе и деревне»

 Дидактические игры

«Кто внимательный?»

«Чего не стало?». Прослушивание стихотворений, ответить на вопросы,

Разгадывание  загадок

Пальчиковые игры;

*Мы на кухне за столом

*Ладушки

*Посуда

*Моя семья

Обыгрывание  р.н. сказки «Теремок»

Сюж. рол. игры: «Семья», по сказкам «Рукавичка», Цель: Учить детей принимать роль, обозначать ее словом, осуществлять ролевые действия в игровых ситуациях, в режиссерских играх на тему «Зима»

Рассматривание картин,

 Разгадывание  загадок.

составление рассказов по картине «Зима в лесу» Чтение художественной литературы:

Фольклор: «Снегурочка и лиса» рус. обр. М. Булатова, «Лиса и заяц» рус. обр. В. Даля,  «Рукавичка» укр. обр. Е.Благининой.

Поэзия:  К.И.Чуковский «Елка», Е.Ильина «Наша елка»

Проза.  Л.Воронкова «Снег идет» (из книги «Снег идет»)

Заучивание стихотворения: К.И.Чуковский «Елка» (в сокр.), Е.Ильина «Наша елка» (в сокр.)

Речевые игры: Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков: «Погреться на морозе», «Снежинки летят», «Вьюга», «Дует ветер», «Снегири», «Снежок», «Снежная баба», «Снеговик»,   «Медведь», «Зимние забавы»

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи: «Назови ласково», «Про кого говорят», «Как называется дом»,«Кому что?», «Продолжи предложения»

Игры и упражнения на развитие связной речи: «Медведь», «Объясни словечко», «Что лишнее и почему?», « Какое слово не подходит»

Изготовление книг-самоделок на тему «Гостья зима»

Дидактические игры

«Угадай предмет по детали»

 «Найди пару» Цель:  закрепить умение узнавать и различать цвета: красный, желтый, зеленый; развитие мелкой моторики рук  «Найди лишнее».

Цель:  закрепить умение обобщать предметы по определённому признаку»

 «Что изменилось»

Цель: развивать у детей познавательные интересы, память, мышление, сообразительность.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» 
Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь, воспитывать выдержку, речь.

Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь, достать предмет, после чего рассказать о нём.

 «Подбери по размеру» (сюжет чашку к блюдцу)

 «Чего не стало», «Раздели на группы» (столовая, кухонная), «Какой формы?», «Собери из частей»

 

Игры-экспериментирования со льдом и снегом. Опыты:  «Снег – снежок»- 1. «Таяние снега», «Почему снежинка на ладошке тает».

2. «Изучение загрязненности снега», 3.«Чудесное превращение  снега и льда в воду» 

 «Тонет -не тонет»

«Магнитится- не магнитится»

  Рассматривание картины " И. И. Шишкин "Зима", Рисование:   «Деревья зимой», «Снеговик», «Елочка нарядная», «Снег кружиться», «Укрась рукавички»             « Снежинки»                              "Путешествие в хвойный лес"                              "Дорога для машин"

Лепка:

"Красивые снежинки «Снеговик», «Дерево зимой»"

Аппликация:   «Елочка нарядная», «Пригласительный билет»

"Елочки в лесу"  

 «Деревья в снегу» (коллективная

работа)

Рассматривание иллюстрации:

и книг о ЗОЖ,

Ежедневное проведение утренней гимнастики.

Игры, упражнения: «Весёлая зарядка»;

Ежедневное проведение бодрящих  гимнастик после дневного сна

 Оздоровительные мероприятия.

Пропаганда ЗОЖ:

 Свободное общение и беседы « Если хочешь быть здоров - закаляйся!.

Ситуация «Что будем если мы будем есть снег?»

 

 «Собираемся на прогулку»(самостоятельно одеваем некоторые предметы одежды при необходимости обращаемся за помощью к взрослому).

Подвижные игры:

«Море волнуется »

Цель: формировать умение действовать по сигналу, изображать предмет посуды.

« Найди пару»
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях

 «Заморожу»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга;

 Помогаем дворнику расчистить снег

Лепим снежную бабу, строим крепость

Подвижные игры: «Два Мороза»,  «Берегись, заморожу!»,

«Медведь и дети»,

«Достань снежинку», «Снежинки и ветер»,

 «Зайка беленький сидит», «Мы – снежинки»

Спортивное развлечение «Зимние радости»

 

Набор предметных картинок по теме зима. Картина для рассматривания «Зима  в лесу», « Зимние забавы»

Иллюстрации по теме «Зима», книги для рассматривания

настольный театр,

пальчиковый театр,

маски-шапочки книги: Р.Н. сказка «Рукавичка»

 Куклы для пальчикового театра

атрибуты, маски-шапочки

книжный уголок:

 Портрет Е. Чарушин  

Р.н.с. "Теремок"

З.Александрова "Мой мишка" 

С. Козлов "Зимняя сказка"

В. Бианки "Лис и лисенок"

К. Чуковский "Елка"

В Нестеренко "Зимний день"

В. Беретов "Снегопад"

И Суриков "Зима"

Картинки, вырезки для изготовления книг-самоделок

Дидактические игры и упражнения:

«Подбери по размеру» (вкладыши)

«Выложи по порядку»

«Найди пару»,  

«Найди половину», «Какой формы?»,

"Найди свой домик"

«Разрезные картинки»

«Мозаика»

Игры на развитие м .м.:

Укрась рукавичку геометрическими фигурами,

Шнуровки ,застёжки конструктор на липучках т.д.

Д/игры:

« Когда это бывает» «Найди пару»

«Найди такой же»

Картографы для экспериментирования.

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, образцы посуды 

Раскраски по теме.

Шаблоны, трафареты.

Печатки из картофеля.

пальчиковые краски.

пластилин, цветное тесто.

Иллюстрации по теме.

Оснащение спортивного уголка новыми атрибутами,

Картотека комплексов Утренней гимнастики

Папка – передвижка  «Одеваемся на прогулку»

 

Обруч, мяч , маски-шапочки.

Подбор иллюстраций для рассматривания проведения бесед.:

Помощь в подборе детской литературы по теме.

Помощь в оснащении центра «Драматическая игра»

Подбор художественной литературы по теме

Консультация для родителей.

"Какие сказки почитать ребенку дома"

Помощь в приобретении настольно-печатных игр по теме.

– Обновление дидактических и настольно–печатных игр

 

Оформление рисунков и поделок, изготовленных в процессе совместной деятельности: тема "Волшебница зима"

Беседа:

"Как одевать ребенка зимой" "Как избежать травм в зимнее время года"

Зима (А.С. Пушкин)

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

***
Снегопад (Глушев Г.)

Маленькие ёлки
И большие ели
Что-то приумолкли,
Что-то присмирели.
Снег с утра до ночи,
Всё засыпать хочет:
И в лесу все тише,
И снега все выше.
Елочки-подружки
Говорят друг дружке:
-Слишком много снега-
Тяжело макушке.

***
Новогодние деньки

Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.

***
На лыжах

Солнце ходит выше
С каждым днем.
Мы наденем лыжи —
В лес пойдем.
Словно терем белый,
Замер бор.
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.

***
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?

Подбери слово о Зиме:
Снежный (что?) — ... 
Снежная (что?) — ... 
Белый (что?) — ... 
Холодная (что?) — ... 
Морозный (что?) — ... 
Ледяная (что?) — ...
Трескучий (что?) — ...
Сильный (что?) — ...

Подбери признак о Зиме: 
Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

Составь рассказ про Новый год: 
Что ты знаешь об этом празднике. Дети наряжают (ёлку). Дед мороз принёс детям (подарки). Ёлка украшена разноцветными (ёлочными игрушками).

Загадки о Зиме:
***
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.(Снежинка)

***
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

***
Белая скатерть все поле укрыла (Снег)

***
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.(Снег)

***
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
***
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

***
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

***

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)

***
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

ЗИМНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!

Копаю, копаю лопаткой снежок
(имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок
(над головой из ладошек делаем
крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне
жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою
дружить!»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по
одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу
указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя
ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения
всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным
пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то
одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой
ложкой, руки под щёки)

Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела? (загибаем
большой палец)
Нету пальчика, пропал
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла! (высовываем
пальчик)
Ищешь, ищешь, не найдешь.
Здравствуй, пальчик (пальчик
здоровается, кивает),
Как живешь?

Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные
вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой
палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков (соединяем большой
палец правой руки с указательным пальцем
левой и наоборот)!

Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно
мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и
средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные
части тела).

Посмотри: на нашей елке (сложить
ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ
и верх)
Висят на ней игрушки —
Звездочки и шарики, (сложить две
руки, словно шарик)
Яркие фонарики( крутим фонарики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая» во второй младшей группе

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логиче...

Проект. Тема: "Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе"

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего шко...

Календарно-тематическое планирование на тему"Здравствуй , зимушка зима!" во второй младшей группе

Планирование для воспитателей во второй младшей группе , по теме " Зима"...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Презентация "Здравствуй, Зимушка-зима!" для первой младшей группы

Презентация "Здравствуй, Зимушка-зима!" для первой младшей группы....