План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой».
методическая разработка (старшая группа) по теме
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми в старшей группе.
Тема: «Поможем птицам зимой».
1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
2. Задачи:
- Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
(«Познание»);
2. Закреплять представления о треугольниках и четырёхугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счёт и воспроизведение определённого количества движений). Познакомить с названиями дней недели. («Познание»)
3. Формировать изобразительную технику, умения и навыки. Формировать умение лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы, крыльев, хвоста. Использовать полученные навыки и умения постройки башенки и забора для птички, домика для собачки. («Художественное творчество»)
4. Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. (« Социализация»)
- Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью чистоговорки на различие звуков ш- щ. («Коммуникация»)
6. Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. («Чтение художественной литературы»)
7. Формировать у детей потребности в двигательной активности. («Физическая культура»)
8. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. («Здоровье»)
9. Приобщить к музыкальному искусству. («Музыка»)
3. Методы и приемы:
Практические: пальчиковая гимнастика: «Кормушка»; пальчиковое упражнение «Дятел»; динамическая пауза: «Деревья зимой»; подвижная игра: «Зимующие и перелётные птицы»; игровые упражнения «Кто быстрее сосчитает», «Дни недели»; дидактические игры: «Кто как кричит?», «Пифагор»; игры с мячом: «Назови ласково», «Подбери действие»; физкультминутка: «Воробышки»;
создание художественного продукта:
- рисование: «Снегири на ветках»;
- рисование: «Зимующие птицы»;
- лепка: «Птицы на кормушке»;
- ручной труд - постройка башенки и забора для птички, домика для собачки.
Наглядные: рассматривание картинок с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, синица, снегирь; разрезные картинки с изображением
зимующих птиц; наблюдения за действиями воспитателя в процессе рисования, лепки; кормушки и корм для птиц.
Словесные: загадки, беседа, вопросы, объяснение, прослушивание аудиозаписи голосов разных птиц, проговаривание чистоговорок, чтение стихотворений.
4. Материалы и оборудование:
- картинки с изображением птиц зимой, иллюстрации, репродукции с изображением зимующих птиц;
- математический набор, 4 картинки с изображением частей суток и дней недели, наборы квадратов и треугольников, карточки с разным количеством кругов;
- альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, акварель, непроливайки, кисти для рисования, салфетки бумажные и.т.д, пластилин, доски для лепки, стеки.
5. Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности. |
Двигательная | Пальчиковая упражнение «Дятел», Пальчиковая гимнастика «Кормушка», Подвижная игра «Зимующие и перелётные птицы», Физкультминутка: «Воробышки»; динамическая пауза «Деревья зимой». |
Игровая | Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Пифагор»; игры с мячом «Назови ласково», «Подбери действие». |
Продуктивная | - Рисование: «Снегири на ветках» - Рисование «Зимующие птицы»; - Лепка: «Птицы на кормушке», -Ручной труд: постройка башенки и забора для птички, домика для собачки. |
Познавательно - исследовательская | Игровые упражнения «Кто быстрее сосчитает», «Дни недели». |
Коммуникативная | Отгадывание загадок, беседа, рассказ воспитателя, объяснение, проговаривание чистоговорок. |
Музыкально-художественная | Прослушивание аудиозаписи голосов разных птиц. |
Чтение художественной литературы | Чтение, обсуждение стихотворений И. Бунина «Первый снег»; А. Пушкина «Евгений Онегин»; И. Никитина «Встреча зимы». |
Опытно – исследовательская деятельность | Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом. |
Театрализованная деятельность | Экологическая сценка: «Доживем до весны». |
6. Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
1. | Воспитатель включает детей в образовательную деятельность: Воспитатель заносит в группу конверт: «Дети, когда я шла на работу, нашла на нашем крылечке письмо. Вы хотите узнать, что в нем?» | Дети отгадывают загадку: «Различаемся мы цветом | Сформирована мотивация образовательной деятельности.
| |
2. | Воспитатель загадывает загадки. По мере называния птиц воспитатель выставляет на фланелеграф соответствующую картинку.
| Дети отгадывают загадки. Птичка-невеличка Ножки имеет, Ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей) С Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) В красной шапке ходит он Дуб долбит как долотом. (Дятел) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хриповатая – Известная персона Кто она? (Ворона) Непоседа пестрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова) | Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом. Развито логическое мышление.
| |
З. | Воспитатель беседует и загадывает загадку:
Воспитатель задаёт вопросы:
Воспитатель обобщает: разные птицы питаются разными видами корма. Чем еще питаются птицы, мы будем наблюдать с вами на прогулках и еще больше узнаем о наших пернатых друзьях, договорились?
- Воспитатель предлагает вспомнить правила отношения к птицам. Воспитатель обобщает: Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм. | Дети отвечают на вопросы. - Скажите, какие это птицы? - Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? - А чем питаются птицы зимой? - А хватает ли птицами пищи зимой? - Почему не хватает пищи? - А чем мы можем помочь птицам? - Что для этого нужно сделать? Дети отгадывают загадку: Избушка новая, Для всех столовая, Зовёт обедать, Крошек отведать. (Кормушка)
Дети отвечают на вопросы. - Что находится в кормушках? - Чем питаются птицы? - Что любят воробышки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки). - А какие птицы любят рябинку поклевать, мелкие ранетки? (снегирь).
Дети называют правила: - Нельзя разорять гнёзда. - Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботиться о них. - Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе. На прогулке дети вешают кормушки для зимующих птиц. | Взаимодействуют с педагогом в решении познавательных задач.
Умеют поддерживать беседу о птицах.
Закреплены правила отношения к птицам. Воспитывается бережное отношение и желание ухаживать за птицам. | |
4. | Пальчиковая гимнастика: "Кормушка". | Дети выполняют пальчиковую гимнастику: Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). | Согласованы движения и речь. Развивается мелкая моторика. | |
5. | Игра с мячом: « Назови ласково». Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении воспитатель помогает детям. | Дети называют предметы в уменьшительно – ласкательной форме: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова. | Умеют употреблять предметы в уменьшительно – ласкательной форме.
| |
6. | Игра с мячом: «Подбери действие».
| Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм. | Сформировано умение анализировать. | |
7. | Подвижная игра: «Зимующие и перелетные птицы». Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру.
| Дети играют в игру: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны. (Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.) | Согласованы движения и речь. | |
8. | Дидактическая игра: «Кто как кричит?» Воспитатель включает аудиозапись голосов разных птиц. | Дети слушают и отгадывают, чей голос звучит. | Сформировано умение определить голоса птиц. | |
9. | Игровое упражнение: «Кто быстрее сосчитает». Воспитатель предлагает детям задания: - Прыгните на двух ногах столько раз, сколько кругов на карточке. Воспитатель задаёт вопросы: - Сколько раз вы прыгнули? - Почему вы подпрыгнули столько раз? Воспитатель предлагает детям задания: Сделайте столько шагов, сколько звуков услышите. | Дети считают сколько кружков и прыгают столько раз.
Дети отвечают на вопросы.
Дети выполняют столько шагов, сколько услышали звуков.
| Совершенствованы навыки счёта в пределах 10 с помощью счёта.
??
Совершенствованы навыки счёта воспроизведения определённого количества движений. | |
10. | Игровое упражнение: «Дни недели». Воспитатель уточняет названия и последовательность частей суток и предлагает обозначить их одним словом. Воспитатель обобщает: «Взрослые часто заменяют слово сутки словом целый день. Семь таких дней составляют неделю. (На фланелеграфе выставляются карточки с изображением от 1 до 7 кругов). Воспитатель задаёт вопрос: - Чем вы занимаетесь в каждый из дней недели в детском саду? | Дети смотрят и называют картинки с изображениями утра, дня, вечер и ночи.
Дети повторяют названия дней недели и определяют их порядковое место.
Дети отвечают на вопросы. | Имеют элементарное представление о названиях и последовательности частей суток.
Сформированы умения называть дни недели.
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу. | |
11.
| Дидактическая игра: «Пифагор» Воспитатель предлагает детям рассмотреть части квадрата и определить, из каких фигур он состоит. | Дети выбирают все треугольники и квадраты, раскладывают их на два подноса и собирают предложенную картинку (домик). | Закреплены представления о треугольниках и четырёхугольниках. | |
12. | Воспитатель предлагает выполнить физкультминутку: «Воробышки». | Дети выполняют физкультминутку: «Воробышки как проснутся (Дети поднимают руки вверх) (Дети открывают рот) Ловко хвостиком махнуть», (прыгают и пляшут) (Машут руками) (Дети двигаются в разных направлениях) | Обеспечена потребность детей в движении
| |
13. | Продуктивная деятельность. Воспитатель предлагает нарисовать снегиря на ветке. (Показывает образец: рисунок с изображением снегиря.) | Дети рассматривают, слушают и рисуют по инструкции: - нарисуйте кисточкой овал – туловище снегиря. - раскрасьте половину овала красным цветом – это грудка снегиря. - спинку раскрасьте чёрным цветом. - нарисуйте хвостик, крылышко, глаза и лапку снегиря. - изобразите ветку, на которой сидит снегирь. - нарисуйте летящие снежинки. | Сформированы умения передавать в рисунке характерные черты строения птицы. | |
14. | Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорку.
Воспитатель задаёт вопросы: - Какие основные звуки в этих чистоговорках? Произнесите их отдельно. Назовите как можно больше слов с этими звуками. | Дети проговаривают чистоговорку: Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Я письмо тебе пишу. Ша-ша-ша, Ша-ша-ша, Я пишу не спеша. Шо-шо-шо, Шо-шо-шо, У меня всё хорошо. Ша-ша-ша, Ша-ша-ша, Мама нянчит малыша. Шо-шо-шо, Шо-шо-шо, Помогаю с малышом. Ше-ше-ше, Ше-ше-ше, Забочусь я о малыше. Ши-ши-ши. Ши-ши-ши. У тебя как, напиши. Ща-ща-ща, Ща-ща-ща, Дождь идёт – я без плаща. Ще-ще-ще, Ще-ще-ще, Нет дождя, а я в плаще. Щу-щу-щу, Щу-щу-щу, Я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, Щи-щи-щи, Ты иди, меня ищи! Щу-щу-щу, Щу-щу-щу, Вот теперь – то отыщу.
Дети отвечают на вопросы и называют слова с этими звуками. | Активно занимается словотворчеством, рассуждает, высказывает свою точку зрения.
Могут назвать слова с этими звуками.
| |
15. | Продуктивная деятельность. Воспитатель предлагает изготовить кормушки для птиц и показывает способы и последовательность лепки. | Дети слушают и выполняют по инструкции: Отдельно лепим каждую деталь. Для головы делаем шарик, для туловища – овал, а потом все детали соединяем. Затем дети склеивают (лепят) из картона (пластилина) кормушку и прикрепляют птиц к ней. | Развивается мелкая моторика. Работают с пластилином по образцу и собственному замыслу. | |
16. | Пальчиковое упражнение: «Дятел». Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками.
| Дети выполняют упражнение: Я по дереву стучу, (Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку (четыре удара пальца по ладони. | Согласованы движения и речь. | |
17. | Воспитатель обобщает. Наступила зима, что декабрь-первый зимний месяц. Объясняет воспитатель: «В России зимой короткий световой день, холодно, снегопады, - Обо всём этом хорошо сказано в стихах замечательных русских поэтов». Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина «Первый снег», беседа по вопросам: - Когда бывает закат: утром или вечером? - Если день солнечный и морозный, как выглядит закат? Послушайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», беседа по вопроса: - Понравилось вам стихотворение и какие строчки особенно. Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы», беседа по вопросам: - Понравилось вам стихотворение и какие строчки особенно. | Дети слушают.
Дети слушают стихотворение, запоминают новые слова. По желанию заучивают наизусть.
Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы.
Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы.
Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы.
| Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом Выражают положительные эмоции (интерес, восхищение) при прослушивании.
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу.
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу.
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу. | |
18. | Динамическая пауза: «Деревья зимой» Воспитатель читает стихотворение Маршака «Круглый год. Декабрь». | Дети выполняют импровизированные движения, соответствующие тексту: В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Ёлку из лесу привёз. Ёлка плакала сначала От домашнего тепла, Утром плакать перестала, Задышала, ожила. Чуть дрожат её иголки, На ветвях огни зажглись. Как по лесенке, по ёлке Огоньки взбегают ввысь. Блещут золотом хлопушки, Серебром звезду зажёг Добежавший до макушке Самый смелый огонёк. Год прошёл, как день вчерашний, Над Москвою в этот час Бьют часы Кремлёвской башни Свой салют – двенадцать раз! | Обеспечена потребность детей в движении
| |
19.
| Продуктивная деятельность (ручной труд) Воспитатель предлагает построить домик для птички и собачки. | Дети выполняют задания: Сначала построим домик для птичек. (Имена детей) сделают из своих кирпичиков красивый заборчик. С обеих сторон построим башенки, на которых будут сидеть птички. Теперь для собачки построим домик. Посмотрите, как я буду его строить. Беру два кирпичика и ставлю их рядом. Это будет стенка. Она должна быть прочной, без щелей. А теперь, (имена детей), поставьте точно так же свои кирпичики на небольшом расстоянии напротив стенки, которую я уже построила. Теперь сделаем крышу. Ставлю одну призму на стенки дома, а дети поставят вплотную ещё одну призму. Вот мы и построили домик для собачки. | Интересуются изобразительной детской деятельностью при постройке. | |
20. | Продуктивная деятельность Воспитатель предлагает нарисовать зимующих птиц. | Дети рисуют зимующих птиц по их выбору. | Приобщены к изобразительному искусству. |
Итоговое мероприятие по теме:
Экологическая сценка: «Доживём до весны».
Действующие лица:
Воробей,
Синица
Сорока
(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
С ногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают).
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню
(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Литература:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Всильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 399 с.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.
3. Т.С. Коморова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика -Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolycheva_e.yu_.docx | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми в старшей группе.
Тема: «Поможем птицам зимой».
1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
2. Задачи:
- Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
(«Познание»);
- Закреплять представления о треугольниках и четырёхугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счёт и воспроизведение определённого количества движений). Познакомить с названиями дней недели. («Познание»)
- Формировать изобразительную технику, умения и навыки. Формировать умение лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы, крыльев, хвоста. Использовать полученные навыки и умения постройки башенки и забора для птички, домика для собачки. («Художественное творчество»)
- Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. (« Социализация»)
- Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью чистоговорки на различие звуков ш- щ. («Коммуникация»)
- Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. («Чтение художественной литературы»)
- Формировать у детей потребности в двигательной активности. («Физическая культура»)
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. («Здоровье»)
- Приобщить к музыкальному искусству. («Музыка»)
3. Методы и приемы:
Практические: пальчиковая гимнастика: «Кормушка»; пальчиковое упражнение «Дятел»; динамическая пауза: «Деревья зимой»; подвижная игра: «Зимующие и перелётные птицы»; игровые упражнения «Кто быстрее сосчитает», «Дни недели»; дидактические игры: «Кто как кричит?», «Пифагор»; игры с мячом: «Назови ласково», «Подбери действие»; физкультминутка: «Воробышки»;
создание художественного продукта:
- рисование: «Снегири на ветках»;
- рисование: «Зимующие птицы»;
- лепка: «Птицы на кормушке»;
- ручной труд - постройка башенки и забора для птички, домика для собачки.
Наглядные: рассматривание картинок с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, синица, снегирь; разрезные картинки с изображением
зимующих птиц; наблюдения за действиями воспитателя в процессе рисования, лепки; кормушки и корм для птиц.
Словесные: загадки, беседа, вопросы, объяснение, прослушивание аудиозаписи голосов разных птиц, проговаривание чистоговорок, чтение стихотворений.
4. Материалы и оборудование:
- картинки с изображением птиц зимой, иллюстрации, репродукции с изображением зимующих птиц;
- математический набор, 4 картинки с изображением частей суток и дней недели, наборы квадратов и треугольников, карточки с разным количеством кругов;
- альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, акварель, непроливайки, кисти для рисования, салфетки бумажные и.т.д, пластилин, доски для лепки, стеки.
5. Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности. |
Двигательная | Пальчиковая упражнение «Дятел», Пальчиковая гимнастика «Кормушка», Подвижная игра «Зимующие и перелётные птицы», Физкультминутка: «Воробышки»; динамическая пауза «Деревья зимой». |
Игровая | Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Пифагор»; игры с мячом «Назови ласково», «Подбери действие». |
Продуктивная | - Рисование: «Снегири на ветках» - Рисование «Зимующие птицы»; - Лепка: «Птицы на кормушке», -Ручной труд: постройка башенки и забора для птички, домика для собачки. |
Познавательно - исследовательская | Игровые упражнения «Кто быстрее сосчитает», «Дни недели». |
Коммуникативная | Отгадывание загадок, беседа, рассказ воспитателя, объяснение, проговаривание чистоговорок. |
Музыкально-художественная | Прослушивание аудиозаписи голосов разных птиц. |
Чтение художественной литературы | Чтение, обсуждение стихотворений И. Бунина «Первый снег»; А. Пушкина «Евгений Онегин»; И. Никитина «Встреча зимы». |
Опытно – исследовательская деятельность | Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом. |
Театрализованная деятельность | Экологическая сценка: «Доживем до весны». |
6. Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель включает детей в образовательную деятельность: Воспитатель заносит в группу конверт: «Дети, когда я шла на работу, нашла на нашем крылечке письмо. Вы хотите узнать, что в нем?» | Дети отгадывают загадку: «Различаемся мы цветом | Сформирована мотивация образовательной деятельности. |
2. | Воспитатель загадывает загадки. По мере называния птиц воспитатель выставляет на фланелеграф соответствующую картинку.
| Дети отгадывают загадки. Птичка-невеличка Ножки имеет, Ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей) С Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) В красной шапке ходит он Дуб долбит как долотом. (Дятел) Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хриповатая – Известная персона Кто она? (Ворона) Непоседа пестрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова) | Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом. Развито логическое мышление. |
З. | Воспитатель беседует и загадывает загадку:
Воспитатель задаёт вопросы: Воспитатель обобщает: разные птицы питаются разными видами корма. Чем еще питаются птицы, мы будем наблюдать с вами на прогулках и еще больше узнаем о наших пернатых друзьях, договорились? - Воспитатель предлагает вспомнить правила отношения к птицам. Воспитатель обобщает: Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм. | Дети отвечают на вопросы. - Скажите, какие это птицы? - Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? - А чем питаются птицы зимой? - А хватает ли птицами пищи зимой? - Почему не хватает пищи? - А чем мы можем помочь птицам? - Что для этого нужно сделать? Дети отгадывают загадку: Избушка новая, Для всех столовая, Зовёт обедать, Крошек отведать. (Кормушка)
Дети отвечают на вопросы. - Что находится в кормушках? - Чем питаются птицы? - Что любят воробышки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки). - А какие птицы любят рябинку поклевать, мелкие ранетки? (снегирь).
Дети называют правила: - Нельзя разорять гнёзда. - Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботиться о них. - Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе. На прогулке дети вешают кормушки для зимующих птиц. | Взаимодействуют с педагогом в решении познавательных задач.
Умеют поддерживать беседу о птицах. Закреплены правила отношения к птицам. Воспитывается бережное отношение и желание ухаживать за птицам. |
4. | Пальчиковая гимнастика: "Кормушка". | Дети выполняют пальчиковую гимнастику: Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). | Согласованы движения и речь. Развивается мелкая моторика. |
5. | Игра с мячом: « Назови ласково». Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении воспитатель помогает детям. | Дети называют предметы в уменьшительно – ласкательной форме: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова. | Умеют употреблять предметы в уменьшительно – ласкательной форме. |
6. | Игра с мячом: «Подбери действие». | Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм. | Сформировано умение анализировать. |
7. | Подвижная игра: «Зимующие и перелетные птицы». Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру. | Дети играют в игру: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны. (Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.) | Согласованы движения и речь. |
8. | Дидактическая игра: «Кто как кричит?» Воспитатель включает аудиозапись голосов разных птиц. | Дети слушают и отгадывают, чей голос звучит. | Сформировано умение определить голоса птиц. |
9. | Игровое упражнение: «Кто быстрее сосчитает». Воспитатель предлагает детям задания: - Прыгните на двух ногах столько раз, сколько кругов на карточке. Воспитатель задаёт вопросы: - Сколько раз вы прыгнули? - Почему вы подпрыгнули столько раз? Воспитатель предлагает детям задания: Сделайте столько шагов, сколько звуков услышите. | Дети считают сколько кружков и прыгают столько раз. Дети отвечают на вопросы. Дети выполняют столько шагов, сколько услышали звуков. | Совершенствованы навыки счёта в пределах 10 с помощью счёта. ?? Совершенствованы навыки счёта воспроизведения определённого количества движений. |
10. | Игровое упражнение: «Дни недели». Воспитатель уточняет названия и последовательность частей суток и предлагает обозначить их одним словом. Воспитатель обобщает: «Взрослые часто заменяют слово сутки словом целый день. Семь таких дней составляют неделю. (На фланелеграфе выставляются карточки с изображением от 1 до 7 кругов). Воспитатель задаёт вопрос: - Чем вы занимаетесь в каждый из дней недели в детском саду? | Дети смотрят и называют картинки с изображениями утра, дня, вечер и ночи.
Дети повторяют названия дней недели и определяют их порядковое место. Дети отвечают на вопросы. | Имеют элементарное представление о названиях и последовательности частей суток. Сформированы умения называть дни недели. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу. |
11. | Дидактическая игра: «Пифагор» Воспитатель предлагает детям рассмотреть части квадрата и определить, из каких фигур он состоит. | Дети выбирают все треугольники и квадраты, раскладывают их на два подноса и собирают предложенную картинку (домик). | Закреплены представления о треугольниках и четырёхугольниках. |
12. | Воспитатель предлагает выполнить физкультминутку: «Воробышки». | Дети выполняют физкультминутку: «Воробышки как проснутся (Дети поднимают руки вверх) (Дети открывают рот) Ловко хвостиком махнуть», (прыгают и пляшут) (Машут руками) (Дети двигаются в разных направлениях) | Обеспечена потребность детей в движении |
13. | Продуктивная деятельность. Воспитатель предлагает нарисовать снегиря на ветке. (Показывает образец: рисунок с изображением снегиря.) | Дети рассматривают, слушают и рисуют по инструкции: - нарисуйте кисточкой овал – туловище снегиря. - раскрасьте половину овала красным цветом – это грудка снегиря. - спинку раскрасьте чёрным цветом. - нарисуйте хвостик, крылышко, глаза и лапку снегиря. - изобразите ветку, на которой сидит снегирь. - нарисуйте летящие снежинки. | Сформированы умения передавать в рисунке характерные черты строения птицы. |
14. | Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорку. Воспитатель задаёт вопросы: - Какие основные звуки в этих чистоговорках? Произнесите их отдельно. Назовите как можно больше слов с этими звуками. | Дети проговаривают чистоговорку: Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Я письмо тебе пишу. Ша-ша-ша, Ша-ша-ша, Я пишу не спеша. Шо-шо-шо, Шо-шо-шо, У меня всё хорошо. Ша-ша-ша, Ша-ша-ша, Мама нянчит малыша. Шо-шо-шо, Шо-шо-шо, Помогаю с малышом. Ше-ше-ше, Ше-ше-ше, Забочусь я о малыше. Ши-ши-ши. Ши-ши-ши. У тебя как, напиши. Ща-ща-ща, Ща-ща-ща, Дождь идёт – я без плаща. Ще-ще-ще, Ще-ще-ще, Нет дождя, а я в плаще. Щу-щу-щу, Щу-щу-щу, Я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, Щи-щи-щи, Ты иди, меня ищи! Щу-щу-щу, Щу-щу-щу, Вот теперь – то отыщу.
Дети отвечают на вопросы и называют слова с этими звуками. | Активно занимается словотворчеством, рассуждает, высказывает свою точку зрения. Могут назвать слова с этими звуками. |
15. | Продуктивная деятельность. Воспитатель предлагает изготовить кормушки для птиц и показывает способы и последовательность лепки. | Дети слушают и выполняют по инструкции: Отдельно лепим каждую деталь. Для головы делаем шарик, для туловища – овал, а потом все детали соединяем. Затем дети склеивают (лепят) из картона (пластилина) кормушку и прикрепляют птиц к ней. | Развивается мелкая моторика. Работают с пластилином по образцу и собственному замыслу. |
16. | Пальчиковое упражнение: «Дятел». Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками. | Дети выполняют упражнение: Я по дереву стучу, (Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку (четыре удара пальца по ладони. | Согласованы движения и речь. |
17. | Воспитатель обобщает. Наступила зима, что декабрь-первый зимний месяц. Объясняет воспитатель: «В России зимой короткий световой день, холодно, снегопады, - Обо всём этом хорошо сказано в стихах замечательных русских поэтов». Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина «Первый снег», беседа по вопросам: - Когда бывает закат: утром или вечером? - Если день солнечный и морозный, как выглядит закат? Послушайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин», беседа по вопроса: - Понравилось вам стихотворение и какие строчки особенно. Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы», беседа по вопросам: - Понравилось вам стихотворение и какие строчки особенно. | Дети слушают. Дети слушают стихотворение, запоминают новые слова. По желанию заучивают наизусть.
Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы. Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы. Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы. | Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом Выражают положительные эмоции (интерес, восхищение) при прослушивании. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом, умеют поддерживать беседу. |
18. | Динамическая пауза: «Деревья зимой» Воспитатель читает стихотворение Маршака «Круглый год. Декабрь». | Дети выполняют импровизированные движения, соответствующие тексту: В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Ёлку из лесу привёз. Ёлка плакала сначала От домашнего тепла, Утром плакать перестала, Задышала, ожила. Чуть дрожат её иголки, На ветвях огни зажглись. Как по лесенке, по ёлке Огоньки взбегают ввысь. Блещут золотом хлопушки, Серебром звезду зажёг Добежавший до макушке Самый смелый огонёк. Год прошёл, как день вчерашний, Над Москвою в этот час Бьют часы Кремлёвской башни Свой салют – двенадцать раз! | Обеспечена потребность детей в движении |
19. | Продуктивная деятельность (ручной труд) Воспитатель предлагает построить домик для птички и собачки. | Дети выполняют задания: Сначала построим домик для птичек. (Имена детей) сделают из своих кирпичиков красивый заборчик. С обеих сторон построим башенки, на которых будут сидеть птички. Теперь для собачки построим домик. Посмотрите, как я буду его строить. Беру два кирпичика и ставлю их рядом. Это будет стенка. Она должна быть прочной, без щелей. А теперь, (имена детей), поставьте точно так же свои кирпичики на небольшом расстоянии напротив стенки, которую я уже построила. Теперь сделаем крышу. Ставлю одну призму на стенки дома, а дети поставят вплотную ещё одну призму. Вот мы и построили домик для собачки. | Интересуются изобразительной детской деятельностью при постройке. |
20. | Продуктивная деятельность Воспитатель предлагает нарисовать зимующих птиц. | Дети рисуют зимующих птиц по их выбору. | Приобщены к изобразительному искусству. |
Итоговое мероприятие по теме:
Экологическая сценка: «Доживём до весны».
Действующие лица:
Воробей,
Синица
Сорока
(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
С ногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)
Воробей:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)
Сорока:
Воробьишка, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в детский сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)
Воробей:
Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)
Синица:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают).
Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню
(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Литература:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Всильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 399 с.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.
- Т.С. Коморова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика -Синтез, 2008. – 128 с.: цв.вкл.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшей группе
Закрепление правил дорожного движения (правила перехода улицы) в ходе непосредственно образовательной деятельности...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: « Путешествие в космос»
План конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема " Путешествие в космос"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Деревья осенью»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы разработан в соответствии с ФГОС по теме: "Деревья осенью". Показана интеграция образовательных областей: "Позн...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет) Тема: «В мире вежливости и доброты»
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет)Тема: «В мире вежливости и доброты» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникат...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: "Согласие да лад - в семье клад".
Формировать представление о семье, как о людях , которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы. Тема: «Космическое путешествие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Цель: - расширят...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы. Тема « Каким бывает наше настроение»
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы.Тема « Каким бывает наше настроение»...