Активизация мыслительной деятельности старших дошкольников.
учебно-методический материал на тему

Гвоздева Наталья Владимировна

В данном материале представлен опыт работы по активизации мыслительной деятельности старших дошкольников в рамках кружка "Умники и умницы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_myslitelnoy_deyatelnosti.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Гвоздева Н.В., педагог дополнительного образования

МБДОУ №15 «Сибирячок»

г.Канск, Красноярский край

Цель современного образования – обучение и воспитание активной личности, способной решать интеллектуальные и личностные задачи. Для достижения этой цели наше ДОУ реализует программу нового поколения «Развитие» Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Провожу работу с детьми, имеющими высокий уровень умственного развития (по результатам психолого-педагогической диагностики), в рамках кружка «Умники и умницы». Свою работу с одаренными детьми строю параллельно с основными видами и направлениями реализации программы. Так как дети отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью, то свою деятельность спланировала следующим образом.

Первый блок — это мотивация к познавательной активности, понимаемая как проявление потребности ребенка в расширении своих возможностей действий в новых ситуациях. Эта активность носит продуктивный характер и основывается на целостном опыте ребенка. Основным на этом этапе работы считаю создание условия для активизации познавательной деятельности. Игровая форма, элемент занимательности, предлагаемые героями задания, предполагают проявление творчества, заинтересованности у детей. Сложные понятия и отношения не разъясняю сразу, а предлагаю высказать свои предположения и поискать нужные сведения в энциклопедиях, книгах, журналах или других источниках. Например: «Кто знает, когда появился первый дом? Какой он был?», «Что такое аэросани?» - даю возможность детям высказать свои предположения и говорю о том, что и я не знаю, но можно поискать ответ в детской энциклопедии. И только после анализа полученной информации разъясняю в доступной форме новые понятия. Овладение такими способами познания нового обеспечивает оптимальный уровень индивидуального развития ребёнка. Но чтобы зафиксировать и представить полученную информации предлагаю детям преобразовать её в условное изображение, символ, чертёж, схему. Такой приём способствует развитию творческого потенциала личности ребёнка.

Второй блок — операциональный, (имеющий отношение к операции) который характеризуется через понятие способностей  [3]. В дошкольном возрасте умственные способности ребенка определяются, прежде всего, уровнем развития наглядного моделирования, позволяющего ребенку анализировать объективные свойства действительности, и уровнем развития символизации, дающей возможность выражать свое отношение к реальности. Поэтому провожу работу по обучению детей умения схематически изображать простейшие предметы и явления (дерево, мяч) и более сложные (мороз, радость), использовать эти изображения для воспроизведения информации (приём «схематизация»). Учу детей понимать символику (на примере дорожных знаков, вывесок различных учреждений), видеть её основные качества - образность, краткость, обобщённость. Формирую умение самостоятельно придумывать графические символы (булочная, обувной магазин, парикмахерская, аптека и др.).

И, наконец, третий блок — блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и пр. У детей дошкольного возраста блок реализации характеризуется возможностями предъявлений собственных достижений в различных видах детской деятельности. Поэтому дети принимают активное участие в научно-исследовательских конференциях и конкурсах разного уровня.

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса, перед собой ставлю  задачу: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Подбираю материал так, чтобы он содержал в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки. Поскольку именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. В своей деятельности активно  применяю современные информационно – коммуникационные  технологии (компьютер, мультимедийное проектирование), которое использую:

  • при подготовке и проведении непосредственно-образовательной деятельности;
  • для участия в массовых мероприятиях, конкурсах. Воспитанники кружка ежегодно участвуют акции «Зимняя планета» с виртуальными кроссвордами, созданным в графическом редакторе Paint. Выступают с проектами, электронным портфолио перед сверстниками;
  • как средство закрепления и систематизации знаний, полученных во время образовательной деятельности. Разработала и использую в практике компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами разгадывания кроссвордов, ребусов: «Ребус – что это такое?», «Что лишнее?», «Кроссворд для дошкольников «Маскарад», интеллектуальная игра «Знай-ка». Доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками.  Компьютерные игры подбираю так, чтобы прослеживалась связь компьютерной игры с тематикой непосредственно-образовательной деятельностью или кружковой работы. Это способствует более глубокому усвоению и закреплению полученных знаний, тренировке основных мыслительных операций, у ребёнка развивается способность выстраивать логику элементарных событий, прогнозировать результаты своих действий.

В своей работе использую следующие, на мой взгляд, эффективные приемы:

  • “умные вопросы” – такой прием помогает учить детей использовать и углублять свои знания. Правильно сформулированные вопросы к детям позволяют активизировать их мыслительную деятельность, при ответе опираться на  уже имеющиеся знания об окружающей действительности, совершенствовать речевую активность, размышлять и делать свои выводы и предположения. Это вопросы типа «Почему?», «Что будет если…?», «Что будет потом?», игра «ДА-НЕТки», «Вопрос - ответ» [1];
  • “карточки-модели” с символическим изображением “методов исследования” (по А.Савенкову) стимулируют проявление познавательной активности, учат использовать приемы подбора, анализа и преподнесения доступной информации об окружающем  [2];
  • ребусы позволяют учить детей использовать уже имеющиеся навыки знания букв и умения читать в нестандартных заданиях, развивать логическое мышление;
  • “путаница”, “что перепутал художник” – развивает концентрацию внимания, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей направляю усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

Результатом такой работы мы можем считать участие наших детей в различных конкурсах, акциях, фестивалях, конференциях, а непосредственно в детском саду мы создали портфолио успешного ребёнка, и портфолио успехов детского сада.

Список литературы:

  1. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: книга для воспитателей детского сада и родителей/под ред. А.А.Столяра. М.: Просвещение, 1991. 80с.
  2. Савенков А.И. методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 32с.: ил.
  3. Толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.