Проект "Зимующие птицы" для средней группы
проект (средняя группа) на тему

Гарифуллина Рушания Рифатовна

Тип проекта: позновательно- исследовательский.Проект по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Зимующие птицы»

Для детей средней группы

Актуальность проблемы

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и окружающей средой. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал культуры речи и манеры общения. Поэтому очень важно воспитать у детей чистое, ясное произношение звуков в словах, правильное произношение слов согласно нормам орфоэпии русского языка, а также воспитать отчетливое произношение слов.

 Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает общение ребенка с окружающим миром, например, когда ребенок слышит голоса и звуки издаваемые животными, птицами, машинами и т.д.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. И мы, педагоги, решили подойти к вопросу формирования речи именно с помощью темы о птицах.

Наша главная цель, научить детей правильному произношению звуков и слов, пополняя их представления о птицах, повадках птиц и образе жизни. На наглядном примере названий различных пород птиц их вокализации, цветовой окраски, мы обучим детей правильному речевому дыханию, правильному произношению всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучим детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В результате  организации НООД, бесед, наблюдений за птицами, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций, разучивание стихотворений, игр, загадок позволит привлечь внимание дошкольников к теме о птицах, а вместе с тем расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного и вместе с тем научатся правильно произносить слова и звуки родного языка.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и воспитать у ребенка высокую культуру речи.

Проблема: Трудности в формировании высокой культуры речи у детей.

Цель: Формирование звуковой культуры речи в звукосочетаниях, словах, фразовой речи у детей в средней группе.

 Задачи:

  • Развитие дикции и фонематического восприятия на примере вокализации птиц;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • Воспитание звуковой и интонационной выразительности речи.

         

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц)

Предполагаемый результат:

  • Развитый речевой слух и артикуляционный аппарат;
  • Правильное речевое дыхание и звукообразование;
  • Четкое и ясное произношение звуков и слов;
  • Умение регулировать голосовую громкость в разговорной речи.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный-1 неделя.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

II этап – основной (практический)-2 недели.

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
  • Организация и участие родителей в акции «Покорми птиц зимой», изготовление  кормушек  и оформление ресторана для птиц.

III этап – заключительный-1 неделя

  • Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями
  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Обобщение и оформление материалов проекта.

№ п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки

проведения

1

1 этап-подготовительный

3

«Круглый стол» с родителями

Обсудить актуальность темы, цели и задачи проекта

Воспитатели,

 родители

1-я неделя

3

Оформление

родительского

уголка: размещение

статей,

консультации,

рекомендации по

теме проекта

Донести до родителей

информативный материал попроекту, вовлечь их в

активную совместную

работу

Воспитатели

1-я неделя

4

Подбор наглядно-

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала для занятий

Создать условия для

организации и проведения занятий, бесед, конкурсов

Воспитатели,

родители

1-я неделя

5

Наблюдение за зимующими птицами на прогулках детей с родителями по заданию воспитателей

С целью ознакомления детей с птицами и их повадками зимой

Родители, дети,

воспитатели

1-я неделя

6

Изготовление игр

«Кто где живет?»

«Узнай птицу».

Изготовить материал для

закрепления знаний о зимующих птицах

платка. Совершенствовать

навык вырезывания по ткани.

Воспитатели,

дети

1-я неделя

2 этап - основной

7

Рассматривание книг, иллюстраций и фото о зимующих птицах

Развивать познавательную активность, умение сравнивать

Воспитатели, дети

2-я неделя

8

Наблюдение за птицами на участке

Формирование желания заботиться о живых существах, воспитывать сопереживание и сочувствие

Воспитатели,

Дети

2-я неделя

9

Оформление книжного уголка на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Создать условия по реализации проекта

Воспитатели

2-я неделя

10

Д/и «Что общего?»

Учить находить общее в окраске оперения данной птицы в цвете своей одежды или одежды свои товарищей

Воспитатели,

  дети

2-я неделя

11

П/и «Воробушки и кот», «Птицы в гнезда летят», «Мячик передавай- зимующую птицу называй», «Воробушки и автомобиль»

Развивать внимание, двигательные умения и навыки

Воспитатели, дети

2-неделя

12

Беседа

«Лакомства для птиц»

Расширить знания детей о видах питания птиц зимой

Воспитатели, дети

2-я неделя

13

Д/и « Кто где живет?»

Закрепление знаний о зимующих птицах и геометрических фигурах

Воспитатели, дети

2-я неделя

14

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Поддерживать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

 

Воспитатели, дети

2-я неделя

15

Рисование «Синички»

Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Закреплять строение птиц

Воспитатели, дети

2-я неделя

16

Акция «Принеси корм птицам»

Обеспечить кормом кормушки (сало, зерно, семечки, яблоки, рябина, крошки)

Дети, родители

2-я неделя

17

Отгадывание загадок о зимующих птицах

Учить анализировать все названные признаки птиц, понимать смысл образных выражений

Воспитатели, дети

3-я неделя

18

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц

Воспитатели, дети

3-я неделя

19

Речевая игра «Много»

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительными суффиксами

платка. Совершенствовать

навык вырезывания по ткани.

Воспитатели,

дети

3-я неделя

20

Игра на внимание

«Птицы»

Развивать внимание, память, мышление

Воспитатели, дети

3-я неделя

21

Лепка «Любимая птица»

Продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях

Воспитатели,

Дети

3-я неделя

22

Д/и «Бюро находок»

Активизация и расширение словарного запаса детей

Воспитатели

3-я неделя

23

Речевая игра «Уменьшай-ка»

Усвоение навыка образования существительных в единственном и множественном числах родительного падежа

Воспитатели,

Дети

3-я неделя

24

Речевая игра «Кто как говорит»

Развитие дикции и фонематического восприятия при звукоподражанию птицам

Воспитатели,

Дети

3-я неделя

25

Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного

Воспитатели,

 Дети

3-я неделя

26

Речевая игра «Скажи одним слово»

Учить детей образовывать имена прилагательные

Воспитатели,

 дети

3-я неделя

27

Рисование ладошками «Снегири»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования

Воспитатели,

дети

3-я неделя

28

Выставка детских работ

Познакомить родителей и детей с детскими работами

Воспитатели,

дети

3-я неделя

3 этап - заключительный

29

Обработка и оформление материалов проекта

Подготовить материалы к презентации проекта

Воспитатели

4-я неделя

30

Анализ результативности

Подведение итогов работы над проектом. Выводы о его результативности

Воспитатели

4-я неделя


Результаты проекта

•Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

•Совершенствование речевого дыхания, силы и высоты голоса, интонационной выразительности речи.

•Овладение способами образования и грамматического оформления слов внутри предложения. Активация словаря.

•Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Используемая литература и другие источники

  1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
  2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005
  4. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
  5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. / В.В.Гербова – М.Мозайка-Синтез, 2014
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  7.  http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-zimuyuschie-pticy-nashi-druzja.html
  8. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2906-proekt-zimuyushchie-ptitsy.html
  9. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html
  10. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
  11. http://deti-77.3dn.ru/publ/nabljudenija_na_progulke/vtoraja_mladshaja_gruppa/oznakomlenie_detej_s_prirodoj/2-1-0-1
  12. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
  13. http://www.butuzici.ru/igry-dlja-detej/278-podvizhnye-igry/663-podvizhnye-igry-dlja-detej-ot-3-5-let.html