Поликультурное воспитание дошкольников
консультация на тему

Медведюк Светлана Александровна

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурное воспитание дошкольников.

     Я хочу начать со слов Дмитрия Сергеевича Лихачёва:  «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к детям  другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене это фундамент гражданского поведения личности.

Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х годов с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, затем утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности:

  • Это воспитание патриотических чувств,  уважения к народным традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.
  • Это возникновение у детей желания: знакомиться с русским народным творчеством (песни, танцы, хороводы, игры, сказки), с народным костюмом; играть на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы и др.).
  • Это развивать умение выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя, инсценировать прибаутки, потешки, дразнилки, колыбельные песни, сказки.

     Поликультурное образование в условиях детского сада включает несколько этапов работы: первый этап мы назвали «Я и мой дом», который включает несколько тем:

Я – человек, моя семья, мои родственники, мои друзья, мой детский сад. Детский сад и семья тесно связаны и имеют общие цели и задачи по воспитанию дошкольников: любовь и уважение к членам семьи, своим друзьям, уважение к окружающим взрослым. Поэтому на этом этапе проводятся следующие мероприятия:  игры детей, где дошкольники разных национальностей учатся общаться друг с другом;  образовательная деятельность с детьми, совместные с родителями праздники и развлечения (например: «Новый год», «23 февраля», «Зарница», «8 марта» и др.), мастер – классы,  изготовление поделок на выставки и конкурсы,  подарки родителям.

Второй этап «Саратов - наш город родной», включающий такие темы как:   мой двор, моя улица, история Саратова, достопримечательности города, знаменитые люди Саратова.  Это конечно образовательная и игровая деятельность, экскурсии по городу Саратову: в городской парк культуры и отдыха, в сквер, на Соколовую гору, в музеи,  театры,  школы,  в техникум железнодорожного  транспорта, на почту и т.д., образовательная деятельность с КВЦ «Радуга» о Ю.А.Гагарине, о саратовцам, воевавших в годы Великой Отечественной  войны,   о творчестве А.С.Пушкина – это уже следующий этап нашей работы по поликультурному  воспитанию  «Моя страна» и соответствующие ей темы: далёкое прошлое наших предков, государственность, достопримечательности, знакомство с Москвой, декоративно прикладное искусство, музыка, знакомство с народными инструментами, танцы, игры, литература; культура, быт и традиции русского народа,  народов Поволжья и других национальностей. Мероприятия этого этапа: образовательная и игровая деятельность, посещение музеев, создание мини – музеев детского сада: «Русская изба», «Декоративно – прикладного искусства», «Железная дорога», праздники и развлечения характерные для нашей страны:  «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха»,  «День Победы», «Олимпийские игры», создание творческих мастерских, кружковая работа. Это театрализованная деятельность: изготовления разных видов театра с воспитателями и родителями; обыгрывание художественных произведений, и приходящие детские театры «10 королевство» и «Планета Карамелька».

Четвёртый этап – «Мир, в котором мы живём», а также изучение английского языка и знакомство с Англией и Великобританией.

И своё выступление хочу закончить такими словами:

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и  цветом кожи,

Но, безусловно, мы в  чём - то похожи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поликультурное воспитание дошкольника

сценка-драматизация :"Сватовство Поволжских немцев".Материал подготовлен для участия в областном фольклорном фестивале 2013года....

Поликультурное воспитание дошкольников

Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные годы,  «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный ...

Интеграция физической культуры и поликультурного воспитания дошкольников посредством народных игр.

Примерное перспективное планирование ознакомления дошкольников с народными играми России, стран ближнего и дальнего зарубежья....

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.

Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников....

Статья "Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ в рамках поликультурного воспитания дошкольников"

Статья "Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ в рамках поликультурного воспитания дошкольников" способствует вовлечению родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию....

Семинар "Поликультурное воспитание". Выступление: "Задачи сохранения и распространения поликультурного воспитания дошкольников" (21.03.2019)

Цель поликультурного воспитания -  формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения други...