«Использование игровых ситуаций в развитии речи дошкольников на занятиях ФЭМП»
консультация на тему

Куданкина Ольга Борисовна

Сообщение для воспитателей из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

«Использование игровых ситуаций в развитии речи дошкольников

 на занятиях ФЭМП»

                                                                                                                  Математика - наука

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее нам жизнь сложна.

         Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

         Но мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему - то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать, а самое главное, разговаривать.

         Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (название геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).

         Условное деление словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательности занятия от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи.

         Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность-значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно.

         Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике -уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.

         На занятиях учим не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои впечатления (шире- уже- дорожка, ручеек; выше- ниже- забор, дерево, человек; толще-тоньше - ствол дерева и т.д.). Для этого проводим дидактические игры и упражнения «Подбери заборчик к домику», «Перепрыгни через ручеек», «Нарисуй дорожку» и т.д. Дети учатся отличать разницу в объеме (в первом стакане воды больше, чем во втором). Проводя д/игру «Три медведя»Учим находить более сложные ориентировки в величине: «большой, меньше, самый маленький» - медведь, стул, миска, кровать. В д/упражнении «Нарисуй манкой дерево» (высокое, пониже, самое низкое).

         Дети осваивают существительные, обозначающие пространственные, временные отношения (утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, вчера; названия дней недели, месяцев).

         Процесс формирования элементарных математических представлений, развитие умения обосновать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать правоту, способствует совершенствованию связной речи (точной, и краткой), грамматического строя речи. В д/ игре «Составь задачу» ребенку приходится придумать маленький рассказ: 3+1 = ребенок рассказывает «Мама решила сварить суп. Ей понадобилось 3 картошки и 1 морковь. Всего мама использовала 4 овоща» или «У меня было 3 карандаша, а у моего друга -1. всего у нас было 4 карандаша» и т.д. Ребенок должен показать в своем ответе умение не столько дать правильный ответ, сколько разбираться в структуре рассуждений, знать значение каждого математического термина, самостоятельно мыслить.

         В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т.к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя.. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной..

         Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий и взаимосвязью между освоением действием и речевым выражением способа его выполнения. Например, сравнение полосок по длине и ширине: Ваня научился сравнивать их разными способами и объясняет соседу по столу: «Накладываешь полоску одну на другую и сразу видно, какая шире - уже, длиннее- короче». Играя в д/игру «Гномы с мешочками», дети по длине полоски определяют, какой по весу мешочек несет гном. ( чем длиннее полоска, тем тяжелее мешок, а гномы помогая друг другу, меняются мешками).

         На своих занятиях по математике мы широко используем разного рода речевой материал: стихи, считалки, загадки, фольклор, который помогает оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.

1.    Четыре зайца шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успело?

2.    Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок- сосед.

На пенек зайчата сели

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

         В сказке «Гуси- лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь у нас все связано с математикой, поэтому и яблонька- загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить пример (3+4=7) и сорвать яблоко с цифрой 7 или сорвать яблоко с любой цифрой и назвать ее.

В д/ упражнении «Какого по счету гнома не стало» закрепляются еще и названия дней недели, потому, что так зовут гномов.

         Активизировать детей на занятии, заинтересовать помогают разного рода физминутки:

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

         Эта физминутка также способствует закреплению названия дней недели. Чтобы заинтересовать ребенка, побудить его к деятельности создаем игровые ситуации. Например «Полет на воздушном шаре». Чтобы пройти в шар, нужно заработать билет.(Дети берут подготовленные карточки с изображением геометрических фигур, знаков (овал, квадрат, круг, знак плюс, знак вычесть и т.д.) считают количество слогов , находят себе стул с такой цифрой).

         Часто используем п/игру «Найди свое место», (детям раздаются карточки с цифрами, они разбегаются по группе и по команде выстраиваются по порядку. Затем дети должны назвать своих соседей).

         Большое значение уделяем играм со счетными палочками. Д/упражнение «Построй и сосчитай» ( выкладывают геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д. и считают сколько палочек на это понадобилось). Детям нравится лепить цифры из пластилина. При этом развивается мелкая моторика, речь.

         Мы, постоянно обращая внимание на свою речь и речь детей, подводим их к пониманию, что, когда на занятии по математике нужно сделать вывод, умозаключение необходим полный, понятный, аргументированный ответ.

Работа над звуковой культурой речи сводится к формированию правильного произношения математических терминов и проводим дидактические упражнения «Скажи правильно»

•     повторить слова, правильно расставляя ударении: треугольник, квадрат, и т.д.

•     прочитай пример 5+3=8 (к пяти прибавить три получится восемь); 8-3=5 (из восьми вычесть три

•     назови слова с одним слогом (с двумя слогами): плюс, круг, квадрат и т.д.

•     назови количество слогов в слове: прямоугольник (5 слогов), задача (3 слога), плюс (1 слог).

         Объясняя детям материал, мы используем тот же словарь, который должны освоить дети. Наша речь всегда должна быть образцом для подражания. Ориентация на образец - один их основных путей развития речи детей на занятиях и в том числе на математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой ситуации по развитию речи чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» во второй младшей группе

во второй  младшей  группеЦель: приобщение детей к методу  чувственного познания природы – наблюдение, через ознакомление с рассказом К.Д. Ушинского «Четыре желания&ra...

Выступление: ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формиров...

Образовательно игровая ситуация по развитию речи тема "Перелетные птицы"

Продолжать совершенствовать умение детей  составлять небольшой рассказ, используя сюжет картины " Грачи прилетели" .Употреблять в речи прилагательные, глаголы, предлоги. Расширять слова...

Образовательно-игровая ситуация по развитию речи "Домашние птицы"

Цель: уточнить названия домашних птиц. Знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как подают голос, какую помощь приносят людям.упражнять детей в образовании существительных  множественного ч...

Образовательно- игровая ситуация по развитию речи "Они сражались за Родину"

Закрепляем знвния детей о героях Великой отечественной войны.Развиваем связую речь.активизирум глагольный словарь.Воспитываем уважения к героям войны...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.Цель: закреплять представлени...