Статья "Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста"
материал по окружающему миру по теме

Блошенко Любовь Васильевна

Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_geograficheskih_predstavleniy_u_detey.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

          ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: географические представления детей дошкольного возраста; образовательная программа в ДОУ по формированию географических представлений у дошкольников.

Key words: geographical representation of children of preschool age; the educational program in DOE for the formation of geographical concepts in preschool children.

В статье дается описание и теоретическое обоснование системы работы педагогов дошкольного образования с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них географических представлений, заинтересованности современным миром, осмысления многообразия и ценностного содержания природно-географических моделей, биологических разностей на планете, природных стихий и территориальных пространств и т.п.

Слаженность  географических представлений в сочетании с владением определенного понятийного аппарата способствует формированию у дошкольников словесно-логического мышления, комплексного воображения, пытливости умственных действий, научно-исследовательской заинтересованности и собственной познавательной активности. Все выше перечисленное является важнейшей детерминантной социально значимых личностных характеристик и качеств, необходимых для становления и развития гармоничной, целостной, ответственной, самоактуализированной и самореализованной личности ребенка в дальнейшей его жизни.

В процессе разработки педагогической программы нашего ДОУ по формированию географических представлений у дошкольников мы основывались на том, какие вопросы сегодня реально интересуют наших воспитанников, какие условия им создают родители для познания и понимания современного мира, в том числе и всей его географической составляющей, какие требования предъявляет современный мир к современному образованию, и дошкольному в том числе и т.п.

Глобусы, карты, стороны света, ландшафты, водный мир, страны мира, народы и народности, почвы, полезные ископаемые, камни, металлы, минералы и кристаллы, животный и растительный мир, мир людей и их культур на планете и т.п. – все это множество и широкий спектр разнообразия – может и должны стать одной из областей интересов детей уже в дошкольном детстве.

При правильном педагогическом подходе и системной организации, реализовать такое обучение не только невозможно, но и необходимо при понимании психологической сущности, способностей и возможностей дошкольника.

Опыт работы нашего ДОУ по программе «География в детском саду» показал, что дети с интересом посещают специально организованный учебный класс, в котором имеются все необходимые атрибуты и педагогические средства – наглядный материал, учебные пособия, тематические дидактические игры, карты, глобусы, природный материал, альбомы с фотографиями, фильмы и диафильмы и т.п. Многолетняя педагогическая практика подтверждает тот факт, что дети просто нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать всё то интересное и для них важное, что только ему будет предложено – именно так и происходит развитие.

На наших занятиях географией у детей закладывается важнейшая база для формирования интеллекта и будущего кругозора. Дети узнают, что наш мир – это не только знакомые ему «дом-дворик-детский садик». Изучая основы географии, они начинают фантазировать и представлять себе другие страны и миры (людской, животный, растительный, подводный, звездный, космический и т.п.), учится мыслить масштабно.

Высокая познавательная и поведенческая активность детей на занятии дают основание говорить о значимости нашей работы в рамках формирования  географических представлений дошкольников.

В творческой совместной деятельности детей с педагогами, дошкольники начинают понимать, что география – это «наука обо всем, про всех и для всех»; наука, которую изучают от маленьких «почемучек» до серьезных ученых с мировым именем. «Что там за горизонтом; какие люди живут за высокими горами; есть ли вдалеке другие страны и какие они; существует ли «край света», а если есть, то где он находится; что скрывают морские глубины и кто населяет мировой океан и т.п. – все эти и другие вопросы из поколения в поколение волновали и волнуют воображение людей во всем мире.

Отвечая на вопрос «Зачем человек изучает географию?», наши дети отвечали: «Учит выбираться из трудной ситуации», «Расширяет кругозор», «Развивает умение жить на Земле», «Прививает любовь к родному краю», «Рассказывает от других мирах», «Раскрывает тайны подводного, подземного, земного и космических миров», «Дает представление о мире животных», «Показывает разнообразие растений планеты», «Помогает изучать и анализировать стихии, «бушующие» на Земле» и т.п.

Особый интерес на занятиях дети проявляют к работе с географическими картами.

Карты – очень важное достижение географии. На них можно видеть, где находятся разные страны, как выглядят реки, моря, горы и пустыни т.п. Карты помогают сравнивать разные места на планете, понимать окружающую нас природу, наглядно видеть и сравнить дальности расстояний, представлять или вспоминать собственные путешествия по миру и пр.

На наших занятиях по географии дети узнают, как люди в разных странах мира используют окружающую среду для получения пищи, воды, топлива, строительных материалов и многого другого, что может дать природа. У детей появляются знания о том, какой работой занимаются люди и как они изменяют мир вокруг себя. Также узнают, как связаны между собой различные части света, как общаются люди разных стран и континентов, как транспортные системы и ландшафты влияют друг на друга. Детей так же интересуют вопросы о том, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности. Они начинают понимать какая «маленькая и  хрупкая» наша планета, насколько важно и необходимо защищать природу и беречь природные ресурсы. Детей удивляет тот факт, что люди не умеют ценить богатства Земли, загрязняют окружающее их пространство, что уровень загрязнения природы сегодня настолько высок, что многие природные ресурсы уже находятся в реальной опасности.

На наших занятиях дети так же узнают о правильном отношении человека к природе, начинают понимать, как можно ее использовать без вреда для окружающего мира и как сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

В целом, подводя итог вышесказанному, важно отметить, что занятия географией в ДОУ формируют у дошкольников стремление познавать окружающий мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности – самостоятельной, активной, свободной, ответственной.

Главной целью занятий по формированию географических представлений у дошкольников – явилось формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание у младших школьников нравственного отношения к среде обитания и к своему организму. Дети-дошкольники воспринимают окружающий их мир как единое целое. Поэтому введение интегрированных знаний по географии на данном возрастном этапе соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Основополагающей идеей в цикле формирования географических представлений выступает неразрывная связь человека, природы, общества и бытия в формировании личности растущего человека. Занимаясь в этом направлении, дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и навыки наблюдений на местности. А главное – приобретают ценностные ориентиры и нравственно-этические нормы поведения в природе и обществе.

В качестве педагогических задач, решаемых на занятиях, выступают задачи, связанные: с формированием знаний и представлений об окружающем мире; с развитием познавательной активности; с формированием социального интеллекта ребенка посредством расширения кругозора и применения активных методов обучения. В число задач также входит воспитание эмоционально положительного отношения к реальной жизни и к окружающей действительности, интереса к природе и социальным явлениям, сочувствия, сопереживания, долга и бережного отношения к природе и людям, любви к Родине.

География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство бытия. Мы согласны, что более глубокое и подробное знакомство с этим учебным предметом у детей произойдет в школьные годы, но и в дошкольном детстве детям полезно узнавать и представлять себе нашу планету, учиться жить на ней и бережно относиться к окружающему миру.

Литература:

  1. Багрова Л.А.  Я познаю мир. Страны и народы. Издательство АСТ 1998
  2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986 - №1.
  3. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
  4. Глубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2004. – 144 с.
  5. Колпакова О.В. Занимательная география. Издательство Белый  город. – 2012 г.
  6. Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.
  7. Петрова Н.Н. География. По материкам и океанам.
  8. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – 2-е издание. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 128 с.
  9. Старжинская Ирина  Издательство: Юнипресс, 2006 г.
  10. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с.
  11. Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.
  12. Усачев А. Занимательные стихи.
  13. Успенский Л.В. Занимательная география. Издательство Ленинздат 1947 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

      Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способству...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...