Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Коржавина Людмила Михайловна

Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_karte_korzhavina.docx82.8 КБ

Предварительный просмотр:

              МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»

                                         Творческая работа.

               (Обобщение педагогического опыта.)

Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через «Путешествие по карте»

                                                             

                                                              Выполнила воспитатель

                                                                                Коржавина Людмила

                                                                                Михайловна

                                               

                                                 Р. п. Вахтан

                                                      2013г.

1. Введение:

- Тема опыта

- Значимость и актуальность проблемы для педагога.

- Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.

- Условия возникновения и становления педагогического опыта.

- Отражение специфики личностной и профессиональной позиции педагога.

2. Теоретическая часть.

- Результат анализа изученной литературы.

- Характеристика ведущей педагогической идеи.

- Цель педагогического опыта и задачи её достижения.

- Ожидаемый результат деятельности.

3. Практическая часть.

- Характеристика социопрактического аспекта.

- Этапы работы по проблеме.

- Методы, приемы, способы организации работы.

-  Методы исследования в ходе формирования опыта.

-  Характеристика ценностно- смысловых аспектов педагогического опыта.

-  Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта:

  • - содержание работы.
  • - описание способов организации воспитательно- образовательного процесса;
  • - описание форм, методов, средств реализации опыта.
  • - описание деятельности детей.
  • - описание фрагментов работы.

- Наличие нормативной модели новообразований личности.

4. Заключение.

- Эффективность проведенной работы по результатам диагностических исследований.

- Описание диагностических методик.

-  Степень реализации задач.

-  Диссеминация педагогического опыта.

  • - диапазон опыта;
  • - трудоемкость опыта, риски и ограничения, отслеженные в опыте.

  1. Введение.                                                                                    

                                                                                       “Расскажи – и я забуду,

                                                                                        покажи – и я запомню,

                                                                                        дай попробовать – и я пойму”.

                                                                                       Китайская пословица.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Я в своей работе наиболее глубоко занимаюсь использованием исследовательской деятельности для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. Такое современное определение дается в ФГТ. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Я давно работаю со старшими дошкольниками, и передо мной всегда вставала проблема поиска наиболее действенных методов для ознакомления с окружающим миром.

Когда я познакомилась с  методикой Н. А. Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», я поняла что этот тип исследований очень хорошо вписывается в содержание нашей «Основной общеразвивающей программы» .«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны) .

 К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими – познавательными – мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящих в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед педагогом встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены. Я считаю, что, познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.

2.Теоретическая часть.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. 

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.

На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н.Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка», -писал  Н.Н. Поддьяков

Известно  высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний». Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

«Люди, научившиеся наблюдением и опытом, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»- говорил К.Е.Тимирязев.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. У детей 6-7 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 6-7 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами. Известный психолог Ж.Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на неё. При этом, говоря о традиционных способах обучения, построенных преимущественно на репродуктивных методах, Ж.Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах познавательно- исследовательской деятельности, но в реальной жизни дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. 

В ходе проведения  исследований было найдено несколько общих правил при использовании в своей работе по познавательно – исследовательской деятельности. Их соблюдение  позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек» , -писал Я.Каменский

 Для этого я стараюсь:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
  2. Не сдерживать инициативы детей;
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. Не спешить с вынесением суждений;
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • Прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
  • Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

Исходя из всего вышесказанного определяем основную цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте»:  

- развитие у детей старшего дошкольного возраста естественно – научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

 Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

3. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. (зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.

Ожидаемым результатом проведенной работы будет развитие интегративных качеств:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; ( развиваем через упражнения в мелкомоторных движениях- срисовывание схем, модели, зарисовок, творческие задания на копирование и пластику движений, подвижные игры, физкультурные досуги,  гимнастика, психогимнастика, тренинги и др.)
  • любознательный, активный;( развиваем через «путешествие по карте», беседы, чтение, экскурсии, опыты, наблюдения, эксперименты, моделирование, использование ИКТ и др.)
  • эмоционально отзывчивый; (развиваем через чтение, просмотр фильмов, мультфильмов, рассматривание картин, слушанье музыки, экскурсии, наблюдения, обследование объектов природы, игры  и др.)
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; ( развиваем через беседы, диалоги, дискуссии, игру, оценку и анализ деятельности и др.)
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы ( развиваем через нравственные беседы, ознакомление с правилами поведения в путешествии, природе с использованием схем, дискуссии, игры и др.)
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту;( развиваем через упражнения, дидактические игры, моделирование ,опыты, эксперименты, решение задач, проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий)
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе; (развиваем через « путешествие по карте»,  беседы, чтение, экскурсии, опыты, наблюдения, эксперименты, моделирование, использование ИКТ и др.)
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

( развиваем через наблюдения, опыты,  экскурсии, использование схем, моделей идр.)

  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (познавательные, речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

(развиваем через игры, изобразительную деятельность, музыкальное воспитание, зарисовки, схем, результатов опытов, творческое рассказывание, рассказывание из собственного опыта, конструирование, ручной труд и др.)

3. Практическая часть.

«Путешествие по карте» проводила с детьми подготовительной к школе группе 1 раз в месяц во второй половине дня. Работа над этой темой была начата в 2011-2012 году, в этом году я её продолжаю с другими детьми. Длительность деятельности 30-40 минут. Придерживаясь тем предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, мы расширили и частично изменили само содержание деятельности, учитывая интересы детей, содержание занятий по познавательному развитию в « Основной общеразвивающей программе» и возможности материальной и технической базы группы и детского сада.

Основные принципы, которых я придерживалась в работе:

Принцип научности  

Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

Принцип доступности

Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.

Принцип развивающего эффекта содержания  

Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.

Принцип системности      

Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.

Принцип синтеза интеллекта и деятельности

Это развитие не только приёмов, но и той деятельности, в которую включены дети, развивая их чувства и эмоции.

Принцип восстребованности  

Всё, что ребёнок узнаёт в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Это делает процесс актуальным и творческим, вызывает у ребёнка желание узнать новое.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип интеграции 

Обязательная интегративность познавательно- исследовательской деятельности с другими видами деятельности.

Принцип комфортности обучения

Предполагает атмосферу понимания и радости общения. «Мы здесь все умные». Это подхлёстывает познавательный интерес.

Перед началом работы проводила анализ диагностических карт развития интегративных качеств: критерий- любознательный-активный и способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе –отслеживала по критериям мониторинга, предложенными в программе « От рождения до школы» по ред.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. Также использовала комплексную диагностику по программе « Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А Васильевой- Раздел « Ребенок и окружающий мир»

Обязательным является создание развивающей среды:

1. Глобус

2. Физическая карта мира, атласы, контурные карты.

3. Энциклопедии, художественная литература (подбор книг) .

4. Фотографии, открытки, иллюстрации по теме.

5. Макеты ландшафтов.

6. Панно растительного и животного мира.

7. Альбомы по теме «Заметки путешественника»

8. Дидактические игры («Чернильное пятно», «Путешествие вокруг света», «Кто, где живет») .

9. Видеотека (диски, кассеты, видеозаписи) .

10. Лаборатория с материалом для опытов, исследований .

11. Грамзаписи природных явлений, произведений композиторов.

Весь материал вносится в развивающую среду группы после «Путешествия», пополняется в течение всего месяца детьми и взрослыми.

Материалы для НОД- «Путешествия по карте»:

1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.

2. Иллюстрации видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4) .

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал) .

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе) .

7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование) .

Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира».

Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Хочу предложить вам, разработанный нами алгоритм проведения «Путешествия по карте»

Алгоритм «Путешествия по карте»:

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

        

Не следует смешивать познавательно-исследовательскую деятельность, каковой является «Путешествие по карте», и сюжетную игру. Хотя «исследования-путешествия» протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени.

Такое путешествие – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются. Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий ( заготовленная воспитателем на большом листе ватмана, раскрашенная вместе с детьми)- «оживает»- заполняется линиями маршрутов, маленькими вырезками- «метками»- животные, растения, люди, занятые типичным трудом. Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение « путешествия» в свободном общении.

В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него в игре – не анализировать мир, а быть в нем, пусть даже условно, кем-то значительным, управлять событиями.  На основе «путешествий по карте» можно организовать сюжетную игру. В кого можно поиграть после знакомства с Антарктидой? В полярную экспедицию, поплавать на корабле-ледоколе.

Еще я хотела бы обратить ваше внимание на то, что не следует смешивать путешествие по карте с продуктивной деятельностью. Если на занятиях познавательного цикла, а к таким и относится «Путешествие по карте», воспитатель фиксирует с детьми какие-то знания схемами, картинками, то это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных усилий (например. Стоит приклеить вырезки клеящим карандашом, а не возиться с кисточками и клеем) .

В отличии от продуктивной деятельности, смысл которой – достижение вещевого результата с хорошим качеством, в познавательно-исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно – всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках-символах.

Поэтому все макеты, альбомы, панно создавались нами в совместной с детьми деятельности после путешествия по карте.

Работа на месяц (изготовление панно, макетов, альбомов) планируется совместно с детьми или в течении месяца проходит по плану воспитателя. (пример: панно «Животные жарких стран» пополняется после путешествия в Индию – планируем в самостоятельной деятельности с детьми, а оформление макета «Египетские пирамиды» в совместной деятельности, организованной воспитателем)

Работа по знакомству детей с картой и глобусом начинается еще в старшей группе. У них имеются представления, что это модель Земли. Частично знают обозначение цветом природных зон.

На первом занятии, при рассматривании глобуса и карты, более подробно рассказали детям о материках, океанах. Рассмотрели и определили, каким цветом обозначено на карте: горы – коричневые, вода - голубая, зеленый – лес, желтый – песок. Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности, познакомились с компасом. В конце занятия детям были розданы контурные карты, с предложением закрасить голубым цветом водные пространства и с помощью взрослого надписать часть света.

Дальнейшее путешествие шло в соответствии составленного перспективного плана . (см Приложение)

В конце учебного года проводилось итоговое занятие.

Рассмотрели карту, какие метки самые интересные. Дети вспомнили, чем особенно им запомнилась та или иная страна. Сравнили ландшафт, растительный и животный мир в похожих климатических условиях. Пример Северные земли и Антарктиду, Африку и Индию.

Демонстрировали свои контурные карты.

В конце разговора подвела детей к тому, что есть еще много мест, где мы не были, и что каждый может сам узнать об интересующей его стране, материке через различные источники информации: интернет, книги, телепередачи, поездки с родителями.

Можно составить с детьми календарь путешествия на год, где будет распределена последовательность посещения материков и стран. Данный прием способствует поддержанию интереса детей к путешествию по карте, они смогут ощутить свою полноправную роль в данной деятельности и смогут отследить и спланировать дальнейшие свои действия по сбору информации об определенном пункте назначения. Окончание каждого путешествия должно отмечаться в плане-схеме флажком.

Например:  совместная  познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте» «Северные земли и их обитатели». ( Конспект см. приложение)

Предварительная работа: работа с картой и глобусом, знакомство с океанами их месторасположением, знакомство со средствами передвижения ледокол, собачьи и оленьи упряжки, животные севера,

В течение «путешествия» дети получали новые знания разными способами. Исследовали ткани. Работали с картинками и книгами. Размышляли, высказывали предположения и находили доказательства. Фиксация карточек-меток  быстрая, готовится заранее.

Это « путешествие» не было игрой -дети узнавали, находили. Получали готовые знания, а не брали на себя роли и не выполняли ролевые действия.

Это путешествие послужило толчком к последующей деятельности в течении месяца. Мы изготовили макет «Север», панно «Животные севера», чтение литературы (нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка») опыты и эксперименты со снегом и льдом.

Для успешной реализации « Путешествия по карте» используются следующие методические приемы:

- Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова…

- Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, показ образца, показ способа действия…

- Практические: опыты, исследования, продуктивная деятельность (рисовании, лепка, аппликация), упражнения, игры (подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые), проблемные ситуации…

Хочется отметить, что в работу по « Путешествию по карте» очень органично вписываются различные опыты и эксперименты (путешествуем по морям и океанам- опыты с водой, путешествуем по пустыне- опыты с песком и т.д.). А это очень важно для систематизации опыта на уровне практического действия. В этом году я работаю в тесном сотрудничестве со вторым воспитателем, работающим на группе- Зорьевой Е.С., она тоже заинтересовалась исследовательской деятельностью и её исследовательские проекты хорошо дополняют мою работу по « Путешествию по карте». – Например, её проект «Волшебница- вода» очень нам помог при закреплении знаний о морях и океанах.

Так же я в этом году веду кружок по физической культуре  « Ручеек», на котором после проведенного «путешествия» мы играем в подвижные игры разных народов, упражняемся в пластических движениях (например- изображаем разных животных), проводим тематические досуги- (досуг « Зов джунглей» -см. Приложение)

В этом учебном году я начала активно вовлекать родителей в процесс « Путешествий по карте»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским вопросам, доказываю насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. Родители помогают подготовить схемы- метки к занятиям, работают дома с контурными картами, в этом году даже создали со своими детьми презентации о различных материках, помогают в приобретении оборудования для опытов и исследований, проводят эксперименты в домашних условиях.

4. Заключение.

По окончании работы, предусмотренной перспективным планом, проводится диагностика с использованием тех же методик, которые поводили в начале года (Мониторинг освоения результатов программы « От рождения до школы». Подготовительная группа. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса; комплексную диагностику по программе « Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А Васильевой- Раздел « Ребенок и окружающий мир»)

Интегративное качество : Любознательный активный.

Критерии:

-Вопросы об устройстве новых предметов:

3б- задает часто с интересом слушает объяснения.

2б- сам задает редко, но с интересом слушает объяснения

1б- не задает, заинтересованности не проявляет.

- Участие в различных проектах

3б- всегда охотно участвует, сам проявляет инициативу.

2б- принимает участие после приглашения взрослого.

1б- часто отказывается участвовать.

- Свойства объектов и веществ.

3б- активно пытается выяснить, экспериментирует самостоятельно.

2б- иногда проявляет интерес, обращается за помощью к взрослому.

1б- сам не пытается выяснить.

- Сюжеты игр со сверстниками, темы для обсуждений, идеи для совместных проектов:

3б- часто предлагает;

26- иногда предлагает;

1б- практически не предлагает.

-Новые рассказы, музыку, стихи:

3б- всегда слушает с интересом;

26- иногда слушает с интересом;

1б- не любит слушать.

-В образовательных ситуациях предложенных взрослым (рисование, конструирование и др):

3б- всегда принимает активное участие;

2б- иногда принимает активное участие;

16- не проявляет интерес.

-Для обогащения сюжета игр пользуется различными источниками информации (кино, литература, экскурсии и др.):

3б- всегда активно использует источники информации;

2б- иногда использует источники информации.

1б- не использует.

По результатам выводится итоговый  балл. ( высокий уровень- 16- 21 балл; средний уровень- 10- 15 баллов, низкий уровень- 6-9 баллов, ниже 6- требуется внимание специалиста)

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту».

Критерии:

-При взаимодействии с объектами окружающего мира ребенок:

3б- использует все основные образцы внешних свойств предметов (сенсорные эталоны цвета, формы, величины);

2б- частично использует  основные образцы внешних свойств предметов;

1б- испытывает затруднения при использовании основных образцов внешних свойств предметов.

- При постройке различных объектов по схеме ребенок:

3б- ориентируется на схему;

2б- использует схему с помощью педагога;

1б- затрудняется в использовании схемы.

- Ориентируясь в реальном пространстве (комнате, на участке и др):

3б- пользуется схемой самостоятельно;

2б- использует схему с помощью педагога;

1б- затрудняется в использовании схемы.

- Обобщающие слова ребенок:

3б- активно использует самостоятельно;

2б- использует иногда при помощи педагога,

1б- затрудняется использовать.

- Причинно0 следственные связи в живой и неживой природе, в области логических и математических отношений ребенок:

3б- устанавливает самостоятельно;

2 б- устанавливает с помощью педагога;

1б- не устанавливает, не понимает объяснений педагога.

- Начало и конец истории или действия ребенок:

- 3б- устанавливает самостоятельно;

2б- с помощью взрослого;

1б: затрудняется выделять.

- Варианты развития событий (что произойдет в том или ином случае)

3б- может предвидеть саостоятельно;

2б- предвидит при помощи взрослого;

1б- затрудняется, не понимает объяснений взрослого

- Характер и настроение сказочного героя и другого человека посредством цвета (рисунок, аппликация), пластики ( в танце, движении), и атрибутов (в конструировании):

3б- передает самостоятельно

2б-передает с помощью взрослого;

1б- затрудняется передавать.

- Различные символы для обозначения ролей ( злой, как Бармалей, умная, как Василиса Премудрая) в игре или повседневной жизни:

3б- часто использует;

2б- использует иногда;

1б- затрудняется использовать.

- Общепринятые символы (флаг связан с праздником, подарок с днем рождения, учебник с учеником и др) в игре, общении, рисовании и др:

3б- использует самостоятельно;

2б- использует с помощью взрослого,

1б- затрудняется использовать.

- Отвечая на вопрос ребенок:

3б- всегда стремиться самостоятельно дать ответ;

2б- отвечает, но повторяет ответы других, или требуются наводящие вопросы;

1б- обычно повторяет чужие ответы.

По результатам выводится итоговый  балл. ( высокий уровень- 25- 33 балл; средний уровень- 16- 24 баллов, низкий уровень- 10-15 баллов, ниже 10- требуется внимание специалиста).

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе».

Критерии:

- Свое имя, фамилию, пол, возраст ребенок:

3б- знает, уверенно называет;

2б- называет не все параметры;

1б- называет с помощью взрослого.

- Название страны, города в котором живет, государственную символику.

3б- самостоятельно называет, узнает и называет в ответ на вопрос взрослого;

2б- вспоминает с помощью взрослого;

1б- затрудняется называть.

- В представлениях об окружающем (профессии, транспорт, города, страны, части света и др)

3б- почти всегда проявляет осведомленность;

2б- частично осведомлен;

1б- почти не осведомлен.

- В сезонныз изменениях в живой и не живой природе ориентируется:

3б- свободно;

2б- частично;

1б- плохо.

-Названия диких и домашних животных, места обитания, особенности поведения ребенок:

3б- знает хорошо;

2б- вспоминает с помощью взрослого.

1б- знает плохо.

- Во временных отношениях(части суток, дни недели, месяцы, времена года) ориентируется:

3б- свободно;

2б- с помощью взрослого;

1б- плохо.

- Произведения детской художественной литературы ребенок:

3б- знает хорошо (свободно ориентируется в названиях, сюжетах, персонажах);

2б- вспоминает с помощью взрослого;

1б- знает плохо.

По результатам выводится итоговый  балл. ( высокий уровень- 16- 21 балл; средний уровень- 10- 15 баллов, низкий уровень- 6-9 баллов, ниже 6- требуется внимание специалиста).

А наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности, беседы с родителями позволяют отследить, как дети используют полученные знания в повседневной жизни.

В начале года (в 2001-2012 уч. году) критерий- любознательный-активный- показатели достаточно были низкие:

высокий-  16%,

средний уровень -35%,

низкий уровень - 49%,  

критерий: способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, показал результаты немного повыше, но они тоже достаточно низкие:

высокий уровень -20%,

средний уровень- 55%,

низкий уровень-25%;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе:

 высокий-11%;

средний-81%;

низкий-8%.

 К концу года ситуация в корне изменилась: критерий- любознательный-активный: высокий-  58%,

средний уровень -42%;  

критерий: способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту:

 высокий уровень -63%,

средний уровень-37%;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе:

 высокий-72%;

средний-28%.

Показатели развития интегративного качества « Любознательный, активный»

Показатели развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»

Показатели развития интегративного качества имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

Работая над этой темой не первый год, могу отметить, что при систематической работе в соответствии с перспективным планом, использовании воспитателем рациональных методов и приемов, стремлении к профессиональному росту и конечно, при тесном контакте с родителями результаты оказываются достаточно высокими.

Задачи, поставленные в начале года:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

3. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. (зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность,- в большей степени выполняются к концу года. Это видно и из результатов диагностики и хорошо можно отследить во время итоговой совместной деятельности- когда дети самостоятельно при помощи своих карт подводят итог всех «путешествий».

     Думаю, что, этот опыт можно адресовать как молодым, так и опытным педагогам.  Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель старался работать творчески. Недопустимо, чтобы «путешествие» превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера- в результате чего ограничивается и активность и самостоятельность детей. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес ко всему новому, желание исследовать, познавать и конечно любить нашу прекрасную планету.

Считаю, что этот опыт не является трудоемким, и что не мало важно, он не требует больших материальных вложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников»

Рекомендации  для родителей по развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников старшего возраста...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...