Детско-родительский образовательный проект "В гости к сказкам А.С.Пушкина"
проект (подготовительная группа) на тему

Баранок Светлана Николаевна

Проект, в ходе которого дети познакомились с творчеством АС.Пушкина. Научились узнавать героев сказок, отражали свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pushkinu.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 18 «Алёнушка»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«В  ГОСТЯХ У СКАЗОК А.С.ПУШКИНА»

          Вид проекта: образовательный                                                                                     Продолжительность:   2 недели                                                                                       Участники: дети подготовительной группы,

воспитатель, родители.

 

г. Павлово, 2014г.

  1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». 

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия  показали: 

  • читающие люди способны проблемно мыслить; 
  • имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; 
  • лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); 
  • точнее формулируют мысли и свободнее пишут;  
  • легче вступают в контакты и приятны в общении; 
  • более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;
  • чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в постоянной поддержке.

  1. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

 При беседах с детьми моей группы  и в ходе анкетирования родителей, мной были выявлены такие негативные тенденции: 

  • заметное снижение интереса к чтению;
  • резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни; 
  • подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры; 
  • в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях; важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. 
  • незнание детьми писателей, их творчества, жанров литературных произведений.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Книжная культура. Дети», которые заключаются в следующем:

-          Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

-          Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

      Я считаю, что необходимо как можно больше времени уделять восприятию художественной литературы, знакомить детей с творчеством разных  детских писателей. Учить хорошему и доброму  на примере  сказок, рассказов, стихов, т.к. они, по моему мнению, просты и  доступны детям. Яркие и красочные иллюстрации способствуют развитию у детей интереса к творчеству писателей, а язык  детских произведений  легко запоминается и усваивается дошкольниками. Мне хочется, чтобы дети моей группы, узнали как можно больше о сказках  А.С  Пушкина,  и поэтому я решила познакомить их с творчеством  поэта.

2. Цель и задачи проекта.

Цель: Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении книг А.С.Пушкина.

Задачи проекта: 

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина;

- способствовать проявлению творчества в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях, в ходе НОД по изобразительной деятельности, музыке и в других видах деятельности.                           

Развивающие:

- способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказок;

- развивать литературную речь;

-приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

             

              Воспитательные:   

            - воспитывать бережное отношение к книге, прививать любовь к родному языку;

        - формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу;

            -  приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного      читателя;

                       

3. План проектной деятельности по достижению цели.

Этапы проекта

Задачи этапа

Проектные мероприятия

Работа с родителями

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Выбор темы.

«В гостях у сказок А.С.Пушкина»

Образовательные:

- дать детям представление о сказках А.С.Пушкина.

- расширять и уточнять знания детей о писателях, жанрах литературных произведений.

Развивающие:

- развивать речь детей, умение отвечать на вопрос полным предложением;

Воспитательные:

  • формировать интерес к чтению;
  • воспитывать доброжелательные отношения друг к другу в процессе общения, умение выслушивать товарища.

Задает загадку

«Не куст, а с листочками, не рубашка, сшита, не человек, а рассказывает»

  • А у вас есть любимая книга?
  • А какая любимая книга у Ани, у Димы, а у тебя, Алёша?

  • Ребята, а как вы думаете, кто пишет книги?

  • Каких писателей вы знаете?

- Писатели пишут рассказы, а что ещё?

- А как можно сказать про сказки, какие они бывают?

 

- А что вы знаете о сказках А.С. Пушкина?

-Что ещё хотели бы узнать?

-

Книга

-Да

- «Незнайка на луне»

- «Живая шляпа»

«Мышонок Пик»

Обсуждение своих любимых произведений

-Писатель

Дети перечисляют писателей, которых знают (А. Барто, Л. Толстой, Н. Носов, В. Бианки и др.)

- Стихи, сказки

- Добрые, волшебные, чудесные, в сказках добро всегда побеждает зло.

Дети рассказывают, что они смотрели мультфильмы по этим сказкам.

- Узнать больше про героев сказок, про золотую рыбку, про царевну-лебедь, почему царевну посадили в бочку.

2.Подготовка проекта.

Образовательные:

  • Изучить методическую литературу по теме проекта;
  • Создать условия в группе для изучения детьми творчества  А.С.Пушкина (через предметно-развивающую среду, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности);

Развивающие:

  • Развивать речь, творческое воображение и фантазию детей.

Воспитательные:

- формировать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

- Подобрать методическую литературу по теме.

- Разработать, подобрать конспекты занятий, бесед.

- Подобрать иллюстрации, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности.

- Сделать подборку дидактических игр, мультфильмов, презентаций.

- Организовать конкурс семейного рисунка «Моя любимая сказка А.С.Пушкина»

- Анкетирование родителей «Книга в кругу семьи»: выявить отношение родителей к проблеме приобщения детей к чтению.

- Консультация для родителей «Ребёнок и книга».

- Пополнить групповую библиотеку произведениями А.С.Пушкина.

  • В книжном уголке рассматривают книги, иллюстрации по сказкам;
  • Играют в дидактические игры «Собери сказку», «Разложи по порядку», «Узнай сказочного героя», «Из какой сказки эти предметы»;
  • Словесные игры:

«Узнай по описанию», «Что было бы, если»…, «Шкатулка со сказками».

Оказывают помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности

(изготовление кольчуг и шлемов для богатырей из бросового материала)

Совместно с детьми принимают участие в конкурсе рисунка «Моя любимая сказка А.С. Пушкина»

 Участвуют в анкетировании.

Помогают в пополнении групповой библиотеки

3. Реализация проекта

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с творчеством  А.С.Пушкина и его сказками.
  • Обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы и явления по сказкам.

Развивающие:

  • Способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказок.
  • Развивать память, воображение, образное восприятие, творчество детей, умение передавать в изобразительной деятельности образы  героев.

- Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы в процессе знакомства со сказками.

 Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к книге, вызвать эмоциональное отношение к героям сказок путём использования выразительных средств (музыки, поэзии)
  • Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в группе и индивидуально.

Восприятие художественной литературы

Чтение сказок А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

 «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель: Способствовать развитию умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.

Дети слушают сказки,

Беседуют по содержанию сказок;

заучивают небольшие отрывки из текста по желанию.

Познавательно-исследовательская деятельность

- Просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.

- Составление и отгадывание кроссворда по сказке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Цель: Закрепить знание сказок А.С.Пушкина, развивать умение работать в группе.

- Дети смотрят мультфильмы

- Дети вместе с воспитателем составляют и отгадывают кроссворд.

Приносят диски с мультфильмами

Коммуникативная деятельность:

- Беседа с детьми по  «Сказке о царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» с использованием ИКТ.

Цель: актуализировать и систематизировать знания  детей, развивать навыки творческого рассказывания.

-Рассказ воспитателя

«Жизнь и творчество А.С.Пушкина» с использованием ИКТ.

Цель:

Дать элементарные представления о жизни и творчестве поэта.

Дети рассказывают о героях сказок.

Рассматривают иллюстрации в альбоме «Сказки А.С.Пушкина» и в книгах.

Дети инсценируют понравившиеся отрывки из сказок А.С.Пушкина в театральном уголке.

Дети слушают рассказ воспитателя, задают вопросы по ходу рассказа.

Смотрят презентацию.

Беседуют дома с детьми о том, что нового узнали о творчестве поэта

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «У нас в театре представление»

Цель: Продолжать развивать умение разыгрывать сценки из знакомых сказок.

Театрализованные игры с разными видами театра по сказкам Пушкина (пальчиковый, Би-ба-бо)

Режиссёрские игры с героями сказок.

Дети инсценируют понравившиеся им отрывки из сказок А.С.Пушкина

Показ кукольного театра  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Изобразительная деятельность

Художественное творчество:

Рисование:

«У лукоморья»,

«Сказка о царе Салтане»,

«Обложка для книги сказок».

Цель: формировать умение передавать в рисунке свои впечатления от сказок, проявлять фантазию и творчество.

Лепка

«Герои знакомых сказок».

Цель: Совершенствовать умение передавать в лепке образы литературных произведений.

Аппликация «Мой любимый сказочный герой».

Цель: Способствовать овладению композиционными умениями.

Дети создают рисунки по мотивам сказок, используя различные изобразительные средства (цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, восковые мелки)

Выполняют лепку и аппликацию, передавая образы любимых героев.

Рассматривают работы детей, делятся впечатлениями.

Двигательная деятельность

Эстафета

«33 богатыря» перетягивание каната.

Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость.

Дети в костюмах богатырей  соревнуются в перетягивании каната

Изготовление кольчуг своими руками из бросового материала.

Трудовая деятельность

Ручной труд: изготовление книг -самоделок.

- Ремонт книг из групповой библиотеки

Цель: воспитывать любовь к книге и бережное отношение к ней.

Дети изготавливают

книги по мотивам сказок А.С. Пушкина

Помогают воспитателю подклеивать книги

Конструктивная деятельность

Конструирование из бумаги (оригами) «Лебедь»

Цель:

Закрепить умение складывать лист бумаги в разных направлениях, умение работать по схеме.

Конструирование из деревянного строителя «Замок царя Салтана»

Цель: Формировать умение продумывать содержание своей постройки, развивать фантазию и творчество.

Изготовление элементов для выполнения лебедя в технике «Оригами»

Дети строят из деревянного строителя замок, обыгрывают постройки с героями.

Рассматривают работы детей

Музыкальная деятельность

Слушание сказок Пушкина по магнитофону,

Слушание «Белка», «Полёт шмеля», муз.Н.Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»).

Цель:

Развивать умение видеть в музыке образы героев сказок А.С.Пушкина

Дети слушают музыкальные произведения, эмоционально воспринимают услышанное.

Помощь в приобретении  диска со сказками А.С. Пушкина

4.Результат проекта.

Образовательные:

- Систематизировать знания детей о творчестве А.С.Пушкина в процессе литературной викторины.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности, творчество, умение анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них.

Воспитательные:

  • Способствовать  формированию  доброжелательных отношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах.

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ,  коллективной аппликации - панно «Что за прелесть эти сказки».

Цель:

- закреплять  знания детей о сказках Пушкина;

- развивать умение композиционно оформлять замысел.

- Выполняют задания познавательного характера,

- Оформляют панно нетрадиционным способом по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Принимают участие в викторине,

подбирают необходимые материалы для оформления панно (салфетки, опилки, фольгу, самоклеящуюся бумагу и т.п.)

5. Ресурсная база проекта.

  1. Кадровые ресурсы:
  • дети;
  • педагоги дошкольного учреждения;
  • старший воспитатель;
  • родители;
  1. Информационные ресурсы:
  • сборник сказок и стихотворений по творчеству А.С.Пушкина
  • плакаты, иллюстрации по сказкам
  • оформление групповой библиотеки по творчеству А.С.Пушкина
  • дидактические  игры;

  1. Материально-технические ресурсы:
  • пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • приобретение необходимого дидактического материала;
  • иллюстрации, информационные пособия;
  • материалы для оформления (цветные карандаши, клей, цветная бумага, кисточки, фломастеры).

Список использованной литературы

1. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» Программа и методические рекомендации.-2-еизд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2006.-80с.

2. Бондаренко Т.М. «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательные области:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»»: Практичесое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ИП Лаконенина Н.А. 2012-192с.

3. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-176.:ил.

4. «Проектная деятельность старших дошкольников» автор-составитель В.Н.Журавлева.- Волгоград: Учитель,2009-202с.

5.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области струк...

Тема: «В гости к сказкам А. С. Пушкина»

Совместная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию, с использованием технологии интерактивного обучения и ИКТ в педагогическом процессе...

Игровой, спортивно - познавательный досуг «В гостях у сказки А. С. Пушкина. В форме «Квест игры».

Досуг рассчитан на знание дошкольников сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь», «Сказк...

В гости а сказкам А.С.Пушкина.

Сценарий  открытого мероприятия (викторины) для детей 3-4 лет по сказкам А.С.Пушкина....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА "

Конспект непосредственно образовательной деятельности  "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА" ЗАДАЧИ:Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.Воспитывать у...

Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возраста по теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»

Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возрастапо теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»...