Статья по теме:«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».
статья на тему

Юдкина Наталья Васильевна

В статье раскрывается метод проблемного обучения, в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Юдкина Наталья Васильевна

 МБДОУ ЦРР д/с №4,

г. Мценск, Орловской области

«Формирование  естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».

           

       Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной   сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен опыт в этом направлении. Однако в практической работе сегодня по-прежнему возникает много проблем и вопросов, одним из которых является формирование естественнонаучных представлений у детей  дошкольного  возраста.  

       В процессе эксперимента развивается аналитико–синтетическая деятельность ребенка, наглядно – образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

     Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и  взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных    веществ, свойства воды, воздуха, магнита и т. д.     Выявление скрытых свойств явлений неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе. При организации специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.

     Данная тема выбрана не случайно: так как в процессе «детского экспериментирования» развиваются логическое мышление и словесно – логические операции, все виды памяти, что ведет к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем.

   Процесс  познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

    Мне хочется рассказать о методе проблемного обучения, который я использую в своей работе. При данном методе моя деятельность, как педагога изменяется коренным образом: я не преподношу детям знания и истину в готовом виде, а учу их искать и находить новые проблемы, решать их, тем самым, открывая для себя новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности. Все это способствует воспитанию самостоятельного, творческого мышления дошкольников.

   

       Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому важно, чтобы они учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога – связать результаты исследований работы с практическим опытом детей, уже имеющимися знаниями и подвести их к пониманию закономерностей.

    В процессе экспериментирования ребенок производит различные преобразования. При этом изучаемый предмет выступает перед ним разнообразными свойствами, что приводит к развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка. Непосредственное оперирование с объектом познания способствует развитию наглядно-действенного  мышления. А выявление скрытых связей и отношений приводит к мыслительной деятельности в наглядно-образной форме.

     Данное обучение в первую очередь предполагает отсутствие,  какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания  ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Проблемное обучение легко познается через «детское экспериментирование». Это помогает создать отношения сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.   Мое отношение   с детьми строится на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

    Большую радость, удивление  и даже  восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы.     В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность  (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.  При этом  взрослый – не учитель – наставник,  а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

    Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.  Для  поддержания  интереса к экспериментированию  в своей работе практикую задания детям, в которые проблемные ситуации и моделируются от имени сказочного героя — куклы.

     В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные сделанные совместно с детьми. Так,  если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка -  Зайчик - Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

   Познавательные занятия с элементами детского экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша-Удивлюша, Утёнок - Удивленок. Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?».  Часто этим же занимается  и озорная девочка Почемучка. Эти герои  «участвуют»   в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика - Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка - Удивленка,  яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

     Но не все дети сами могут найти проблему – нужна помощь воспитателя, который преднамеренно создает   для ребенка проблемную ситуацию. Например, если известно, что все растения состоят из воды, то почему эта вода не течет, когда режешь морковь, яблоко, картофель? А вот когда мы готовим сок из этих фруктов и овощей, дети видят, что жидкости там действительно много. Самое главное, чтобы в проблемном вопросе присутствовали противоречия, только в этом случае проблемная ситуация является толчком  к развитию. Ребенку не хватает знаний и опыта, чтобы объяснить все  эти процессы – поэтому помощь взрослого необходима. Опытный  воспитатель, создав для юных исследователей проблемную ситуацию, не станет торопиться с готовым ответом, а даст возможность каждому проявить силу мышления. Очень полезно задавать детям вопросы: «Что у вас дома сделано родителями или вами самими?  Что  в квартире неудобно?   Как исправить?» и т. д. Соревновательный игровой эффект заражает творческой энергией и доставляет много радости.

  Использование в своей работе исследовательского метода, поисково-проблемных и игровых ситуаций, способствующих повышению интеллектуальной активности детей, не только обогащает ребенка знаниями, но и учит последовательно мыслить, находить закономерности между явлениями и событиями, концентрировать внимание на важном объекте. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развиваться творческим способностям.

    Экспериментирование с соответствующим  физическим материалом  позволяет получить  более полную информацию об изучаемом предмете или явлении; увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении педагога, сделать эффективным процесс ознакомления; полнее удовлетворить естественную любознательность. Немало важно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность и инициатива ребенка.

    Опыты помогают лучше понять  явления, происходящие в природе, выяснить связи между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

    При данном виде обучения  я всегда  помню о том, что каждый ребенок талантлив, и каждый день работы с детьми – это поиск новых подходов, интересных ситуаций и нестандартных объяснений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Статья "Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста"

Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста....

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...